1.2. Виды правонарушений
В отечественной юридической науке и практике основным критерием для классификации правонарушений, является степень общественной опасности, которую несут те или иные правонарушения. В зависимости от выбранного критерия – степени общественной опасности, правонарушения делят на преступления и проступки.
Данная классификация является довольно объективной, но далеко не единственной. Законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, занимающие промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. Если исходить из точки зрения, что проступки далеко не равнозначны по степени и размерам причиняемого ущерба и вреда, то данный подход имеет плодовитые моменты, он специализирует группы правоохранительных органов и способен сделать борьбу с правонарушениями более предметной. Так Уголовный Кодекс Франции делит правонарушения на три категории: преступления, проступок, нарушения. По закону первое влечет мучительное или позорящие наказание, второе предполагает исправительное наказание, а последние полицейское наказание. В недавнем советском прошлом, до и после кодификации административно-деликтного законодательства в отечественной печати обсуждалась идея создания «Кодекса проступков», идея имела множество дискуссионных аспектов и не была реализована.
Преступления – это категория наиболее опасных и вредных для общества, государства и человека правонарушений, предусмотренных Уголовным Кодексом. За совершение данного вида правонарушений предусмотрены наиболее строгие санкции государственной власти, значительно ограничивающие поведение и правовой статус правонарушителя. Отличие преступления от граждански или административных правонарушений состоит в том, что субъектом преступления, ст. 19 УК РФ может быть только физическое лицо, а не юридическое.
В ст. 15 УК РФ определены категории преступлений, в зависимости от характера деяния, подразделяющиеся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Согласно данной статье, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и не осторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями надлежит считать умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
«Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет, и не может быть». Грань, разделяющая преступления и проступки, условна, изменяясь во времени и пространстве, зависит от воли законодателя, условий, событий и явлений реальной действительности. «Например, - отмечает профессор Н.И. Матузов: нынешний УК РФ по сравнению с прежним обновился на 60%, из него изъято 76 статей, или 20%. Свыше 100 статей имеют более мягкие санкции. Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, идет интенсивный процесс криминализации общества, а с другой – тенденция к декриминализации и либерализации уголовного законодательства».
Проступки – это категория правонарушений, совершаемых не в уголовно-правовой сфере, а в других урегулированных правом сферах жизнедеятельности общества, они характеризуются отсутствием высокой степени общественной опасности и влекут менее строгие санкции Власти. Проступки, как разновидность правонарушений, различаются между собой в зависимости от сферы общественных отношений.
Административные правонарушения совершаются в сфере действия административного законодательства, регулирующего вопросы соответствующего вида ответственности физических и юридических лиц. Административное законодательство закрепляет: установленный в обществе правопорядок, систему управления, правила эксплуатации транспорта, противопожарной безопасности и дорожного движения, санитарно-эпидемологические и нравственные требования, устанавливает пределы природопользования и т.п. Совершаемые административные проступки, в целом не обладают высокой степенью общественной опасности, но, несомненно, носят негативный, антиобщественный и вредный характер.
Гражданско-правовые проступки (деликты) понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений. Особенностью данного вида правонарушения является дискуссионный вопрос о проблеме вины в данном виде правонарушения. Объективно некоторые правонарушения могут быть её лишены, но в связи с особенностью данной сферы регулирования (возможной высокой материальной ущербностью и ответственностью) данная проблема остаётся дискуссионной и требует дальнейшей разработки, изучения и законодательного закрепления.
Дисциплинарные проступки – это неисполнение или ненадлежащие исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Раздел VIII ТК РФ, регламентирует трудовой распорядок и дисциплину труда. В главе 30 определены основные дисциплинарные взыскания, их порядок применения и снятие, а так же возможность представительного органа работников привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации и его заместителей. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание, 2) выговор, 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Так ст. 38 главы IV Закона о милиции определяет взыскания за нарушение служебной дисциплины для сотрудников органов внутренних дел.
Материальные проступки – причинение ущерба в результате виновного и противоправного поведения, работников и служащих или работодателя, по отношению друг к другу. Условия материальной ответственности определяются разделом XI ТК РФ, если они не предусмотрены иными федеральными законами или трудовым договором.
Процессуальные проступки – это нарушение лицами установленного процессуального порядка и неисполнение возложенных на них обязанностей, предусмотренного процессуальным законодательством по отношению к материальным или процессуальным отраслям права.
В целом процессуальные проступки обладают сравнительно высокой степенью вредности, так как они затрудняют работу уполномоченных лиц и органов в установлении истины, состава правонарушения, а также вины подозреваемых и задержанных.
II. Юридическая ответственность
2.1 Понятие и виды юридической ответственности
Категория юридической ответственности занимает значимое место в понятийном аппарате теоретико-правовой науки. При этом единого понимания данного феномена не выработано и по сей день.
Прежде всего, необходимо указать на многозначность термина ответственность и обращение к анализу его содержание в рамках различных наук. В первую очередь это относится к философии, этике и юриспруденции.
Так философы делают акцент на долг лица перед другими лицами или обществом. По этому поводу В.П. Тугаринов замечал, что «ответственность есть способность человека предвидеть результаты своей деятельности и определять ее исходя из того, какую пользу или вред она может принести обществу», наполняя ее тем самым субъективным содержанием. Подобное наполнение термин ответственность имеет и с точки зрения этики, где он неразрывно связан с моральным долгом, осознанием необходимости определенного рода поведения в интересах других людей, коллектива, общества в целом.
Теоретико-правовая наука исследует юридическую ответственность как разновидность социальной ответственности. Как показывает анализ имеющихся исследований данного вопроса, необходимо говорить о двух основных подходах к пониманию юридической ответственности. Их условно можно подразделить на «широкое» и «узкое».
1,200 руб.
Введение 2
I. Характеристика правонарушений 4
II.2. Понятие, признаки и состав правонарушений 4
1.2. Виды правонарушений 16
II. Юридическая ответственность 19
2.1 Понятие и виды юридической ответственности 19
2.2. Обстоятельства исключающие юридическую ответственность и освобождение от нее 24
Заключение 28
Список литературы 30
Введение
Выбирая тему курсовой работы, я, преж¬де всего, руководствовалась (я) тем, насколько она актуальна для нашего времени.
На сегодняшний день проблема правонарушений остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Ее актуальность несомненна. Правонарушения существовали всегда. Поэтому нельзя не согласиться с французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который считал, что преступления и правонарушения являются элементом любого здорового общества. Следовательно, полностью искоренить преступления не может ни одно общество. Они были, есть и будут всегда.
Именно поэтому необходимо постоянное формулирование новых теоретических концепций борьбы с правонарушениями, разработка новых методов и мероприятий. Ведь преступность, как и любое социальное явление, постоянно развивается, принимает новые формы.
Степень изученности этой проблемы достаточна велика, но, тем не менее, это не приводит к значительному снижению числа различных преступлений и правонарушений, степени их жестокости.
Те или иные криминологические концепции высказывались еще древними мыслителями. Первые теоретические построения в этой области мы находим еще у Платона и Аристотеля. Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя Ш.Л. Монтескье, Г. Гегель, К Кант, социалисты-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, Сен-Симон, юрист Ч. Беккариа, мыслители и писатели Вольтер и Ж.Ж. Руссо, основоположники марксистского учения К. Маркс и Ф. Энгельс, в нашей стране – Радищев, а также революционные демократы – Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и многие другие.
При написании данной курсовой работы были использованы различные правовые акты, такие, например, как УК РФ, КоАП РФ и другие. Работа основана также и на изучении большого объема научных трудов отечественных ученых в области права.
При исследовании данного вопроса нами были использованы такие методы как сравнительно-правовой, метод анализа, формально-логический и ряд других методов.
Целью работы является раскрытие темы и ее основополагающих моментов, так как в любом обществе правонарушение - это социальный и юридический антипод правомерного поведения. Изучение данной темы позволяет глубже понять природу правонарушений, их мотивы, содержание, роль в общественно-правовой жизни.
Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:
• рассмотреть понятие, признаки, состав правонарушения;
• изучить непосредственно виды правонарушений;
• понятие юридической ответственности и обстоятельств исключающих юридическую ответственность
I. Характеристика правонарушений
II.2. Понятие, признаки и состав правонарушений
Противоправное поведение выражается в форме неправомерных деяний. Каждое отдельное правонарушение, как явление реальной действительности конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте, в определенное время, противоречит определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем, несмотря на различие отдельных правонарушений, и их видов, все правонарушения, как антисоциальные явления, имеют общие черты.
Определение понятия, почти всегда, делается с помощью указания родового признака и перечисления индивидуальных, существенных и отличительных признаков, которые наиболее присущи только данному объекту или явлению. В современной юридической литературе встречается множество определений правонарушения, это объясняется и особенностями языка, и плюрализмом мнений, и существующей разобщенностью взглядов на само понятие правонарушение. В зависимости от того, какие признаки выделяет тот или иной автор и какова его субъективная оценка актуальности проблемы правонарушений, он и дает интересующее нас определение.
Формирование научно обоснованного понятия правонарушения, его законодательное закрепление и реализация в правоприменительной деятельности, приобретает сегодня особую актуальность в связи с резко возросшим числом правонарушений и неспособностью правоохранительных органов эффективно на это реагировать.
«Правонарушение – это разновидность юридического факта, так как оно представляет собой неправомерные действия субъектов», - эта концепция была высказана Ю.А. Денисовым и Л.И. Спиридоновым. Позже она легла в основу общетеоретического определения Г.С. Котляровскго и Б.Л. Назарова, согласно которому, правонарушение, это «юридический факт, представляющий собой виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица».
Опираясь на современное российское законодательство и приведенные выше доводы, самостоятельно дадим определение понятия правонарушения и раскроем его с помощью признаков.
Правонарушение – это юридический факт, характеризующий противоправное, волевое, виновное, наказуемое действие (бездействие) деликтоспособного субъекта и причиняющее вред интересам государства, общества или граждан.
Отраслевые определения понятия правонарушения являются операциональными, наделенными непосредственно на практическое применение в конкретных юридических ситуациях. В целом понятие «правонарушение» достаточно разработано отраслевыми науками для нужд юридической практики, а его признаки общей теорией права.
В качестве признаков правонарушения не могут рассматриваться личные качества человека, его мысли или черты характера. «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом. Мои действия – вот область, где я сталкиваюсь с законом … Законы, которые делают главным критерием не действия человека, а образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония». Эти слова принадлежат К. Марксу, в них наилучшим образом выражена идея Гегеля о том, что человек отвечает только за свои поступки, а не убеждения.
Интересной представляется точка зрения М. С. Строговича, несомненно, имеющая научный интерес, он предлагает различать понятия правонарушения и ответственности за правонарушение. Наша российская наука рассматривает правонарушение с точки зрения ответственности, потому что только уполномоченный субъект компетентен, определить имело ли место то или иное правонарушение в определенной ситуации.
Признаки правонарушения являются элементами, обладающими множеством горизонтальных связей и образующими единую и непротиворечивую систему.
Анализируя сущность правонарушения, особое внимание следует уделить такому его обязательному и неотъемлемому признаку, как противоправность, поскольку его отсутствие говорит об отсутствии самого правонарушения. Условие в противоправности действия либо бездействия исходит из принципа, заложенного в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, как естественного и разумного требования и основания ответственности: «Всё, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом». Сегодня под противоправностью мы понимаем нарушение любой юридически значимой нормы. Нарушение различных законов, подзаконных актов, а также всевозможных правил безопасности и т.п., всего того, что может служить началом юридических последствий. Данный принцип закреплён в российском законодательстве, к примеру, ч. 1 ст. 14 УК РФ указывает на то, что преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. А вот ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ добавляет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нарушение, пусть самым не заметным поступком, даже «самой мелкой», но юридически значимой нормы, уже означает, что индивида можно назвать правонарушителем. Здесь возникает такая проблема как правонарушение и формальное нарушение нормы права. В этой связи старший помощник прокурора Свердловской области Л.М Ковалёв ещё в 1991 году предложил такое понятие как нормонарушение, т.е. нарушение несправедливых нормативных предписаний при отсутствии вредных последствий для охраняемых законом прав, свобод интересов граждан и государства, а так же юридических лиц. На современном правовом этапе для данного случая законодательством России определено такое понятие как малозначительность, например ст. 2.9 КоАП РФ и ч. 2 ст. 14 УК РФ. Первая указывает, что уполномоченный субъект при малозначительности совершенного административного правонарушения, может освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, а вторая устанавливает, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Предложенное Л.М. Ковалевым нормонарушение, с данной точки зрения, ещё должно выступать как мера защиты механизма правового регулирования от коллизий законодательства, поскольку на практике факт наличия противоречия между абстрактно сформулированным законом и казуистичной инструкцией «во исполнение» не всегда ещё разрешается на основе первого. Но это уже вопрос законодательной техники и мы не поддерживаем идею нормонарушения, потому как указанные проблемы могут быть разрешены другими методами, а ввод нормонарушения в юридическую практику, на наш взгляд, создаст новые коллизии.
Противоправность в своей основе имеет противоправный поступок субъекта, в отношении которого «устанавливается строгая юридическая процедура установления истины, процесса привлечения правонарушителя к ответственности с целью защитить интересы, как правонарушителя, так и потерпевших, а так же не допустить дальнейшего нарушения закона».
Действия сотрудников всех правоохранительных органов, а в частности, нас интересуют, сотрудники министерства внутренних дел, деятельность которых в целом носит правоохранительный, правоприменительный, а в некоторых случаях правотворческий характер. Их поведение строго ограничено понятием компетенция, а выход за её рамки должен приводить к правовым последствиям. Они в процессе осуществления правореализуюшей деятельности могут быть субъектами правонарушения.
Правонарушение сотрудников правоохранительных органов – это юридический факт, характеризующий противоправное, волевое, виновное, наказуемое деяние, причиняющее вред правосознанию и интересам граждан. Но в том случае, когда их деятельность пусть и причиняет вред кому-либо, но добросовестно осуществляется в соответствии с правовыми предписаниями, то здесь уместно здесь говорить об объективно-противоправном характере правонарушения, когда причинение вреда оправдывается степенью общественной опасности, которую возможно удалось избежать благодаря действиям правоохранительных органов. В качестве примера приведем ч. 2 ст. 108 и ч. 2 ст. 144 УК РФ, где основной акцент сделан на превышение мер, необходимых для задержания лица, где превышение указанных пределов влечет ответственность. Но ещё возможны иные, особенно вредные, случаи правонарушений сотрудников внутренних дел, когда сотрудники милиции действуют не «во исполнение», а «работают на себя». Так кандидат юридических наук А.Н. Варыгин отмечает: «Растет количество не только должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, но и общеуголовных». Основываясь на статистике, отметим с 1989 года по 1999 год ежегодно правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, в среднем становилось больше примерно на 12%. «Не исключением, - продолжает А.Н. Варыгин: становятся факты участия сотрудников органов внутренних дел в организованных преступных группировках, в совершении бандитских и разбойных нападений, похищении людей, захвате заложников. Высокий уровень правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, влечет снижение эффективности их деятельности, снижает наступательность в воздействии на преступность и авторитет, уважение в глазах общественности». Оценка деятельности милиции и других правоохранительных органов дается в соответствии с целью, которую перед собой ставит государство. Раздел VIII Закона о милиции устанавливает субъектов, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью милиции (ст. 37 и ст. 38) и закрепляет право граждан обжаловать неправомерные действия либо бездействие сотрудников милиции вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд (ст. 39).
1,200 руб.