Введение
Содержание
Литература
1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни
Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Изучением семьи до недавнего времени занималась почти исключительно социология; были созданы теоретические концепции семьи с точки зрения социальных функций и связей семьи с другими общественными институтами. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания - психиатрии, психологии, этнографии, педагогики и т. д. Это явление объясняется тем, что, как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений . Кризис выражается в том, что, с одной стороны, идет поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше соответствовали бы современному содержанию отношений; например, известный американский исследователь Бёрр перечисляет и описывает около десяти различных форм семейных взаимоотношений, существовавших в США в 70-е гг. наряду с «классической» моногамной семьей. С другой стороны, непрерывно растет число разводов и в нашей стране, и за рубежом; к началу 80-х гг. на каждые три брака приходится в среднем один развод, причем особенно страдают «молодые» браки - почти 1/3 всех разводов падает на семьи, имеющие стаж не более трех - пяти лет .
По данным социологии, в обществе все большее значение приобретает субъективный фактор в развитии семьи и брака; в частности, демографические данные свидетельствуют о достаточно высоком удельном весе психологических мотивов и причин развода, таких, как несходство характеров, отсутствие или утрата, чувства любви и т. п. Одновременно с этим указывается, что одной из основных функций брака сейчас становится обеспечение психологического комфорта, так называемая терапевтическая функция брака. Этот факт получает свое отражение в результатах демографических исследований брака и развода; однако они лишь фиксируют его, не давая анализа данного явления . Глубоко проанализировать процессы семейного функционирования возможно только с помощью специальных психологических методов исследования. Одним из таких методов - в широком смысле слова - можно считать семейную психотерапию, направленную на изменение межличностных отношений в семье и на ее стабилизацию; в ходе психотерапии вскрываются многие тонкие психологические механизмы супружеского взаимодействия, не выявляемые другими известными методами. В этой связи необходимо отметить статью Мацковского М.С., в которой автор излагает свои взгляды на теоретические основы семейной терапии, сложившиеся в процессе практической работы с конфликтными семьями. Данная статья является программной, она направляет и ориентирует психологов, занимающихся семейной психотерапией.
В последние годы у нас в стране количество консультаций по вопросам семьи и брака стремительно увеличивается. В настоящее время все большую популярность приобретает такая форма работы с молодыми семьями, как профилактические беседы с подающими заявления о расторжении брака .
Например, во многих районах Москвы при ЗАГСах, созданы консультативные кабинеты помощи разводящимся. Прием в этих кабинетах обычно проводят юристы, социологи, психологи; главная задача подобной работы - на основании совместного обсуждения дать возможность супругам самим принять окончательное решение - сохранить ли им брак или разводиться; помочь им увидеть несколько (а не один) возможных выходов из сложившейся ситуации. В ходе беседы консультант вместе с клиентом стремится выявить те изначальные ошибки в построении коммуникации с партнером, которые в итоге привели к решению расторгнуть брак. Однако нередко в эти кабинеты обращаются и те семьи, которые не в состоянии сами справиться с решением той или иной проблемы и хотели бы получить квалифицированную помощь, т. е. так называемые конфликтные семьи. В таких случаях основная цель работы - помочь супругам найти общий язык, научить их самостоятельно решать конфликты .
Беседы в консультативных кабинетах с разводящимися носят свободный, нестандартизованный характер; консультанты стремятся к тому, чтобы у супругов возникало ощущение, что они могут доверять психологу, который готов и в силах им помочь. Накопив некоторый опыт работы с разводящимися, многие сделали попытку создать специальную анкету, которая давала бы упорядоченный, стандартизованный материал . Эта анкета содержит несколько вопросов; из них некоторые направлены на сбор демографических данных: «Что привело вашу семью к разводу?» и «Что привело лично Вас к разводу?». Анкета заполняется разводящимися перед беседой с психологом, и практика показала, что это очень помогает установлению контакта, нахождению общего языка. С каждым супругом беседа ведется по отдельности, а затем, в случае надобности и в соответствии с желанием супругов, проводятся совместное обсуждение проблем .
Получив предварительные данные о супругах - о продолжительности их совместной жизни, об условиях проживания, о роде занятий, о том, кто является инициатором развода и т. п., предлагается им изложить претензии к супругу, рассказать, чем он не удовлетворяет, в чем он обманул ожидания. Каждого клиента обязательно спрашивают, нет ли у него каких-либо трудностей в сексуальной сфере взаимоотношений с супругом, так как сами они чрезвычайно редко решаются касаться этого момента, а известно, что источником многих семейных неурядиц служит сексуальная дисгармония; во многих консультациях имеется квалифицированный врач-сексолог, который может оказать реальную помощь в решении сексуальных проблем; при желании супруги могут записаться к нему на прием.
Психологи внимательно выслушивают супругов, стараются, чтобы им самим захотелось поделиться своими проблемами; в большинстве случаев этого удается достичь.
Из практики многих консультативных кабинетов беседы с молодоженами показали, что примерно половина из них вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы (например, желания уйти из родительского дома, совершить ответственный самостоятельный шаг, отомстить кому-либо и т. п.). Отсутствие адекватной мотивации привело к тому, что перед супругами не вставали задачи «самоопределения» семьи: выяснения супружеских ролей, внутрисемейного статуса каждого из них, их общих целей. Такие супружеские пары сами говорят: «У нас семьи не было» . Подобные браки распадаются, как правило, довольно быстро, как только обнаруживается, что создание прочных семейных уз требует большой, серьезной работы и много времени, а молодые супруги к этому совершенно не подготовлены и, более того, не заинтересованы в этой деятельности. Поэтому проблемы, возникающие в таких семьях, связаны по большей части с тем, что супруги попросту не хотят приложить никаких усилий к тому, чтобы создать устойчивые взаимоотношения; они продолжают жить каждый своей жизнью, как и до брака, не стараясь найти какие-то общие интересы, точки соприкосновения . Конфликты у них возникают из-за несущественных мелочей, перерастая затем в длительные ссоры; постепенно они сами начинают понимать, что семья у них не складывается, но предпринимать что-либо у них нет желания. Установки на развод у этих супругов очень сильные и стойкие; почти все они в скором времени расторгают свои браки .
Например, супруги Елена и Игорь К. - оба музыканты, любят свою профессию; пока они встречались в компаниях, у них было много общих интересов и тем для разговора, они нравились друг другу. Решение пожениться приняли под влиянием друзей: «Из вас получится прекрасная пара!» Однако вскоре после свадьбы, оказавшись в домашней обстановке, эти супруги обнаружили глубокие различия в жизненных интересах и полное нежелание формировать семью. Жили они у родителей жены, практически «на всем готовом»; и тот и другой сохранили все свои «холостяцкие» привычки; часто ссорились из-за пустяков, после чего нередко не разговаривали друг с другом по неделе и больше, не испытывая при этом особых переживаний; и у мужа, и у жены были близкие друзья, с которыми они обсуждали свои проблемы, делились бедами и радостями, тогда как между собой им не о чем было говорить. Однако они продолжали жить вместе по инерции; спустя полтора года после свадьбы жена встретила человека, с которым затем решила связать свою жизнь; рассказав об этом мужу, она предложила ему развестись; муж не имел ничего против, и они довольно быстро расторгли свой брак .
3,000 руб.
:
Введение…………………………………………………………………………...5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………6
1.1. Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни…………………………………………………………………………….6
1.2. Последствия развода……………………………………………………….15
1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни…………20
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ПАР В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ…………………………………………………………...36
2.1. Исследование уровней совместимости в молодой семье………………36
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………………………………60
Введение
Актуальность темы. Происходящие в последние годы в российском обществе экономические и социальные изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности общества.
Семья как социальный институт не только обеспечивает стабильность общества, но и эволюционирует вместе с ним, адаптируется к новациям и переменам. С другой стороны, семья выступает как пространство первичной социальной адаптации индивида, как микромир, в котором начинается личностное становление человека. Она является школой человечности, взаимопонимания, душевного сострадания и сопереживания. Вместе с тем в такой системе интенсивного, тесного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Противоречия между личностью и семьей неизбежны. При возникновении таких противоречий в семье человек оказывается перед выбором способа их разрешения.
Характер внутрисемейных отношений зависит от многих факторов. Это социальное положение семьи, ее состав и жизненный цикл, возраст членов семьи, степень их эмоциональности, уровень интеллекта и способность к открытому общению.
Особое влияние на состояние семейных отношений оказывает материально-экономический фактор. Ухудшение материального положения большинства семей, изменение социального статуса ее членов, сдвиги в иерархии ценностей общества и личности и многие другие причины приводят к снижению уровня удовлетворенности семейной жизнью, следовательно, к росту конфликтных ситуаций в семье. Брачно-семейные отношения отражают как положительные, так и отрицательные моменты состояния общества.
Вопросам семейных конфликтов посвящены труды В.А. Сысенко, И.С. Голода, Н.Г. Юркевича, М.Я. Соловьева, С.С. Седельникова, Т.А. Гурко, Н.М. Римашевской, Н.В. Маляровой, Н.Н. Нарицына, Н.В. Гришиной, А.Г. Шмелева, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова. В работах данных авторов нашли отражение отдельные вопросы конфликтов в семье, в частности, развод, причины конфликтов, формы конфликтного взаимодействия и т.д.
Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах В.А. Сысенко, Мацковский М.С., Целуйко, В. М.¸Швец, А. М., Шнейдер, Л.Б. и др.
Актуальность поставленной проблемы и состояние ее разработанности позволили сформулировать гипотезу, цель и задачи работы, определить объект и предмет исследования.
Гипотеза исследования. Семейный конфликт является частью социального конфликта. В условиях трансформации российского общества семейные конфликты обостряются в силу усложнения политических, экономических, социальных, духовных отношений, проявляясь в различных формах конфликтного взаимодействия между членами семьи, но при этом ключевое место среди семейных конфликтов занимают супружеские, для разрешения которых в последнее время чаще всего супругами применяется радикальный способ – развод. Для семейной сферы характерным является все чаще и чаще развод в первый год семейной жизни.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление содержания семейных конфликтов, причин и условий возникновения развода семей в первые годы семейной жизни.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни;
2. Проанализировать последствия развода;
3. Изучить психологические проблемы первых лет супружеской жизни;
4. Провести исследование молодых пар в первый год семейной жизни.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются молодожены в первый год семейной жизни. Предмет исследования – психологические причины развода молодых пар в первые годы семейной жизни.
В процессе исследования применялись диалектический метод, общенаучные способы социального познания, такие, как сравнительно-исторический, методология системного анализа, аналогий. Для реализации избранного исследовательского подхода были использованы разнообразные методы сбора первичной информации (анализ документов, анкетный опрос, наблюдение, беседы).
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины) .
Выделяют следующие факторы, способствующие росту количества разводов:
-укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;
-либерализация взглядов на развод;
-освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;
-рост продолжительности жизни;
-снижение влияния родителей на выбор супруга;
-неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров .
В качестве основного мотива развода выступает невозможность удовлетворения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов. Среди причин, приводящих к разводу либо увеличивающих его вероятность, можно выделить:
-семейные сценарии, включающие конфликтные отношения либо развод родителей одного из супругов;
-поздний или ранний возраст вступления в брак;
-низкий уровень дифференциации супругов и размытые внешние границы семьи, что обусловливает постоянные вмешательства в ее функционирование третьего поколения, особенно при совместном проживании с родителями одного из брачных партнеров;
-разочарование в партнере;
-личностные особенности одного или обоих супругов, выражающиеся в
склонности к конфликтному поведению;
-неравный уровень образования и социального статуса супругов;
-профессиональная занятость женщины, в том числе «карьерная» семья;
-вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъезды, так называемая «дистантная» семья);
-бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;
-добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки);-рождение ребенка в первые 1-2 года брака;
-употребление алкоголя и наркотиков;
-супружеские дисгармонии (измены, сексуальная неудовлетворенность в браке и др.) .
Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий.
1. Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем .
2. Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.
3. Юридический развод - оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров .
Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.
4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим) .
5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших, взаимоотношений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.
6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода - одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.
7. Психологический развод. На эмоциональном уровне - это принятие факта распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно-поведенческом - готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений.
Для описания стадий развода может быть использована модификация модели переживания утраты, предложенная Э. Кюблер-Росс .
1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому ему трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии актуализируется работа защитных механизмов: рационализация («наконец пришло освобождение», «рано или поздно это все равно бы произошло»), обесценивание («на самом деле брак был ужасным», «мой муж полное ничтожество»), отрицание («ничего такого не случилось», «все хорошо») и др .
2. Стадия озлобленности. На этой стадии возникает чувство злости по отношению к партнеру. Покинутый партнер переживает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд. Нередко он начинает манипулировать детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Здесь предпринимаются попытки восстановить брак. Супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих .
4. Стадия депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетенное настроение. Человек чувствует себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают.
5. Стадия принятия. Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни. В случаях, когда в браке были дети, они тоже нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к новой ситуации .
3,000 руб.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (4-е изд.). - М.: Изд-во «Academia», 2007.
2. Александрова Н.В. Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2005.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология.-СПб.: Изд-во «Речь», 2007.
4. Аронс, Констанция. Развод:крах или новая жизнь? М.: Изд-во «Мирт», 1995.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: пер. с англ. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
6. Бойко В.В. Любовь, семья, общество. - М.: Изд-во «Наука», 1993.
7. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. - М.: Изд-во «Проспект», 1994.
8. Видра, Д. Развод: трагедия или надежда?//Дошкольное воспитание.-№11.-1998.-С
9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Изд-во «Норма», 1998.
10. Вишневский А. Г.Брачность и брачное состояние //Население России: одиннадцатый-двенадцатый ежегод. демогр. докл. /Рос. акад. наук, Ин-т народнохоз. прогнозирования, Центр демографии и экологии человека.-М., 2006.
11. Волженина, М.С.Развод как фактор, повышающий уровень социальной фрустированности и отрицательно влияющий на функциональное состояние личности//Наука и образование: проблемы и перспективы.-Бийск, 2006.-Ч. 2.
12. Говако Б.И. Студенческая семья. - М.: Изд-во «Алтек», 1998.
13. Гурко Т.А., Мацковский М.С. Молодая семья в большом городе. - М.: Изд-во «Кнорус» 1996.
14. Дармодсхин СВ. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России, 1995, № 3-4.
15. Дарский Л.Е. Формирование семьи. - М.: Изд-во «Норма», 1992.
16. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. - М.: Изд-во «Дашко и К», 2000.
17. Дементьева Н.Ф. Проблемы становления молодой семьи. М.: Изд-во «Наука», 1999.
18. Дорно Н.В. Современный брак: проблемы и гармония М.: Изд-во «Педагогика», 2000.
19. Елизаров, А. Н. Анализ предразводной ситуации в психологическом консультировании//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2008.-№1.
20. Ефимова, Н.С.Психология взаимопонимания.-СПб. и др.: Питер, 2004.
21. Закирова, В.М. Развод и насилие в семье феномены семейного неблагополучия//Социол.исследования, 2002.-№12.
22. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999.
23. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений.-М.: Изд-во «Гардарики», 2006.
24. Козлова, Е. В.Семейное консультирование.-Бийск: БПГУ, 2007.
25. Коллинз, Д.Сезон разводов.-М.: Изд-во «ЭКСМО», 2007.
26. Королев Ю. А. Семья, государство, общество. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997.
27. Лин, Д. Г.Динамика брачного поведения населения в России//Вопросы статистики, 2007.-№7.
28. Лисовский, В. Т.Молодежь: любовь, брак, семья.-СПб.: Наука, 2005.
29. Логушко, Т. В. Как пережить развод.-СПб.: Питер, 2002.
30. Маковецкая, Л.И жизнь, и слезы, и любовь//Местное время.-31 марта.-2005.
31. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, № 3-4.
32. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы М.: Изд-во «Статистика», 2004 .
33. Медков В.М. Демография.-М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2008.
34. Навайтис, Г. Женщина, мужчина и семья.-М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006.
35. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Дети в карусели развода. Психология благополучного развода в семье с детьми. - М.: Изд-во «Дрофа», 2006.
36. Полянский П.Л. Развитие понятия брака в истории советского семейного права, Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, № 2.
37. Попенов, Д. Как восстановить семью в современном обществе?//Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология, 2003.-№3.
38. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни М.: Изд-во «Мысль», 1999.
39. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2007.
40. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский, Самара: Бахрах-М, 2000
41. Свердлова, О. Г.Углы семейного кольца.-М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006.
42. Сергеева А.С. Бегство с корабля, или Развод по собственному желанию//Вопросы психологии, 2007.-№1.
43. Снегирева, Т.В. Развод родителей: где я?.-М.: Изд-во «Академ. Проект», 2001.
44. Сыленских Г.Д. Супружеские конфликты. М.: Изд-во «Мысль», 1999.
45. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Изд-во «Академия», 2001.
46. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Изд-во «Мысль», 1997.
47. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
48. Устинова, Т.В. Развод и девичья фамилия.-М.: Изд-во «ЭКСМО», 2004.
49. Фигдор Г. Между иллюзией «развода» и ответственностью за вину (психоаналитически педагогическая консультация для родителей) // Психологический журнал. - 1998, №5.
50. Фигдор, Г.Беды развода и пути их преодоления.М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2007.
51. Харчев А.Г.Современная семья и ее проблемы. - М.: Изд-во «Статистика», 2005.
52. Хрусталева, И. Развод и вещи пополам.- М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006
53. Целуйко, В. М. Психология современной семьи.-М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2006.
54. Целуйко, В. М.Психологические проблемы современной семьи.-Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
55. Чернавина Г. Ребенок в зеркале развода // Семейная психология. - 2001, № 16.
56. Шапарь, В. Б. Брак - дело тонкое.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.
57. Шапиро Ю.Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. - М.: Изд-во «Дана», 2003.
58. Швец, А. М.Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи//Вопросы психологии, 2006.-№2.
59. Шнейдер Лидия Бернгардовна. Семейная психология.-М.: Изд-во «Академич.Проект», 2005.
60. Шнейдер, Л.Б.Психология семейных отношений.-М.: Изд-во «Апрель Пресс», 2000.
3,000 руб.