ГлавнаяГотовые работы Культурология как интегративная область знания

Готовый реферат

на тему:

«Культурология как интегративная область знания»









Цена: 750 руб.

Номер: V12331

Предмет: Культурология

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
относительно самостоятельные направления философской мысли.

Современная культурология формируется, выходя из-под «родитель-ской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества — например, музыка, произведения живо-писи), но его задача — идти глубже, к усвоению духа культуры (менталите-та, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической пози-ции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй — комму-никативный — слой культуры, это уровень общения, институтов образова-ния и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип — структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи иденти-фицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и спосо-бом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случа-ях неизменным остается пафос культурологического поиска — целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духов-ном пространстве этноса.

Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «архео-логии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, рас-крывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культур-ного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях :

- сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вер-бальной и символической оболочкой;

- обновление культуры, институты обновления знания, новационные воздействия на «код» культуры;

- культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формо-образований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, эко-номика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятель-ности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достиже-ний культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концепту-альное решение проблемы воссоздания такой целостности.

Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологии как научной дисциплины. Ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфиче-ски-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологии — построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозиро-вать его и, в перспективе, управлять им.

Поставленная задача предполагает решение следующих фундамен-тальных проблем:

- Выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т. е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу соци-ального опыта человеческой деятельности;

- Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воз-действие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе творчества.

- Изучение суммарных последствий такого развития как реальной ис-тории «очеловечивания» мира.

Разумеется, такое понимание предмета, задач и программы культуро-логических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности «рядовых» субъ-ектов истории. Палеопсихологическая реконструкция — наряду с дешифров-кой знакомых систем, т. е. семиотическим анализом, — поэтому есть и ме-тод, и содержание культурологии как теоретической дисциплины, не своди-мой к иллюстративности и описательству и предполагающей строго концеп-туальный тип формулирования, постановки и решения своих проблем.

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологии как системы знания. Прежде всего нужно отметить, что куль-турология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры .

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (все-общее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так назы-ваемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А фило-софия выполняет методологическую функцию, определяет общие познава-тельные ориентации культурологических исследований.

Такой подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценно-сти дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выяв-ление архетипов современной культуры и понимание ее как итога историче-ского развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, оп-редмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механиз-мы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культуроло-га принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие по-требности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология.

Можно выделить и другие элементы культурологического знания. Для их понимания важно уже при первом знакомстве с культурологией дать ос-новные подходы к самому понятию — культура.

В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х гг. культура рассматривалась как совокуп-ность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Именно такая трактовка нашла отражение во втором издании БСЭ, в Философской энциклопедии и других довольно многочисленных публикациях. Обладая большой широтой, этот подход отличается неопределенностью, так как от-сутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. Ак-сиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сфе-ры бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к не-му, к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и приме-нимо понятие культуры. Оно предстает как величественный итог предшест-вующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значи-мых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.

Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологиче-ская интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфе-ре, тогда как «культура... диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов». Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям:

• одно рассматривает культуру в контексте личностного ста-новления (Баллер, Злобин, Коган, Межуев и др.),

• другое — характеризует ее как универсальное свойство об-щест венной жизни (Давидович, Жданов, Каган, Файнбург, Маркарян и др.).

Поиски содержательного определения культуры приводят, таким обра-зом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно — к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой исто-рии. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет по нимать культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реали-зуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов), «технологический контекст деятельности» (3. Файнбург). при-дающей человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизве-дения и развития всей общественной жизни.
750 руб.

Похожие работы:

Человек, как предмет естествознания и обществознания. 

Введение Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. ...

Постановка проблем в философии. Проблемы бытия, материи, сознания, познания, истины. 

Введение

Проблемой принято считать положение, условие, вопрос или объект, создающий неопределённость, затруднение, ...

Взаимоотношения познания и сознания 

3. Теории сознания и его структура
Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:
1) ...

Черты оценочного знания, методологические и проектные знания,компенсационные связи,управленческие решения и др. 

1 Специфические черты оценочного знания

Важным фактором эффективности профессиональной деятельности в ...

Поиск по базе выполненных нами работ: