2.2. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности
Государственное регулирование любого вида общественных отношений, в том числе и банковской деятельности, предполагает наличие системы организационного обеспечения управляющего воздействия государства на объект управления. Основанием системы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности является правовое регулирование.
В эту систему входит механизм доведения управляющего воздействия государства до объекта управления. Он имеет двухкомпонентное строение и два основных направления функционирования и развития. Первая составляющая - определенная группа органов, осуществляющих на основе закона управленческие действия от имени государства. Вторая - совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности. По своей сути организационное обеспечение государственного регулирования банковской деятельности представляет собой процесс управления, поэтому при изучении основы этой системы, то есть правового регулирования, мы опираемся как на теорию управления, так и на общую теорию права. С допустимой долей обобщения можно заключить, что правовое регулирование вообще представляет собой регулирование правом общественных отношений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.12.90 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 07.08.2001 г.; далее - Закон о банках) правовое регулирование таких общественных отношений, как банковская деятельность, осуществляется Конституцией РФ, Законом о банках, Федеральным законом от 02.12.90 г. N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 06.08.2001 г.; далее - Закон о Центробанке), другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Таким образом, перечень нормативных актов, используемых в регулировании банковских отношений, установлен законодательно.
При исследовании сущности правового регулирования предлагается исходить из современного ее понимания, имеющегося в теории управления. С развитием общества право рассматривается уже не как воля господствующего класса, а как компонент сознания, поведения, деятельности и отношений людей, выражающий их сопричастность друг другу, солидарность, сотрудничество, принадлежность к единому сообществу.
Как свидетельствует практика, после финансового кризиса 1998 г. общество стало предъявлять требования по обеспечению государственных гарантий смягчения последствий от таких потрясений. Государство в такой ситуации лишь изменило соответствующие правила поведения на финансовых рынках, что привело к принятию ряда новых законодательных актов и внесению изменений в действующие. Так, были изменены положения Закона о банках, регулирующие деятельность банковских групп и банковских холдингов и касающиеся порядка предоставления информации о деятельности кредитных организаций. Все изменения были направлены на создание института «финансовой устойчивости и стабильности».
Согласно теории управления право может быть закреплено в законе - и тогда, имея юридическую силу воздействия, оно реализуется через государственные структуры; или же право содержится в сознании, традициях и обычаях людей - и, таким образом, осуществляется непосредственно. Характеризуя сущность правового регулирования, можно заключить, что прежде чем получить закрепление в законе, правовые требования формируются в качестве общественной или государственной потребности.
Банковская система, сложившаяся в России, является двухуровневой, где первый уровень занимает Центральный банк РФ, ко второму относятся кредитные организации, коммерческие банки и иные, небанковские финансово - кредитные институты. Способы и процедуры реализации государственной власти в процессах управления первым и вторым уровнями банковской системы различаются, и это влияет на правовое регулирование банковской деятельности в целом. В процессе правового регулирования этой деятельности государство силой закона, помимо установления правил ее ведения, выстраивает управляющую систему из соответствующих по компетенции объекту управления государственных органов, определяет порядок их функционирования. Таким образом, можно заключить, что, устанавливая правовые основы, государство, с одной стороны, реализует право регулирования банковских правоотношений, а с другой - организует систему своего управляющего воздействия на банковскую деятельность. Следовательно, в понятии организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности мы также можем выделить две формы его проявления: правовое регулирование банковской деятельности и правовое регулирование управления банковской деятельностью.
Следует отметить, что зачастую при разработке документа в его основу кладется субъективное видение конкретного вопроса Центральным банком РФ. При этом не всегда учитываются актуальные нужды второго уровня банковской системы и ее прогнозируемые потребности в целом. Нормы, разрабатываемые для многократного применения лишь в относительно идентичных условиях, должны не только решать уже имеющиеся проблемы, но и регулировать отношения, которые могут возникнуть в будущем.
Наряду с социологическим аспектом в институте правового регулирования теория управления выделяет нормативный и практический аспекты. Качество нормативного аспекта во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы. В этом случае становится очевидной необходимость ясности, точности смысла, обоснованности требования размещения нормы в юридическом документе
Говоря о качестве нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, следует отметить, что из-за отсутствия закрепления определений многих понятий банковского права невозможно добиться полной ясности и единообразия в документах. Этим пользуется Банк России при толковании норм права, расширяя тем самым границы своей компетенции, усложняя правоприменительную практику и процесс управления банковской деятельностью.
Зачастую в различных законодательных актах встречаются нормы, регулирующие одни и те же по своей сути процессы. Так, вопрос о назначении и порядке функционирования временной администрации в кредитной организации описан в Законе о банках, Законе о Центробанке, Федеральном законе от 25.02.99 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 07.08.2001 г.), Федеральном законе от 08.07.99 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (с изм. от 03.07.2001 г.) и ряде актов Банка России. Результатом подобного положения, как правило, являются различные несостыковки, которые, безусловно, затрудняют правоприменение.
Нормотворчество и его результат (нормы и правила поведения) немыслимы без практического аспекта, отражающего реальное действие нормы в жизни. Практический аспект правового регулирования - самый сложный, но именно его наличие свидетельствует о самом факте правового регулирования. Просто принятие тех или иных юридических норм еще не подтверждает правового регулирования вопроса - лишь действительное руководство этими правилами в жизни, осуществление поступков и действий в соответствии с их смыслом свидетельствует о его существовании.
Анализируя и оценивая правовое регулирование банковской деятельности, следует иметь в виду, что оно имеет свою специфику. В первую очередь, это процесс по установлению правил ведения банковской деятельности в России в порядке законодательной и нормотворческой деятельности Президента РФ, обеих палат Законодательного собрания, Центробанка. С одной стороны, Банк России осуществляет надзор за соблюдением законодательства субъектами второго уровня банковской системы; с другой стороны, Президент РФ и Государственная дума РФ контролируют Центробанк. Судебная же власть в случае допущения нарушений установленных правил поведения любым из субъектов банковской системы применяет принуждение.
В научной литературе по административному и банковскому праву сущность правового регулирования банковской деятельности рассматривается в виде комплекса специальных нормативных актов, устанавливающих правила в данной сфере. Предлагаем ввести дополнительную характеристику понятия «правовое регулирование банковской деятельности», представив ее как форму обеспечения государственного регулирования банковской деятельности в виде совокупности двух компонентов: комплекса нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и системы органов, осуществляющих контроль за субъектами банковской деятельности.
Далее на примере действующего законодательства рассмотрим проблемы организационного обеспечения правового регулирования банковской деятельности.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 5
1.1. Понятия, функции и принципы деятельности коммерческих банков 5
1.2. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.1. Государственное регулирование банковской деятельности 16
2.2. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность кредитных организаций в РФ регламентируется федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395. Кредитная организация - это юридическое лицо, основная деятельность которого - извлечение прибыли от посреднической деятельности на денежном рынке.
Кредитная организация может образоваться в виде любой формы собственности. Кредитная организация для осуществления своей деятельности должна получить лицензию от ЦБРФ.
Коммерческий банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право на осуществление всех видов банковских операций:
Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
Размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет.
Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация - имеет право осуществлять отдельные виды банковских операций, допустимое сочетание которых определяется ЦБРФ.
В зависимости от функции назначения небанковские кредитные организации могут обслуживать юридических лиц на валютном рынке, на рынке межбанковских кредитов, рынке драгоценных металлов.
Расчетные небанковские кредитные организации осуществляют следующие виды деятельности:
Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
Расчеты по поручению юридических лиц в т.ч. банков-корреспондентов по их банковским счетам.
Небанковская кредитная организация инкассации производит инкассирование денежных средств, векселей, платежей и расчетных документов.
Небанковские кредитные организации не имеют права привлекать денежные средства юридических лиц и физических лиц во вклады с целью их размещения от своего имени за свой счет.
Правительство РФ и ЦБ РФ планируют предпринимать активные совместные действия для формирования конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.
Цель работы: определить формы и методы регулирования деятельности коммерческих банков со стороны банка России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятия, функции и принципы деятельности коммерческих банков.
2. Определить Функции Банка России по регулированию деятельности коммерческих банков.
3. Выявить формы и методы банковского регулирования.
4. Сформулировать особенности денежно-кредитного регулирования на современном этапе.
Объект исследования: процесс регулирования деятельности коммерческих банков со стороны банка России.
Предмет исследования: коммерческие банки в процессе регулирования их деятельности ЦБ РФ.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятия, функции и принципы деятельности коммерческих банков
Коммерческие банки (КБ) – это банковские учреждения, которые осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических и физических лиц. При этом, коммерческие банки осуществляют движение ссудного капитала с целью получения прибыли и являются финансовыми посредниками, которые на принципах возвратности, срочности и платности от своего имени привлекают временно высвободившиеся денежные средства и от своего имени размещает их [4].
Различают следующие типы коммерческих банков (КБ):
по способу формирования уставного капитала – акционерные и общества с ограниченной ответственностью;
по виду совершаемых операций – универсальные, которые оказывают весь спектр банковских услуг и специализированные, которые осуществляют только один вид деятельности - ипотечные, сельскохозяйственные и т.д.;
по территории, на которой осуществляется деятельность – федеральные, республиканские и региональные;
по отраслевой специализации – сельскохозяйственные, строительные, промышленные и иные [3].
Сущность работы КБ состоит в том, что он осуществляет посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и от покупателя товаров и услуг к продавцу. Это означает, что перед лицом владельца денежных средств КБ является заемщиком, а перед лицом потребителя – кредитором. При привлечении денежных средств возникают обязательства КБ (депозиты), а при предоставлении денежных средств обязательства потребителя (ссуда). Депозит – это денежные средства и ценные бумаги, переданные на хранение кредитно-финансовому учреждению на оговоренный срок или бессрочно.
Коммерческий аспект деятельности КБ состоит в том, чтобы стоимость долговых обязательств потребителя была больше стоимости долговых обязательств банка. Эта разница образует основную часть прибыли КБ, которая определяется банковской маржей, которая представляет собой разницу между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, т.е. - между ставкой по депозиту и ставкой по кредиту.
Отличительными особенностями КБ, как предприятия являются:
двойной обмен долговыми обязательствами: коммерческие банки формируют свои долговые обязательства и размещают их в долговые обязательства потребителей;
безусловные обязательства с фиксированной суммой долга: КБ принимают на себя максимальный риск от банковских операций;
получение прибыли, как основная цель деятельности КБ.
Деятельность коммерческого банка основана на следующих принципах:
работа в пределах реально имеющихся ресурсов: КБ должен обеспечивать соответствие между финансовыми ресурсами и кредитными возможностями, то есть - банковских ресурсов специфике мобилизированных ресурсов;
обеспечение полной экономической самостоятельности: свободное распоряжение собственными и привлеченными средствами, свободный выбор клиентов, свободное распоряжение прибылью;
обеспечение экономической ответственности: КБ по своим обязательствам отвечает всем своим имуществом и средствами, а весь риск от своих операций берет на себя;
рыночная ориентация: при работе с клиентами КБ исходит из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности;
экономические методы регулирования деятельности: государство не имеет права административно вмешиваться в деятельность коммерческого банка и использует только нормативно-правовые инструменты.
Функции КБ включают:
- аккумуляцию и мобилизацию денежных средств и посредничество в кредите: с помощью КБ происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал, поскольку прямым кредитным отношениям между владельцем средств и потребителем денежных средств препятствуют несовпадение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем; несовпадение срока высвобождения капитала со сроком, на который он требуется заемщику и существование риска неплатежеспособности заемщика;
- создание кредитных денег одним из двух способов: с помощью привлечения наличных денежных средств от населения - при этом происходит замена банкнот депозитами и денежная масса в обращении не изменяется, и приобретая у клиентов ценные бумаги и иностранную валюту - при этом происходит увеличение денежной массы;
- проведение расчетов и платежей: КБ принимает денежные средства на расчетные счета организаций и осуществляет платежи по платежным поручениям клиентов, а также ведет учет денежных поступлений и выдач;
- организацию выпуска и размещения ценных бумаг: КБ осуществляет посреднические операции с ценными бумагами (подписка на размещение ценных бумаг предприятий среди своих клиентов, оценка, анализ и установление цены ценной бумаги), а также операции с собственными ценными бумагами (КБ может выпускать акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты);
- оказание консультационных услуг, состоящих, например, в консультациях клиентов по вопросам повышения их кредитоспособности;
- получения кредитов, применения эффективных форм расчетов, составления отчетности и других.
Организационная структура КБ определяется уставом, в котором содержатся положения об органах управления банком, их полномочиях, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковских операций.
Примерная организационная структура Коммерческого банка приведена на рис. 1.
Главным органом управления КБ является собрание акционеров, при этом КБ должен иметь не менее трех учредителей, которое выполняет функции утверждения или изменения устава, выбора Совета директоров, утверждения годового отчета и принятия решений о создании новых филиалов, фондов и их ликвидации.
Совет директоров КБ включает, как правило, несколько крупных акционеров и часто – видных общественных деятелей, выполняет функции определения стратегических целей КБ, формирования политики по ссудным, валютным, инвестиционным, расчетным и другим операциям, укрепления конкурентной позиции КБ на рынке, установления деловых связей с другими организациями и подбора кадров высшего менеджмента КБ.
Правление КБ включает ведущих менеджеров банка и осуществляет оперативное руководство его производственной деятельностью.
Ревизионная комиссия контролирует деятельность правления КБ, выбирается Собранием акционеров из независимых сторонних людей.
Бухгалтерия учитывает движение средств КБ; особенностью банковского бухгалтерского учета является ежедневное составление баланса.
Финансово-экономический отдел на основании балансов оценивает финансовое состояние КБ, предоставляет способы и разрабатывает оперативные решения по выходу из затруднительных ситуаций.
Технический отдел обеспечивает техническое оснащение и функционирование электронных систем платежей и управления функционированием КБ.
Отдел сберегательных операций ведет обслуживание только физических лиц и обеспечивает ведение накопительных или сберегательных счетов по вкладам населения.
Отдел депозитных и кассовых операций обслуживает юридические лица, работает с ними по накопительным и расчетным счетам.
Отдел учетно-ссудных операций обеспечивает клиентов КБ кредитными ресурсами; в зависимости от кредитной политики в отношении принятия решений о выдаче ссуд, либо самостоятельно, либо выполняя решения правления.
Отдел иностранных операций ведет работу с иностранными клиентами и операции по обмену валюты.
Отдел инвестиций обеспечивает обращение ценных бумаг клиентов либо самого банка.
Рис. 1. Организационная структура коммерческого банка
Отдел рекламы осуществляет комплекс банковского маркетинга, обеспечивая позиционирование и продвижение КБ на финансовом рынке, привлекая новых клиентов.
Отдел доверительных (трастовых) операций обеспечивает доходное управление имуществом клиентов, переданного на определенных условиях КБ.
Рынок неизбежно, таким образом, выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования. Из этого можно определить следующие принципы деятельности коммерческого банка:
- работа банка в пределах реально привлеченных (имеющихся) ресурсов; этот принцип является фундаментом коммерческой деятельности банка;
- полная экономическая самостоятельность банка, подразумевающая и его экономическую ответственность за результаты своей деятельности;
1,200 руб.
1. «Банковское дело» под ред. д.э.н. проф. Г.Н.Белоглазовой д.э.н. проф. Л.П. Кроливецкой М.: «Финансы и статистика», 2007.
2. «Банковское дело» под редакцией к.э.н. Ю.А. Бабичевой. Москва, «Экономика», 2007 год.
3. «Банковский менеджмент» Т.В. Никитина, Санкт-Петербург, 2007.
4. «Банковское дело» под редакцией О.И. Лаврушина М.: «Финансы и статистика», 2008.
5. «Денежное обращение и банки» под редакцией проф. Г.Н. Белоглазовой, проф. Г.В. Толоконцевой М.: «Финансы и статистика» 2008.
6. «Деньги. Кредит. Банки» Е.Ф. Жуков М.: «ЮНИТИ», 2007.
7. Инструкция о порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам № 254-П.
8. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации №110-И «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 16 января 2004 года.
9. «Коммерческие банки» Голубев С.Г., Галочкин В.В. Учебное пособие. Мн.: Алгоритм, 2007.
10. «Ликвидность банка» - М., «Деньги и кредит» №11-12, 2008.
11. «Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка» - М., «Банковский журнал» № 3, 2008.
12. «Правовая база банковской деятельности: на пути к международным стандартам»- М., «Бизнес и банки» № 12, 2008.
13. Письмо от 27.07.2000г. № 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций»
14. «Экспресс-анализ банковского баланса» - М., «Бухгалтерия и банки» № 1, 2008.
15. «Экономический анализ» А.И. Гинзбург - Питер, 2008.
16. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» №17-ФЗ от 03 февраля 1996 года.
1,200 руб.