1.4 Понятие о стресс-реакции
Стресс – реакция (стресс) является одним из защитно-приспособленных механизмов организма человека, выработавшихся в про-цессе эволюции как средство сохранения жизни в постоянно меняющихся условиях обитания.
Стресс - состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним.
Впервые слово стресс в значении потрясения было упомянуто англий-ским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления.
В 1936 г. канадский ученый Г. Селье, обобщив результаты своих ис-следований, выдвинул концепцию стресса. По его определению, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требо-вание».
Существует много подходов к проблеме определения сущности стресс-реакции. Наиболее точным является тот, который характеризует стресс, как ответную реакцию организма на отсутствие соответствия между ним и сре-дой. На личностном уровне стресс - феномен осознания, возникающий при сравнении требований, предъявленных к личности, с ее способностью спра-виться с этими требованиями .
С одной стороны, он является универсальной ответной реакцией орга-низма на любой достаточно сильный раздражитель. Стресс - мощный стимул движения вперед, способствующий совершенствованию психоэмоциональ-ных проявлений человека. С его помощью человек переживает новые, труд-ные ситуации и полностью адаптируется к ним. С другой стороны, могут возникнуть нарушения психики - неврозы, депрессии.
Возникновение стресса определяется силой раздражителя, длительно-стью его действия и повторяемостью.
Стрессоры делятся на эмоциональные, физические и социальные. Эмо-циональные стрессоры представлены широким спектром отрицательных чувств и эмоциональных переживаний. К физическим относятся вредные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный климат и т. д.), нарушение физиологических процессов в организме. Социальные раздражители связаны с повышенным темпом жизни, дефицитом времени, энергии и информации, работой в условиях риска для собственной жизни или других людей, конфликтными ситуациями, отсутст-вием цели в жизни и др.
Возникновение стресс-реакции в каждом случае носит индивидуаль-ный характер и зависит от особенностей нервной системы человека.
При стрессе реакции организма могут не выходить за пределы нор-мального функционирования, так как после адаптации он имеет способность к самоограничению. Однако возможен переход стресса в хроническое со-стояние, называемое дистрессом.
Дистресс – это стресс – реакция, при которой от повреждающего фак-тора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей. Чем выше интенсивность и длительность стрессорного воздействия, тем ве-роятность возникновения дистресса.
Дистресс развивается на фоне нарушения центральных и перифериче-ских нервных механизмов. В современных условиях психофизического на-пряжения дистресс является постоянным состоянием многих людей, вызывая душевный дискомфорт и широкий спектр заболеваний. Поэтому очень важ-ным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Пер-востепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоцио-нальной сферой. Психическая «закалка» позволяет реально оценить стрессо-вый фактор и определить пути устранения его воздействия, выработать уме-ние предотвращать стрессовые ситуации.
Для эффективной профилактики негативных последствий стресса сле-дует четко представлять факторы, вызывающие его появление.
Наиболее распространенным является эмоциональный стресс, пред-ставляющий защиту от психогенных факторов. Физический стресс связан с защитой от воздействия физических и социальных факторов. Большое нега-тивное влияние на психическое здоровье человека оказывает внутренняя не-удовлетворенность, чувство одиночества и, самое главное, отсутствие цели в жизни .
Все это определяет многообразие способов и приемов профилактики стресса, требующих индивидуального решения в каждом конкретном случае.
Выход из стрессового состояния предусматривает обязательное выпол-нение трех последовательных этапов:
1-й - выявление стрессора и активное воздействие на него;
2-й - устранение физиологических последствий стресса;
3-й - снятие психического напряжения.
При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физиче-ских потерь организма:
• уменьшение силы воздействия стрессора;
• устранение повторяемости стрессовой ситуации;
• перераспределение временного фактора.
Одним из эффективных путей такого воздействия является снижение субъективной значимости стрессового фактора.
Снятию психологических механизмов стресса способствует искусство, общение, переключение на любимое занятие, чтение художественной лите-ратуры, слушание музыки.
Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность. Необходимо помнить, что труд - это не только соци-альная потребность, но и биологическая необходимость.
Различные виды физической деятельности являются основным спосо-бом устранения физиологических механизмов стресса. Подавить эмоцио-нальную «стрессовую бурю» можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе. В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает работу сердца, выравнивает артериальное давление, снижает возбудимость нервной системы, нормализует эмоциональное состояние.
Большая эффективность профилактики присуща различным способам реакции и психотерапии.
Отдельными приемами выхода из стрессовых состояний являются ре-альное планирование дел в соответствии с бюджетом времени, организован-ность периода работы и отдыха.
Большое значение имеет предупреждение конфликтных ситуаций. Это должно являться общей заботой людей в общественных местах, на работе и месте учебы, в семье. Исключить конфликты полностью невозможно, но ра-зумная деятельность в этом направлении может принести ощутимый поло-жительный результат.
Лучшей психологической защитой от неуверенности в себе, одиноче-ства являются самосовершенствование, творческий труд, которые создают авторитет и повышают чувство собственного достоинства. Этому также спо-собствуют широкие знания, доброе отношение к людям, чуткость и отзывчи-вость.
Благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека оказы-вает философия оптимизма. Она заключается в умении находить источник радости в самом себе, в вере хорошего исхода дела, в возможности не огор-чаться по пустякам. Оптимист живет по принципу: помнить о хорошем дольше, чем о плохом.
Одним из всемогущих способов устранения отрицательных, неприят-ных переживаний служит эмоциональная реакция, именуемая чувством юмо-ра. В современной медицине существует такой прием, как «смехотерапия».
Довольно распространено мнение об алкоголе как средстве борьбы со стрессами. Но алкоголь может лишь облегчить переживание стресса, снижая при этом способность человека к сопротивлению. Далее сам алкоголь стано-вится стрессором и часто служит причиной тяжелых стрессов в результате утраты самоконтроля. Не случайно один из древних ученых отметил:
«В бутылке неудовлетворенность ищет утешение, трусость - мужество, а робость - уверенность в себе».
3,000 руб.
:
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Эмоциональная жизнь человека и ее составные элементы….………5
1.1 Понятие эмоции и их внешнее выражение……………………..……..……5
1.2 Эмоциональная жизнь человека, классификация эмоции и влияющие факторы………………………………………………………….…….….….17
1.3 Виды эмоциональных состоянии…………………………….…………….17
1.4 Понятие стресс-реакции……………………………………..….…………..21
Глава 2. Взаимосвязь понимания и текста, воздействие эмоции……………. 27
2.1 Определения понимания и памяти, чтения……………………………..….27
2.2 Различия в интерпретации эмоционального понимания текста…….……33
2.3 Письменный текст и интерпретация. Понятие закрытого текста…..….....35
2.4 Влияние текста на читателя и влияние читателя на текст…………….…..42
2.5 Те6кст и «затекст»: проблема гибкости связи……………………………..47
Глава 3. Исследовательская часть………………………………………..…….52
3.1 Экспериментальный урок для первоклассников начатый с эмоциональной разминки………………………………………………………………………….52
3.2 Эмоциональная детерминанта понимания и переживания стихотворения связана с разноуровневыми характеристиками организации личности....57
Заключение……………………………………………………………………....66
Список используемой литературы……………………………………….…….68
Введение
В центре нашего исследования находится читающий и понимающий текст человек, который строит в своем сознании образ содержания воспри-нимаемого текста.
Целью является исследование универсального механизма формирова-ния у читателя образа содержания прочитанного текста, или проекции текста.
В ходе чтения текста осуществляется взаимодействие между автором и читателем, поэтому важно, по мнению Ю.А. Сорокина, исследовать триаду «автор - читатель - текст». В отличие от этого в работе предлагается рассмат-ривать систему из пяти составляющих: «автор - авторская проекция текста - тело текста - читатель - проекция текста у читателя». В данной работе указы-вается, что только одна из этих составляющих (тело текста) является кон-стантной, поскольку даже автор, физически оставаясь одним и тем же лицом, может тем не менее по-иному воспринимать и осмысливать свой собствен-ный текст.
Актуальность исследований восприятия и понимания текста диктуется и задачами прикладного характера, такими как автоматический перевод, диа-лог «человек - компьютер», литературное редактирование, задачи обучения родному и иностранному языку, а также гуманитарным дисциплинам (лите-ратуре, истории и т.д.) в рамках среднего и высшего образования (см., на-пример, (Бабайлова; Барабанова; Борисова; Иванченко; Наролина; Покров-ская; Сомова; Солонцева; Яковлева). В методической литературе наблюдает-ся усиление интереса к художественной литературе как средству обучения первому и второму иностранному языку (Мартынова 1992) в языковых и не-языковых вузах. Теоретическое осмысление проблем понимания текста и разработка методов исследования способствуют формированию новых под-ходов к художественному тексту (Бальсевичуте; Брауда; Клюканов; Селива-нова). Особое место занимают работы, в которых проблемы понимания тек-ста рассматриваются в связи с задачами перевода художественного текста (Галеева).
Предметом исследования является читатель пребывающий в опреде-ленном эмоциональном состоянии.
Объектом нашего исследования выступает - сам процесс понимания текста в разных эмоциональных состояниях.
Задачи:
- раскрыть понятие эмоции, чувства, эмоциональное состояние, их при-знаки;
- определить понятие процессу понимания;
- провести эксперимент выявляющий влияние эмоционального состоя-ния на понимание текста.
Структура дипломной работы состоит из: введения, трех глав, заклю-чения, списка используемой литературы, приложении.
Глава 1. Эмоциональная жизнь человека и ее составные элементы
1.1 Понятие эмоции и их внешнее выражение
Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, мы уже знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения достав-ляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явле-ний, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые обра-зы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удо-вольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познава-тельная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.
Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни :
- ум, воля и чувство;
- о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в ладу» и т. д.
При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается тот, с ко-торого мы начали наш разговор: зачем нужны чувства? Иными словами, ка-ковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?
Оказалось, что ответить на этот вопрос односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые мы до сих пор использовали как равноценные, на самом деле обозначают различ-ные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облег-чающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоцио-нальные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрица-тельные.
Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства об-ладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявля-ется прежде всего в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может пе-реживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удоволь-ствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, ес-ли он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, ес-ли он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное от-ношение, связанное со знанием, пониманием, понятием.
Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и яв-ления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
По мнению советского психофизиолога П. В. Симонова, эмоция возни-кает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информа-ция), и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э=П (Н— С), где Э — эмоция, П — потребность (в форму-ле она берется с отрицательным знаком «-» ), Н — информация, необходимая для удовлетворения потребности, С — информация, которую можно исполь-зовать, то, что известно.
Из этой формулы вытекают четыре следствия:
1) Если П = 0, т. е. если нег потребности, Э также равно 0;
2) Э = 0, т. е. эмоция не возникает и тогда, когда Н=С. Это тот случай, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации;
3) Э максимальна, если С = 0. Это значит, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет инфор-мации о том, как ее удовлетворить. Здесь эмоция как бы компенсирует ин-формационный дефицит. Недаром говорят, что пугает не само событие, а не-известность;
4) Наконец, согласно формуле, в случае, когда С>Н, должна возник-нуть положительная эмоция.
Многие явления эмоциональной жизни никак в формулу не укладыва-ются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более эмоцио-нальная совершает невозможное? Велико значение эмоций и для регуляции поведения в тех случаях, когда требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностей организма. Не здесь ли следует искать разгадку удивительных на первый взгляд явлений.
Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутрен-них органов. Они проявляются во внешних движениях выразительных или экспрессивных. На универсальность движения как выразителя и индикатора эмоций указывал великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своей замечательной книге «Рефлексы головного мозга». Он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге,- везде оконча-тельным фактором является мышечные движения» .
Но зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе («гнев — это заторможенная драка») — все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера, — пишет Дарвин, — достаточно вспомнить о таком движе-нии, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги... Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко вы-раженных в прошлом движений, имевших понятный смысл».
Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизволь-ного аккомпанемента эмоций; они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компо-нентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами прони-каемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоот-ношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции вы-ражаются изменениями человеческого лица. Недаром немецкий писатель Г. Лихтенберг заметил, что «самая занимательная для нас поверхность на земле, — это человеческое лицо». Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.
Из каких же элементов складывается «язык эмоций», как усваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследова-ния. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот. Недаром в произведениях Л. Н. Толстого описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки.
Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуа-цию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.
На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет со-стояние того кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.
3,000 руб.
Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1-й класс: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Работа по изучению психологических основ обучения младших школьни-ков пониманию текста поддержана грантом Министерства образования РФ.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991; Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации. М., 1995.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1988.
6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. – М., 1996.
8. Литература: учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8–11-е кл./ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал. М., 2001.
9. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: Задачник по ли-тературному чтению. В 4 ч. М., 1998.
10. Художественная жизнь современного общества// Под ред. А.Я.Рубинштейн – В 4-х т., Т.2, - СПб, 1997
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. – М., 1988. – 700 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла// Религия и общество. М., 1996 – с.378-381
13. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб., 2001
14. Выготский Л.С. Психология искусства – Минск, 1998
15. Pardeck John T. and Pardeck, Jean A. 1993. Bibliotherapy. A clinical approach for helping children. New York: Gordon and Breach Science Publishers.
16. Семов – Семов, Марко. Цената. С: Български бестселър. Национален музей на българската книга и полиграфия, 2004. 336 с.
17. Спeрбер и Уилсон – Sperber, D. & D. Wilson. Relevance. Oxford, Basil Blackwell, 1986.
18. Грязнова Ю. «Учебный курс «Аналитика текста», Атриум (изд-во Тольят-тинской академии управления, серия педагогика, №2, 2002,
19. Грязнова Ю. «Технология текста» (совместно с Г.Давыдовой и В.Максимовым), Кентавр, №25, 2002,
20. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991. - 160 с.
21. Файдыш Е. А. Измененные состояния сознания. - М.: ДЭОС, 1993. - 136 с.
22. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты: Пер. с англ. / Предисл. Ю.В.Пахомова. -М.: Издательская груп-па «Прогресс», «Универс», 1993. - 272 с.
23. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 1999.
24. Богин Г.И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь, 1993.
25. Богин Г.И., Романов А.А. Современные интересы в области герменевтики // Понимание и рефлексия: Материалы третьей Тверской герменевтической конференции. Тверь, 1993. 4.1. С.3-17.
26. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
27. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. № 3. С.43-52.
28. Грохольская Т.В. Организация учебно-научного текста типа рассуждение: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб, 1991.
29. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. Барнаул, 1999.
30. Муран О.В. Типология научного текста: Автореф. дис. ... канд. филол. на-ук. СПб, 1992.
31. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.
32. Мышкина Н.Л. Внутренняя жизнь текста. Пермь, 1998.
33. Привалова И.В. Психологическая установка в процессе понимания ино-язычного текста (на материале русского и английского языков): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1995.
34. Рафикова Н.В. Вариативность понимания художественного текста в свете данных психолингвистического эксперимента // Слово и текст: Актуальные проблемы психолингвистики. Тверь, 1996. С. 98-105.
3,000 руб.