2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ
Информатизация органов СМЭ – неотъемлемая часть процесса информатизации системы органов социальной защиты, и делится на два взаимосвязанных направления:
- техническое – построение сетей, насыщение организаций техникой и линиями связи;
- кадровое – обучение сотрудников как работе с конкретными техническими средствами, так и предоставление им общих знаний по информатике.
Техническое направление подразумевает обеспечение рабочих мест персональными компьютерами, объединение их в локальные сети организаций и объединение локальных сетей в единую сеть РФ. [13]
Для того чтобы использование технических средств имело смысл, необходимо соответствующее программное обеспечение (в дальнейшем ПО). Органы МСЭ используют ПО двух основных типов – общее и специализированное. Специализированное (медицинское) ПО применяется для интеграции с ПК диагностических и лечебных устройств с целью управления ими и получения информации. Наиболее ярким примером может служить получение данных с УЗИ или томографа.[8]
Общее ПО – это прежде всего системы управления базами данных (СУБД) и прикладные программы типа АРМ (автоматическое рабочее место), которые работают с этими базами данных. Правильно организованные распределенные БД позволяют получать данные с любого рабочего места (согласно установленного уровня доступа сотрудника, разумеется) по всей сети. Так человек, прошедший обследование где-нибудь, например в Иркутске, оказавшись в Москве не должен будет долгие месяцы ждать прохождения запросов, а в течение нескольких минут сможет получить свои данные в местном отделении СМЭ.
Естественно, подобное ПО для такой узкоспециальной сферы деятельности необходимо разработать (или локализовать зарубежное). Решить эту проблему пытается ЗАО «ЗАНАС» - пока что единственный разработчик подобного ПО в РФ.[14] Однако результаты работы ЗАО «ЗАНАС» трудно назвать слишком впечатляющими – разработаны отдельные модули, слабо связанные между собой, не отработана система передачи данных – продукты ЗАО «ЗАНАС» напоминают больше попытку в неизменном виде перенести в электронную форму существующие ранее формы и методы работы.
Следует заметить, что хотя цели работы органов СМЭ не изменяются в связи с информатизацией, это:
1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.
Однако копирование существовавших еще в советские времена форм документооборота приводит к замедлению работы и сводит на нет положительный эффект информатизации.
Приоритетным направлением должно стать создание глобальных баз данных, соединение локальных сетей отдельных бюро МСЭ в единую сеть социальных служб РФ.
Технология VPN (virtual private network) позволяет сделать это без огромных затрат и с достаточной степенью безопасности. Технология VPN создает виртуальные каналы связи через общедоступные сети, так называемые «VPN-туннели»[6]. Трафик, проходящий через туннели, связывающие удаленные офисы, шифруется. Злоумышленник, перехвативший шифрованную информацию, не сможет просмотреть ее, так как не имеет ключа для расшифровки.
Для пользователей VPN-туннели абсолютно прозрачны. К примеру, сотрудник бюро в Санкт-Петербурге получает доступ к данными, находящимся в Москве также просто, как и к данным у себя в офисе.
Таким образом, имея в любой организации доступ к Интернет, можно связать их все в единую сеть и подключить к централизованной базе данных.
Подключение к Интернету на сегодняшний день стало настолько доступным, что затраты на него не будут заметны в структуре расходов БМСЭ.
Естественно, в центральных регионах (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) качество подключения гораздо выше, а цены на него ниже, чем на периферии, однако это – следствие системы государственной политики, и вряд ли возможно исправить не изменяя общественно-политическое устройство РФ. Однако даже в отдаленных регионах РФ Интернет можно считать доступным для государственной организации, даже находящейся, как в случае с БСМЭ, на финансировании субъектов РФ.
750 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА. 4
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ 9
ВЫВОДЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФРОМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ МСЭ 14
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 15
ВВЕДЕНИЕ
Органы медико-социальной экспертизы – часть единой государственной системы социальных служб, и их информатизация является частью общего процесса информатизации системы социальных служб страны.
Необходимость этого процесса очевидна – основа работы органов медико-социальной экспертизы – это обработка информации и принятие решения на основе полученной и обработанной информации. Информатизация призвана увеличить эффективность (которую в данном случае можно рассматривать как скорость) обработки информации, что позволит в конечном итоге помочь большему числу людей. То же касается и хранения информации. Переход на электронные формы хранения и обработки информации снизит до минимума ее потери. Как часто приходится слышать истории о том, как утерянная справка, заключение и т.п. помешало человеку получить помощь или оформить льготы.
На самом деле эта ситуация исправляется даже не столько введением электронного документооборота (хотя и он существенно помогает), как правильной организацией информационных потоков [1]. Важно, чтобы сотрудники социальных служб имели знания по информатике, по основам организации передачи и хранения информации.
Таким образом мы видим, что необходимость информатизации органов МСЭ – явление, актуальность которого не подлежит сомнению.
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — до 1991 г врачебно-трудовая экспертиза (ВТЭ), за годы своего существования прошла сложный путь развития. Постоянно совершенствуясь, она сложилась в научно-прикладную отрасль знаний, имеющую собственные клинико-экспертные методы; использующую определенные организационно-методические и управленческие формы работы, стандарты и ее алгоритмы [2].
Структура службы постоянно совершенствовалась в соответствии с потребностями населения, социальной политикой государства по отношению к инвалидам и его экономическими возможностями.
Качественным фактором, оказывающим значительное влияние на развитие службы ВТЭ, являлось принятие правительственных документов по вопросам врачебно-трудовой экспертизы. Так, в 1984 г. вступили в действие “Типовое положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях” (утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 21.12.1984 г. №1255) и инструкция по его применению, подготовленные ЦИЭТИНом. Эти документы сделали акцент на работе ВТЭК общего профиля по анализу причин и профилактике инвалидности. Исследования ученых институтов экспертизы показали, что при формировании сети ВТЭК в регионе необходимо учитывать, с одной стороны, максимальную приближенность экспертной помощи к месту проживания инвалида, что обеспечивается ВТЭК общего профиля и, с другой стороны, более высокое ее качество в специализированных профильных ВТЭК, а также численность инвалидов в регионе, которым показано экспертное обслуживание в специализированных ВТЭК.[4]
С распадом СССР ситуация практически не изменилась. В то время государство было неспособно полноценно решать социальные вопросы, и система социальных служб продолжала существовать в виде, унаследованном от СССР. В дальнейшем был принят ряд документов, регулирующих процесс социальной защиты в РФ. В настоящий момент деятельность органов МСЭ регулирует закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[16].
Согласно этого закона существует два вида учреждений МСЭ:
- бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ);
- главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ). В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм, для лиц до 16 лет) или смешанного профиля.
В своей деятельности медико-социальные экспертизы руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, а также положением о БМСЭ и ГБМСЭ, которые при установлении инвалидности руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством РФ (№ 965 от 13.08.96).
БМСЭ и ГБМСЭ функционируют на стыке здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения.
Свою деятельность БМСЭ и ГБМСЭ осуществляют во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также представителями общественных организаций инвалидов.
Как раз для организации подобного взаимодействия чрезвычайную важность приобретает информатизация, понимаемая как компьютеризация органов социальной сферы, что значительно облегчает передачу информации между учреждениями.
Решение об установлении инвалидности принимается коллегиально простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.
БМСЭ и ГБМСЭ несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.
БМСЭ и ГБМСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.
Расходы на их содержание производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Количество БМСЭ и ГБМСЭ, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
750 руб.
1. http://www.socspb.ru
2. http://www.invalid.ru/
3. http://www.pedclub.ru
4. www.srochno.ua
5. Информатика: Учебник для вузов/ под ред. проф. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Каймин В.А. Касаев Б.С. Информатика: практикум на ЭВМ. Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Семенов М.И. Трубилин И.Т. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Основы современных компьютерных технологий. Уч. пособие для вузов/ под ред. проф. А.Д. Хомоненко. – СПб.: «КОРОНА принт», 1998
9. Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного образования. – М.: ЮНИТИ, 2000.
10. Фонд алгоритмов и программ Министерства труда и социального развития РФ. Copyright © 1999 ГУНПП "Центр ЗАНАС". : www.zanas.ru.
11. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.
12. Закупень Т.В. «Об информационном обеспечении управленческой деятельности госструктур» // «Научно-техническая информация», серия № 1 «Организация и методика информационной работы», Москва, 1997, № 8.
13. Иванов П.Ф. «Информатизация технологий принятия решения» // «Научно-техническая информация», серия № 1 «Организация и методика информационной работы», Москва, 1998, № 6
14. Отраслевая автоматизированная система обработки информации (ОАСОИ) "Защита". www.zanas.ru.
15. Автоматизированная информационная система "Занятость". www.zanas.ru.
16. Закон о социальной защите инвалидов
17. Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
18. Постановление о льготах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов
19. Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях
750 руб.