Данные основные принципы налогообложения являются обобщающими, каждый из которых имеет свое внутреннее содержание, позволяющее определить его значение для реализации фискальной и социальной функций налогов.
Исходя из функций налогов и принципов налогообложения в работе исследовано понятие налога. Как правило, при его определении используется правовая и (или) экономическая концепции. Вместе с тем, определение понятия налога, характерное для социального государства, каковым, в частности, является Российская Федерация, должно отражать:
1) фискальную цель налога (обеспечение поступления доходов в бюджет для покрытия общественных потребностей);
2) закономерность налогообложения (государственно-правовой характер налогообложения);
3) социальные цели налога (программное значение налога).
На этой основе можно сформулировать следующее определение понятия налога, характерное для социального государства: налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый на основании закона о налоге с юридических и физических лиц в бюджетную систему в целях социально-экономического развития государства.
Налоги являются одним из инструментов экономического воздействия на развитие социальной системы. Поэтому важно исследовать механизм реализации функций налогов в этом процессе.
Налоговый механизм является частью финансового механизма, являющегося, в свою очередь, частью экономического механизма.
Экономический механизм - это комплекс сущностных экономических отношений, в сферу действия которых вовлечены финансы, налоги, цены, кредиты, страхование и другие элементы, непосредственно участвующие в процессе воспроизводства.
Финансовый механизм, как элемент экономического механизма, выступает в качестве системы финансовых рычагов и стимулов воздействия на субъекты экономической деятельности в целях обеспечения расширенного воспроизводства, улучшения структуры и повышения эффективности экономики, а также развития социальной сферы отдельного предприятия и страны в целом.
Налоговый механизм, являющийся элементом финансового и соответственно экономического механизмов, следует рассматривать как комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов установления, введения, и взимания налогов, распределения их между бюджетами разных уровней, налогового администрирования, привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, алгоритм которых воплощен в совокупности соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.
Непосредственная реализация совокупности экономических отношений осуществляется через хозяйственный механизм – комплекс конкретных мер по регулированию экономической жизни, реализуемый, в том числе, через механизм государства - систему органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления и формируемую ими в рамках предоставленных полномочий систему законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной политики социально-экономического развития.
Механизм реализации социальной функции налогов в России представлен на рис. 3.
Развитие социальной системы посредством налогового регулирования и налогового стимулирования является целью социальной функции налогов. Cистема основных целевых индикаторов, характеризующих развитие социальной системы, используемых в качестве показателей реализации социальной функции налогов, представлена на рис. 4.
В современной налоговой системе России одной из основных форм реализации социальной и стимулирующей функций налогов являются специальные налоговые режимы (рис. 3), применяемые в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и представляющие собой упрощенный порядок налогообложения, включающий в себя, в частности, замену одним налогом ряда основных налогов, уплачиваемых в рамках общего режима налогообложения (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество организаций и физических лиц, единый социальный налог). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями
соглашения.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 2
1. Налоги как социальная категория 4
2. Функции налогов как социальной категории 8
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
В национальном хозяйстве России происходят глубокие социально-экономические преобразования. Формирование рыночных отношений, развитие форм собственности и методов хозяйствования определили необходимость совершенствования экономического механизма, включая налогообложение. В процессе рыночных реформ в России государство смогло решить множество проблем – осуществить либерализацию цен, перейти к более открытой экономике, выйти на стабильный уровень роста ВВП, способствовать развитию негосударственной банковской сферы, реформировать систему налогообложения, создать условия для возникновения финансового и фондового рынков и т. д.
Налоговая система России постоянно находилась в состоянии трансформации. Менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически все субъекты экономики. Происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными. Однако, очень часто налоговая макроэкономическая политика государства имела ярко выраженную фискальную направленность, что усиливало негативные социальные процессы в обществе.
Высокий уровень инфляции и разрыв в доходах различных групп населения являются неизменными характеристиками социально-экономического развития России. Существенный рост доходов занятых происходит лишь в ограниченном количестве отраслей, ориентированных на экспорт. Именно поэтому вопрос об управлении социально-экономическими явлениями с помощью мер налоговой политики становится очень актуальным. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения базовых отраслей, в которых наблюдается наибольший рост цен, должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований. Налоги как экономическая и социальная категории, представляя собой совокупность отношений перераспределения реально созданного в обществе дохода, являются одним из важнейших рычагов общественного управления при формировании социальной системы и достижение прогрессивных результатов ее развития заключается в обеспечении роста главных показателей социальной системы, одним из которых является качество жизни граждан. Названные обстоятельства определяют актуальность выбора темы работы: «Социальная функция налогов».
Целью работы является рассмотрение механизма согласования интересов государства, бизнеса и граждан в налоговых отношениях на основе взаимной социальной ответственности. При этом ставятся следующие задачи:
- определить механизм реализации социальной ответственности в налоговой системе;
- рассмотреть теоретические основы налогообложения и значение налогов как социальной категории;
- раскрыть механизм реализации социальной функции налогов.
Объектом исследования являются экономические, социальные и налоговые отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы. Предметом исследования являются основные принципы и методы воздействия налоговой политики на социальные процессы в современной экономике России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Налоги как социальная категория
В современной теории и практике государственного строительства в последние десятилетия в качестве комплексной сущностной характеристики современного высокоразвитого государства все больше утверждается понятие «социальное государство». Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и берет на себя ответственность за обеспечение достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальная ответственность перед обществом и гражданами – неотъемлемая черта такого государства. Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества экономики. Поэтому в экономической политике социального государства требуется сочетание мер государственного регулирования, поощрения конкуренции и развития личной инициативы граждан по обеспечению собственного благосостояния. Анализируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социально ответственного государства и его реализации в ряде стран мира, можно констатировать, что социально ответственное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социально- экономической и других сфер жизнедеятельности общества в целях установления в нем социальной справедливости.
Одним из важнейших направлений этого регулирования является налоговая политика, определяющая налоговые отношения и выступающая как их концентрированное выражение. Под налоговыми отношениями понимается взаимодействие между государством, субъектами хозяйственной деятельности и доходно-имущественных отношений по поводу уплаты обязательного, индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги как социальная категория, представляют собой один из рычагов общественного управления при формировании и развитии социальной системы.
В налогах отражаются отношения собственности, та сфера производственных и социальных отношений, где сталкиваются и так или иначе разрешаются различные экономические и социальные интересы: государственные, коллективные и индивидуальные, что потребовало в исследовании не только экономического и правового подходов к налогу, но и подхода с позиции социологии, изучающей отношения между системой налогообложения, государством и обществом.
Современное российское государство оказалось в сложной ситуации: по политико- идеологическим мотивам оно отказалось от патернализма, а по финансово- экономическим причинам – не стало социальным в западном смысле. В России государство расходует на исполнение своих традиционных функций (оборона, правопорядок, международные отношения, содержание государственного аппарата и т.п.) примерно 6% ВВП, что почти на 25% превышает общемировой показатель, но в шесть раз меньше (около 3,5% ВВП) тратит на выполнение своих социальных функций. Соотношение расходов на выполнение « традиционных» и социальных функций государства составляло в 2005 г. 1,7, что привело к значительным проблемам в реализации продекларированных властью социальных приоритетов и, как следствие, к снижению качества человеческого капитала и потенциала инновационного развития. Согласно данным социологических исследований (проект Горбачев - фонда «Социальное неравенство и публичная политика»), подавляющее большинство россиян (88%) в течение последних семи лет не видит улучшения в реализации принципа социальной справедливости, а также в борьбе с бедностью (84%), в уровне жизни населения (80%). Причем негативные оценки бедного населения (92%) ненамного отличаются от мнения благополучных слоев населения (67%). Для налоговой системы России характерна большая концентрация налогов в отдельных регионах. Десять богатейших регионов дают 55% всех налоговых поступлений, при этом еще 14 регионов дают около 1,5%! Если бы не помощь центра, доходы бюджета на душу населения в самом бедном регионе были бы в 193 раза меньше, чем в самом богатом. При этом отмечается, что налоговые новации последних лет очень больно ударили по доходам регионов. Всего из-за налоговых новаций 2003–2006 гг. региональные бюджеты потеряли почти 600 млрд руб. доходов, а приобрели новые налоговые доходы на 52,9 млрд руб. Ситуация усложняется тем, что в доходах регионов 80% сейчас составляют поступления от федеральных налогов, влиять на которые территории не могут. Из-за этого разрыв в социально-экономическом развитии территорий увеличивается. Лишь в 17 регионах подушевой доход выше среднероссийского, а в 72 регионах (где живет 75,3% населения страны) – ниже среднего, а в среднем по душевому региональному продукту субъекты Федерации отличаются более чем в 20 раз. Возникает парадоксальная ситуация – когда для граждан одной страны социальные гарантии и обязательства государства перед обществом в каждом регионе абсолютно разные. И различия эти составляют десятикратную величину. Региональное неравенство усилилось также из-за монетизации льгот, поскольку в регионах-донорах компенсации, как правило, выше.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008-2010 годах».
4. Налоги в условиях экономической интеграции / В.С. Бард. Л.П. Павлова, Н.Е. Заяц, Е.Ф. Киреева и др. Под ред. проф. В.С. Барда и проф. Л.П. Павловой. – М.: КНОРУС, 2004.
5. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / И. В. Горский, Н. И. Малис, О. В. Медведева и др. - М. : Финансы и статистика, 2003.
6. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сб./Росстат. – М., 2007.
8. Черник Д.Г., Л.П.Павлова, А.З.Дадашев, Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение. Учебник. М.:ИНФРА-М, 2007.
9. Бочарова О.Ф., Тюпакова Н.Н. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов // Финансы и кредит. – №33, 2007.
10. Косолапов А.И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса. // Финансы. – 2006. - № 12.
11. Кузнецова А.П. Способы налогового регулирования инфляции и социальной дифференциации на примере сельскохозяйственного комплекса.//Вестник Саратовского Госагроуниверситета им Н.В.Вавилова. №5, 2006 год.
12. Жданова В.Ю. Специальный налоговый режим как разновидность правового режима // Финансовое право. 2005. № 2.
13. Лукъяненков, М. В. Налоговое администрирование в контексте социальной ответственности бизнеса, государства и граждан / М. В. Лукъяненков // Инновации в науке, образовании и бизнесе: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (14–15 мая 2007 г.). – Пенза, 2007.
14. Шевырев М.Б., Пономарев М.А. Критерии социально ориентированной политики государства в России // Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Сборник тезисов выступлений на научно-практической конференции «Экономические интересы и социальная политика». СКАГС. 2005.
15. www.nalog.ru
16. www.gks.ru
1,200 руб.