Раскол Европы
Раскол Европы немедленно отразился на важнейшем вопросе в первые послевоенные годы - вопросе о судьбе Германии. С момента окончания второй мировой войны он занял одно из центральных мест во внешней политике держав антигитлеровской коалиции, в их борьбе за реализацию своих программ послевоенного устройства мира. Руководители в недавнем прошлом союзных государств по-разному представляли себе политическое будущее послевоенной Германии. Лидеры США, Англии и Франции стремились обеспечить ей демократический путь развития на базе многопартийной системы, сталинское руководство СССР рассчитывало на победу немецких коммунистов и также не оставляло надежды распространить свое влияние на всю Германию.
Одним из камней преткновения между бывшими союзниками являлся репарационный вопрос. Накал борьбы по германскому вопросу между бывшими союзниками неуклонно нарастает. Уже в 1946г. подвергаются ревизии Потсдамские соглашения: происходит слияние американской и английской зон оккупации в одну - Бизонию. В 1948г. уже все три зоны оккупации западных стран были слиты в одну. Разногласия между бывшими союзниками привели к свертыванию работы Контрольного Совета по Германии. 20 марта 1948г. советский представитель маршал В.Д.Соколовский покинул его заседания и он прекратил свою деятельность. Западные страны становятся на путь создания сильного немецкого государства на основе своих зон оккупации и его экономической стабилизации. Были. Решающим шагом на этом пути было прекращение взимания репараций проведение 20 июня 1948г. денежной реформы. 23 июня она была распространена на западные секторы Берлина. Замена обесцененной рейхсмарки новой денежной единицей дала толчок началу экономического восстановления. Но она была явным нарушением межсоюзнических договоренностей о совместном решении германских проблем. Пользуясь тем, что в соглашении ос статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей его западных секторов с западными зонами оккупации, СССР, в ответ, 24 июня 1948г. перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина - первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. [1, с.319]
Блокада Берлина привела к серьезному росту напряженности в центре Европы, повлекла за собой и определенные подвижки в общественном мнении западных стран.
После серии советско-американских переговоров, СССР согласился прекратить блокаду Берлина с 12 мая 1949г.
Через 11 дней после урегулирования кризиса, как значилось во взаимной договоренности, т.е. 23 мая 1949г. в Париже открылась очередная шестая сессия СМИД. Она была почти целиком посвящена германскому вопросу. Но, как и две предшествующие сессии, где этот вопрос имел важнейшее значение — Московская (март-апрель 1947г.) и Лондонская (ноябрь-декабрь 1947г.), закончилась почти безрезультатно. И в 1949г. СМИД прекратил свое существование.
Блокада Берлина ускорила процесс создания германского государства в западных зонах. В сентябре 1948г. был созван Парламентский совет, избранный восстановленными еще в 1946г. земельными парламентами. Он разработал конституцию Федеративной Республики Германии (ФРГ) 23 мая 1949 г. она была утверждена верховными комиссарами трех оккупационных зон и вступила в силу. На ее основе 14 августа 1949г. состоялись выборы в бундестаг — нижнюю палату парламента. 7 сентября западногерманский парламент утвердил конституцию страны и избрал президента ФРГ. Было провозглашено создание Федеративной Республики Германии. [3, с. 370]
События в Восточной Германии, которая являлась советской зоной оккупации, развивались по аналогичному сценарию. В ответ на денежную реформу в западных зонах на территории Восточной Германии было введена восточная марка. Общественными движениями и партиями, среди которых главная роль принадлежала Социалистической единой партии Германии, был избран Национальный Совет. На своей сессии 7 октября 1949г. Совет провозгласил образование на территории Восточной Германии Германской Демократической Республики (ГДР).
Таким образом, осенью 1949г. произошел территориальный раскол Германии. Два германских государства стали принадлежать к разным социально-экономическим и политическим системам.
Создание НАТО углубило раскол мира и являлось шагом на пути перерастания конфронтации между двумя мировыми системами из идеологической и политической области в военную, что существенным образом обостряло международную напряженность.
Важнейшей формой противостояния двух великих держав и их союзников становится гонка вооружений. Обе стороны сделали ставку на военную силу как основу своей политики. Взрыв атомной бомбы над Хиросимой в августе 1945г. положил начало гонки ядерных вооружений.
В марте 1950г. в Стокгольме Постоянный комитет Всемирного конгресса принял воззвание, требовавшее запрещения атомного оружия и осуждавшее его применение как преступление против человечества.
На Втором Конгрессе сторонников мира, проходившем в ноябре 1950г. в Варшаве Постоянный комитет был преобразован во Всемирный совет мира (ВСМ).
Берлинская сессия ВСМ (февраль 1951г.) приняла обращение о заключении Пакта мира между пятью великими державами. [4, с. 121]
750 руб.
Введение……………………………………………………………………3
Коренные изменения на международной арене………………………5
Причины возникновения холодной войны……………………………7
Раскол Европы…………………………………………………………...10
От «оттепели» к конфронтации
в международных отношениях………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………17
Введение
Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положении Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР.
Характерной чертой международной обстановки после окончания войны явился общий сдвиг влево широких народных масс в капиталистических странах. В Западной Европе численно выросли и окрепли коммунистические партии. В годы войны они шли в авангарде борьбы против фашизма. [1, с. 307-308]
Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью данной проблематики для понимания процессов, происходящих в советской и международной внешней политике в XX веке.
При изучении данной проблематики использовались такие издания по российской истории как Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1999. - М., 1999; 3. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова История России с древнейших времен до конца ХХ века: пособие для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова – М., 2003; а также История России. XX век: Учеб. Пособие / О.Я. Яновский. С.В.Позняк, В.И. Меньковский и др.; Под ред. В.И.Меньковского и О.Я.Яновского. – Мн.,2005. В последнем издании достаточно подробно рассматриваются принципы внешней политики российского государства в XX веке. Уделяется внимание проблемам международных отношений. Издание Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): новое прочтение. – М, 1995 посвящено непосредственно внешнеполитическим отношениям СССР с другими государствами в рассматриваемый период.
Объектом исследования являются изменения на международной арене после войны (40-е - 50-е гг.).
Предмет исследования: система международных отношений после войны (40-е - 50-е гг.).
Цель работы: анализ изменений в системы международных отношений после войны (40-е - 50-е гг.).
Объект, предмет и цель исследования определили его следующие задачи:
• рассмотреть, какие изменения произошли на международной арене после войны;
• проследить, какие причины вызвали начало «холодной войны», что привело к расколу Европы;
• проанализировать политику «оттепели» и конфронтации СССР в международных отношениях.
Коренные изменения на международной арене
Приобретя статус великой державы, Советский Союз встретился с трудностями, вытекавшими из необходимости подкрепить этот статус соответствующим экономическим потенциалом. Экономическое положение СССР было сильно подорвано: в ходе войны население понесло огромные потери, значительная часть страны лежала в развалинах, уровень жизни понизился до критической черты.
Вторая половина 40-х гг. была и временем выработки общего внешнеполитического курса США в послевоенных условиях. Окончание второй мировой войны породило новую ситуацию. Среди Западных стран, партнеров Советского Союза по антигитлеровской коалиции только США значительно усилили свои экономические, политические и военные позиции. Великобритания, Франция и другие страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной и во многом дезорганизованной экономикой.
Две крупнейшие державы мира — Советский Союз и Соединенные Штаты Америки после окончания второй мировой войны нацеливаются на усиление своего влияния и стремятся максимально расширить его сферу.
Послевоенные амбиции Советского Союза иногда оказывались весьма завышенными. Они проявились в требованиях об изменении режима Черноморских проливов путем пересмотра, заключенной в 1936г. в Монтре конвенции о возвращении СССР Карского и Ардаганского округов, ранее принадлежавших России, но в 1921г. переданных советским правительством Турции, предоставлении военно-морской базы в Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море, участии СССР в управлении Танжером (Марокко), а также в последовавших заявлениях о заинтересованности в изменениях политических режимов в Сирии и Ливане, о предоставлении протектората под Ливией, бывшей итальянской колонией, для обеспечения присутствия в Средиземном море. [5, с. 156]
После окончания войны Советский Союз предпринял меры по укреплению своих позиций в Иране.
После завершения второй мировой войны СССР и США все в большей степени отдаляются друг от друга. 21 августа 1945г. США заявили о прекращении поставок по ленд-лизу СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штатов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику. [3, с. 356]
В напряженной обстановке начался процесс мирного урегулирования с бывшими союзниками гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Решением Потсдамской конференции составление проектов мирных договоров для этих стран было возложено на Совет Министров иностранных дел (СМИД) “в качестве немедленной и важной задачи”. 11 сентября 1945г. в Лондоне открылась первая сессия СМИД. На сессию в Лондоне США и Англия пригласили делегацию Франции и Китая. Это противоречило Потсдамским решениям руководителей трех держав о Совете министров иностранных дел, который должен состоять только из государств, подписавших условия капитуляции с данной страной.
10 февраля 1947г. мирные договоры с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией были подписаны в Париже. Несмотря на компромиссный характер ряда статей, они в целом носили демократический, справедливый характер.
Причины возникновения холодной войны
Одно из центральных мест во внешней политике великих держав, в их борьбе за реализацию своих программ послевоенного устройства мира занимал германский вопрос.
Для решения вопросов мирного урегулирования на Дальнем Востоке, по решению Московского совещания министров иностранных дел в конце 1945г. были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 государств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.
Неотъемлемой частью послевоенного мирного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. Она была образована на завершающем этапе войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня 1945г.), в которой приняли участие 51 страна, т. е. все участники антигитлеровской коалиции. [3, с. 359]
Довольно скоро отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начали обостряться. СССР и США принимают на вооружение концепции двухполюсного мира и встают на путь жесткой конфронтации.
Точкой отсчета “холодной войны” принято считать два события послевоенной истории: фултонская речь Черчилля (март 1946г.) и “доктрина Трумэна” (март 1947г.). Однако еще до известного выступления Черчилля, 22 февраля 1946г., в ответ на запрос госдепартамента, временный поверенный в делах США в СССР Дж. Кеннан направил в Вашингтон секретный документ, в котором характеризовал истоки и основные особенности послевоенного мировоззрения советского руководства. По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Служебной записке Дж. Кеннана суждено было стать ключевой в концептуальном оформлении американской доктрины “сдерживания коммунизма”, вскоре взятой на вооружение правительством. [1, с. 313-314]
Документ, составленный с диаметрально противоположных позиций, был получен в Москве в сентябре того же 1946 года. По запрос министра иностранных дел СССР В. Молотова советский посол в США Н. Новиков подготовил аналитический обзор “Внешняя политика США в послевоенный период”.
Оба документа, и служебная записка Дж. Кеннана и аналитический обзор Н. Новикова полностью соответствовали настроениям, господствовавшим в правительственных кругах в Вашингтоне и Москве, которые все больше склонялись к принятию на вооружение концепции биполярного мира и жесткой конфронтации между США и СССР.
750 руб.
1. История России. XX век: Учеб. Пособие / О.Я. Яновский. С.В.Позняк, В.И. Меньковский и др.; Под ред. В.И.Меньковского и О.Я.Яновского. – Мн.,2005.
2. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти: 1945-1991. – М., 1998.
3. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова История России с древнейших времен до конца ХХ века: пособие для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова – М., 2003.
4. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): новое прочтение. – М, 1995.
5. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1999. - М., 1999.
750 руб.