3.1 Обзор опыта интеграции инфраструктур фондовых рынков России и СНГ
Начну с Казахстана, так как это был первый опыт интеграции инфраструктур рынков России и Казахстана в том смысле, в котором такая интеграция возможна как постоянно действующий и официальный канал, - в смысле междепозитарных корреспондентских отношений. Еще на этапе предварительного согласования и заключения договора ЦД Казахстана произвел весьма благоприятное впечатление, а уровень развития фондового рынка Казахстана даже в некотором смысле нас удивил, поскольку уже на тот момент уровень проработки и реализации некоторых вопросов был гораздо прогрессивнее и смелее подходов к решению данных вопросов в России. Не говоря уже о том, что сам факт возможности открытия счета депозитарию-нерезиденту был разрешен законами Казахстана, в отличие от российской правовой среды, которая жила на тот момент в условиях вялотекущей памяти о том, что есть "старая тема" о Центральном депозитарии.
Учетная инфраструктура Казахстана жестко централизована. Порядок проведения обычных депозитарных операций в ЦД Казахстана мало отличается по сути от обычного общепринятого порядка их проведения. Однако в сфере информационного взаимодействия с депонентом по его ценным бумагам существуют определенные, в некотором смысле непривычные для нас особенности. Для иллюстрации, например, следует отметить достаточно интересный подход к сбору списка владельцев ценных бумаг к собранию акционеров с точки зрения российского зашоренного профессионального взгляда.
Сбор списка осуществляется по данным сегрегированного учета ЦД Казахстана, который возможен в учетных регистрах в разрезе владельцев ценных бумаг по счету номинального держателя. А для обеспечения прав
тех клиентов номинального держателя, которые не раскрыты сегрегированно в учете ЦД Казахстана, существует возможность раскрытия в привычном для России виде - путем подачи списка владельцев на определенную дату, которые учитываются под номинальным держателем (по сути, ответом на запрос Центрального депозитария). Однако срок такого раскрытия ограничен одним днем. Данная система фактически позволяет собирать списки в разы быстрее, чем это предусмотрено в России. Возможность существует благодаря централизации и организации соответствующего аналитического учета на уровне ЦД Казахстана и, по всей видимости, исповедует следующую логику. Если хочешь активно участвовать в управлении обществом, не планируешь большого числа операций, связанных со сменой права собственности на пакет ценных бумаг, - открывайся на уровне ЦД Казахстана по счету своего номинального держателя и будешь гарантированно оперативно попадать в список акционеров, имеющих право голосовать, поскольку риски, связанные с прохождением информации о владельце, минимизируются, а оперативность сбора данных увеличивается. Здесь необходимо отметить, что при такой системе учета, естественно, существует возможность осуществлять смену права собственности в рамках счета номинального держателя и при сегрегированном учете клиентов номинального держателя на уровне ЦД Казахстана. Если же хочется не выходить из-под номинального держателя, но есть желание активно участвовать в управлении обществом, то следи за информацией своего депозитария и эмитента, а если используешь промежуточный депозитарий внутри депозитария-корреспондента, учитывай необходимость оперативной работы своего непосредственного депозитария, поскольку времени на раскрытие дается мало. Если же участие в управлении обществом - неважная часть инвестиций или вообще пассивная составляющая, то можешь не выходить наружу ни в аналитическом учете ЦД Казахстана, ни по запросам депозитария-корреспондента, а находиться внутри своего депозитария. Принимая во внимание данную особенность, иностранным номинальным держателям необходимо давать соответствующие разъяснения своим клиентам с казахстанскими активами для доведения данной информации до конечных владельцев казахстанских ценных бумаг с целью принятия ими решения о целесообразности и способе раскрытия о них информации для целей управления обществом.
Существуют и другие особенности, которые наталкивают на мысль о том, что в некоторых вопросах иногда возможно отойти от стереотипов, к которым привыкли. ЦД Казахстана развивается поступательно, и с 2006 г. стали доступны операции в режиме ППП с расчетами в долларах США. Если раньше для проведения каких-либо расчетов было необходимо использовать счета в местных банках первого уровня, а операции в режиме ППП вообще не были доступны, то сейчас они возможны, но для их реализации требуется открыть счет в денежных средствах непосредственно в ЦД Казахстана.
ЦД Казахстана также работает над совершенствованием электронного документооборота в рамках инфраструктуры рынка Казахстана. В частности, в настоящее время успешно применяются электронные каналы связи для взаимодействия с крупнейшими регистраторами Казахстана, например, с АО "Регистраторская система ценных бумаг", что позволило существенно сократить временные затраты на перерегистрацию наиболее ликвидных акций. Для взаимодействия со своими клиентами ЦД Казахстана разработал и применяет собственный программный продукт - Автоматизированное Рабочее Место Депонента. Также ЦД Казахстана рассматривает возможность внедрения SWIFT-технологий, которые позволят обеспечить взаимодействие как с депонентами, так и с корреспондентами, с применением современных международных форматов ЭДО. По крайней мере, глобальных технических проблем с точки зрения возможности указанного внедрения вроде бы не существует.
Резюмируя по Казахстану, можно сказать, что темпы развития инфраструктуры рынка в целом хорошие, отсутствует ряд болезней, свойственных российскому рынку, поскольку они уже принципиально решены, хотя есть, естественно, и свои особенности.
Узбекистан. По Узбекистану мы фиксируем постоянный интерес относительно возможности учета прав на ценные бумаги. Это связано с тем, что те участники рынка, которые знают о такой возможности, рассматривают для себя вопрос об инфраструктурном обеспечении инвестиций как один из вопросов управления рисками. Однако существует ряд сдерживающих факторов, которые, очевидно, препятствуют активному спросу на регионы. Это прежде всего политическая и экономическая ситуация в стране.
В частности, по Узбекистану в настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация. Весной 2007 г. неожиданно вышел государственный запрет на открытие счетов номинального держателя депозитариям-нерезидентам. При этом ранее это было разрешено в случае взаимодействия с государственным Центральным депозитарием Республики Узбекистан (ЦДРУз), что подтверждается наличием у РОСБАНКа счета номинального держателя в данном Центральном депозитарии. Тем не менее в настоящее время проводить операции по данному счету невозможно, хотя ЦДРУз не закрывает данный счет, принимая во внимание возможное изменение ситуации.
Таким образом, на сегодняшний день мы фактически блокированы в части развития интеграционных процессов между Россией и Узбекистаном в этом секторе рынка, несмотря на интерес отдельных инвесторов к рынку Узбекистана, интерес, сопровождающийся запросом на обеспечение инфраструктуры для инвестиций в Узбекистане. Хотя, по имеющейся информации, в самой республике продолжают рассматриваться вопросы по внесению изменений в устройство инфраструктуры фондового рынка, в
частности рассматривается вопрос о возможной передаче ЦДРУз функций центрального регистратора Республики Узбекистан
Украина. По украинскому рынку в последнее время было много статей и докладов, которые достаточно подробно описывали текущую ситуацию в Украине. Безусловно, учитывая давние исторические связи России и Украины, данная страна крайне интересна для российских инвесторов, в связи с чем Депозитарий РОСБАНКа первым из иностранных депозитариев открыл счет номинального держателя в Национальном депозитарии Украины (НДУ), пройдя с украинскими коллегами достаточно длинный путь по согласованию приемлемых для обеих сторон условий и регламента взаимодействия.
1,200 руб.
Введение 2
I. Депозитарная политика коммерческого банка 3
1.1. Нормативно-правовое регулирование депозитных операций. 3
1.2. Депозитная политика коммерческого банка 5
II. Современная депозитарная политика ОАО «РОСБАНК» 11
2.1. Характеристика основных преимуществ работы ОАО «РОСБАНК» на современном этапе 11
2.2.Характеристика основных вексельных программ 13
III. СНГ: опыт российского депозитария и перспективы 16
3.1 Обзор опыта интеграции инфраструктур фондовых рынков России и СНГ 16
3.2. Перспективы депозитариев России 20
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Актуальность темы. Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет привлеченных средств. Возможности банков в привлечении средств не безграничны и регламентированы со стороны центрального банка в любом государстве. Начиная с 1996 года, Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) отказался от прямого регулирования соотношения между размером капитала банка и объемом привлеченных средств и перешел к косвенному регулированию через ряд обязательных экономических нормативов, таких как норматив достаточности капитала, максимальный размер риска на одного кредитора, максимальный размер привлечения денежных вкладов населения и других.
Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов. Привлекаемые банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитные и сберегательные сертификаты).
Целью исследования является раскрытие понятия депозитарной политики коммерческого банка, а также депозитарная политика коммерческого банка на современном этапе
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
– исследованы теоретические основы депозитной политики коммерческого банка, раскрыта ее сущность и принципы формирования, цели и задачи;
- исследовано современное состояние депозитарной политики коммерческого банка
- рассмотрены перспективы депозитарной политики коммерческого банка
Предметом исследования является система экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации российскими коммерческими банками их депозитной политики.
Объект работы Депозитарная политика ОАО «РОСБАНК Депозитарий»
I. Депозитарная политика коммерческого банка
1.1. Нормативно-правовое регулирование депозитных операций.
Основные нормативные акты, регулирующие депозитные операции:
- Гражданский кодекс РФ: ст. 834 - 844 (глава 44), ст. 845 - 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2;
- Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред. от 21.03.2002;
- Положение ЦБ РФ № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98;
В качестве субъектов депозитных операций могут выступать:
1. государственные предприятия и организации;
2. государственные учреждения; кооперативы;
3. акционерные общества;
4. смешанные предприятия с участием иностранного капитала;
5. общественные организации и фонды;
6. финансовые и страховые компании;
7. инвестиционные и трастовые компании и фонды;
8. отдельные физические лица и объединения этих лиц;
9. банки и другие кредитные учреждения.
Объектами депозитных операций являются депозиты - суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые в силу действующего порядка осуществления банковских операций на определенное время сосредотачиваются на счетах в банке.
Исходя из категории вкладчиков, различают следующие виды депозитов:
- Депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, других банков)
- Депозиты физических лиц
По своему экономическому содержанию депозиты принято подразделять на З группы: Гражданский кодекс Российской Федерации, ст.837.1
- срочные депозиты (с их разновидностью - депозитными сертификатами);
- депозиты до востребования;
- условные депозиты (договором может быть предусмотрено внесение вкладов на заранее оговоренных условиях их возврата, не противоречащих закону).
В свою очередь каждая из этих групп классифицируется по разным признакам. Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока:
- на срок до 30 дней
- на срок от 31 до 90 дней
- на срок от 91 до 180 дней
- на срок от 181 дня до 1 года
- на срок от 1 года до 3 лет
- на срок свыше 3 лет
Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах:
1. средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций разных форм собственности;
2. средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов (собственные средства предприятий, предназначенные для капитальных вложений;
3. средства предприятий и организаций в расчетах; средства на корреспондентских счетах по расчетам с другими банками; средства местных бюджетов).
1.2. Депозитная политика коммерческого банка
Депозитная политика представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, а также госбюджета в форме вкладов (депозитов) с целью их последующего взаимовыгодного использования. Депозитная политика предполагает разработку научно обоснованных подходов к организации отношений коммерческих банков с юридическими, физическими лицами и государством по поводу привлечения их временно свободных денежных средств, а также определение целей и задач в этой области и проведение практических мероприятий по их реализации. При проведении депозитной политики учитываются принципы организации депозитных операций и их взаимосвязь с совокупным денежным оборотом, соотношение экономических и организационных методов в управлении депозитными операциями, формы депозитных счетов и сфера их применения, порядок открытия и закрытия депозитных счетов, правила зачисления и изъятия денежных средств клиентов, порядок и условия перевода денежных средств с одних депозитных счетов на другие, предельные сроки хранения денежных средств на депозитных счетах.
Реализовать данный комплекс мер сможет лишь тот коммерческий банк, который постоянно расширяет диапазон оказываемых клиентам услуг, снижает затраты, улучшает качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставляет различные льготы при обслуживании клиентов, предлагает им разного рода консультации и т.п. Такое комплексное обслуживание играет существенную роль при установлении соотношений между уровнями процентных ставок по кредитным и депозитным операциям банка. Особое значение имеет уровень депозитного процента, т.е. процента, выплачиваемого клиентам коммерческого банка по привлеченным вкладам (депозитам), поскольку основу депозитной деятельности коммерческих банков составляют операции по привлечению ими денежных средств.
В мировой банковской практике под депозитами обычно понимают записи в банковских книгах, свидетельствующие о наличии определенных требований клиентов к банку, или же денежные средства, которые клиенты депонируют в банке на основе соглашений, договоров и обязательств по депонированию, предусмотренных законом. Поэтому депозитные операции представляют собой операции, связанные с аккумуляцией банками денежных вкладов и их размещением на соответствующих депозитных счетах. На основе депозитных операций коммерческих банков формируется подавляющая часть их ресурсов, используемых на цели краткосрочного и долгосрочного кредитования субъектов хозяйствования и населения. Роль депозитных операций будет достаточно весомой, если они будут основаны на хорошо разработанной теории депозитной политики.
В зарубежных промышленно развитых странах депозитная политика имеет ряд общих черт, что обусловлено единой природой депозитных банковских операций в государствах с рыночной экономикой. В этих странах депозиты составляют основную часть пассивов коммерческих банков, а собственный капитал, резервы, другие заемные средства и обязательства занимают незначительное место. Организация депозитных операций заключается в том, что:
• во многих странах депозитные операции банков регламентируются в законодательном порядке, зачастую наиболее общие условия депонирования средств фиксируются в законах о центральных банках (Англия, ФРГ). Осуществляется унификация процентных ставок, а в ФРГ законодательно определен срок уведомления об изъятии средств индивидуальными вкладчиками со сберегательных счетов. В Великобритании банковскому учреждению необходимо получить от Банка Англии лицензию, разрешающую привлекать депозиты, а в случае нарушения на нарушителя накладывается значительный штраф либо он подвергается тюремному заключению сроком до двух лет;
При проведении депозитной политики необходимо учитывать ряд условий, среди которых можно выделить такие, как определение источников банковских вкладов и структуры банковских пассивов и активов, установление предельных сроков хранения денежных средств вкладчиков, достижение максимального дохода от проводимых операций, учет централизованно определяемых нормативов и “правил игры” на рынке ссудных капиталов, обеспечение полной самостоятельности и ответственности сторон, участвующих в депозитных операциях и др.
Депозитная политика должна учитывать исторически сложившуюся структуру банковских пассивов и активов, динамику их соотношений. Это имеет важное значение для анализа ликвидности балансов коммерческих банков.
Проведение научно обоснованной депозитной политики предполагает не только совершенствование действующей системы вкладов как формы аккумуляции денежных средств субъектов хозяйствования, но и создание специальной системы экономических стимулов, которые должны побуждать предприятия, организации и население хранить свои текущие денежные доходы и накопления на тех или иных депозитных счетах, заинтересовывать банки в развитии различных видов вкладов, внедрении новых, более прогрессивных и экономичных форм депозитных счетов.
Цели депозитных операций сводятся к соблюдению коммерческих интересов банка и улучшению ликвидности его баланса, что предполагает знание основных правил, лежащих в основе депозитных операций:
• депозитные операции должны организовываться таким образом, чтобы они содействовали получению банковской прибыли или созданию условий получения прибыли в будущем;
Для вкладчиков одним из важнейших стимулов является уровень процента по депозитам. Процентная политика в области депозитных операций должна учитывать объективность условий установления процентов по всем видам вкладов и/ экономическую обоснованность соответствующих процентных ставок, а также необходимость обеспечения увязки депозитных процентов с процентными ставками по активным банковским операциям.
Поэтому процентные ставки по депозитным операциям банков должны учитывать реальные экономические процессы, происходящие в наличном обращении и безналичном платежном обороте, реагировать на тенденции изменения денежной массы, обладать соответствующей мобильностью.
Формула отражает рыночный подход к формированию депозитного процента. Однако в условиях рыночного установления процентных ставок по активным и пассивным операциям может сложиться такое их соотношение, которое не позволит получить прибыль. Для устранения этого соотношения резкое понижение процентных ставок по депозитам или соответствующее увеличение процента по кредитам является не всегда возможным или желательным для банка. Поэтому для стабилизации процентных ставок по пассивным и активным операциям необходимо наличие специальных резервных или страховых фондов, которые помогают покрыть потребности банка в части обязательств и прибыли при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Без создания таких фондов, одним из назначений которых является возмещение расходов по выплате процентов в случае повышения требований депозиторов или падения доходов, невозможно обеспечить устойчивую работу банка.
1,200 руб.