2.2. Практика управления и ее методы
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания, которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равно¬весия.
Социальные методы управления связаны со способами достиже¬ния социальных целей общества не только экономическими, орга¬низационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку соци¬альных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его от¬дельных структур, управленцев, в первую очередь.
Являясь основ¬ными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия.
Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защи¬щенностью, качеством социального воздействия, чувством социаль¬ной сопричастности к делам фирмы и т. п.
Социальные методы включают широкий спектр методов соци¬ального нормирования, социального регулирования, морального стиму¬лирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении.
К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воз¬действия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.
Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отноше¬ния между работниками с учетом психологической совместимости.
К методам гуманизации труда относятся использование психологи¬ческого воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профес¬сионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.
Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понима¬ется экономический расчет, основанный на сознательном исполь¬зовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.
Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада.
Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатывае¬мых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:
a. взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
b. дифференциация экономического стимулирования, направ¬ленная на реализацию необходимых изменений в структуре произ¬водства;
c. сочетание экономического стимулирования с другими мето¬дами мотивации;
d. сочетание экономического стимулирования с экономиче¬скими санкциями, предусматривающими материальную ответствен¬ность организаций и отдельных работников.
Организационно-административные методы базируются на вла¬сти, дисциплине и ответственности. Организационно-администра¬тивное воздействие осуществляется в следующих основных видах:
a. прямое административное указание, которое имеет обяза¬тельный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
b. установление правил, регулирующих деятельность подчи¬ненных, выработка стандартных про¬цедур административного воздействия;
c. разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
d. контроль и надзор за деятельностью организаций и отдель¬ных работников.
Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях коор¬динации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.
В целом объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления -функция организации, задача организационно-адми¬нистративной деятельности состоит в координации действий подчи¬ненных.
Нередко, и справедливо, критикуются попытки абсолю¬тизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обес¬печивает четкость, дисциплинированность и порядок работы.
Важ¬но определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социальных методов.
Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомер¬ным ни с научной, ни с практической точки зрения.
2.3. Организационно-административные методы управления
Органи¬зационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.
Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержа¬ния трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить орга¬низационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламен¬тируются правовыми актами трудового и хозяйственного законода¬тельства, регулирования.
В рамках организации возможны такие формы проявления организационно-административных методов:
a. обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
b. согласительные меры (консультации, компромиссы);
c. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).
Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоря¬жений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой опре¬деленные взыскания. Это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
1. О методах организации управления 5
1.1. Развитие теории правления 5
1.2. Организационные механизмы в управлении 7
1.3. Законы и принципы управления 10
Выводы по главе 13
2. Методы управления в менеджменте 14
2.1. Понятие метода в управлении 14
2.2. Практика управления и ее методы 15
2.3. Организационно-административные методы управления 20
Выводы по главе 22
3. Перспективы развития российских методов управления 23
3.1. Сохранение российских методов управления 23
3.2. Глубинные причины неудовлетворительного развития управления в рыночной экономике 25
3.3. Становление и развитие российской системы управления 27
Выводы по главе 33
Выводы по разделу 34
Заключение 36
Список литературы 39
Введение
Система управления на протяжении ХХ века неоднократно менялась. Россия оказалась вне этого процесса. Переход к рыночным отношениям объективно требует освоения тех приемов и методов управления, которые давно стали нормой на Западе.
Для осуществления любых преобразований необходимо понимать, что желательно получить и в чем состоят недостатки того, что имеется. Только в этом случае можно разработать рациональную программу действий. Отечественный руководитель таким знанием не обладает. Более того, его видение управляемого объекта осуществляется не с рыночных позиций.
Ни одно «рыночное» предприятие такого себе позволить не может. Более того, именно необходимость оптимизации затрат и укрепления своих позиций в меняющейся внешней среде являлось и является тем двигателем, который толкает к изменениям, к поиску все новых методов управления бизнесом.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.
Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы.
Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов.
Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.
Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Актуальность данной работы заключена в том, что управление в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Цель курсовой работы - показать, что при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику и прибыли.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
1. О методах организации управления
1.1. Развитие теории правления
В 60-70-х гг. мощным толчком в развитии теории управления стало течение по созданию и внедрению автоматизированных систем управления (АСУ) на всех уров¬нях хозяйствования. Хотя опыт разработки АСУ является скорее негативным, чем позитивным, но он положил начало развитию теории организаций и теории систем в России. Теория управления начала развиваться на основе системного подхода. К сожалению, в России не принято выделять определенные школы, но, тем не менее, в это время образовались мощные научные центры, или школы, которые активно за¬нимались исследованиями в области управления.
Начало развиваться три научных направления. В. М. Глушков возглавил направление по разработке и внедрению в практику математических методов прогнозирования и моделирования производственных систем. Представите¬лями этой школы была разработана методология создания АСУ. На базе исследова¬ний в области кибернетики получил развитие системный подход в управлении.
Проводя исследования в области проектирования АСУ в строительстве, научная школа под руководством В. И. Рыбальского разработала методы управления сложны¬ми строительными объектами. Получили развитие методы планирования и диспетче¬ризации на основе оптимальных сетевых моделей. При разработке сетевых моделей акцент делался на постановку целей, поиск средств и методов достижения целей.
Та¬ким образом, получила развитие концепция П. Друкера - управления по целям. Инте¬ресное развитие получила теория функций управления. Исследования в области функ¬ций управления привели к выводу, что функция имеет трехмерное измерение и может быть представлена трехмерной моделью, получившей название "куба Рыбальского".
В начале 80-х годов формируется группа ученых под руководством Г. М. Доброва, активно развивающая концепцию программно-целевого управления. В основу этого подхода был положен метод разработки специфических планов достижения определенных целей, обеспечивающий строгую согласованность на¬мечаемых мероприятий с поставленными целями. В содержание понятия "управле¬ние" вкладывалось: определение целей, выбор путей их достижения, распределение ресурсов, использование системы экономических, организационных, правовых, соци¬ально-психологических, технологических мер воздействия на производственные от¬ношения людей, коллективов и организаций в процессе их деятельности.
Составным элементом такой концепции управления была предложена морфологическая модель механизма управления программами. Такая концепция предусматривала разработку гибких организационных структур управления, ориентированных на достижение це¬лей. Идея целевого подхода к проектированию организационных структур управления принадлежит Б. 3. Мильнеру, представителю московской школы менеджмента.
Основой данной концепции является разграничение организационной структуры управления и структуры аппарата управления. Ранее они рассматривались как единая структура. В отличие от существующих взглядов, в составе элементов организационной структуры управления были выделены функции управления, уровни управления, структурные подразделения, формы взаимосвя¬зи. Формирование таких структур осуществлялось на основе объектно-целевого подхода.
Интересные разработки проводились в Институте экономики АН РФ В. И, Голи¬ковым, В. М. Геецем и др. Областью их исследований были системы отношений в управлении, сферы деятельности линейных и функциональных органов управления, применения экономико-математических методов прогнозирования в системе долго¬срочного планирования комплексным развитием народного хозяйства.
Школа, представленная Н. Г. Чумаченко и др., занималась исследовани¬ями в области теории систем и ее использования в управлении предприятиями. Боль¬шое внимание в этих исследованиях уделялось выявлению и анализу влияния факто¬ров, воздействующих на процессы формирования организационных структур управле¬ния предприятиями, применению комплекса методов в управлении.
Однако отсутствие экономической активности в СССР привело к тому, что теоре¬тические наработки в области управления оставались невостребованными. Поэтому многие интересные предложения по совершенствованию управления оставались лишь теорией без практического применения.
1.2. Организационные механизмы в управлении
Сложившийся в нашей стране методический аппарат решения организационных проблем управления соответствовал тоталитарной системе с централизованно-плановым руководством экономикой.
В течение длительного времени преобладающее значение в методологии организации управления имели эмпирические методы, Наиболее успешно использовались методы стандартизации и типизации: типовые организационные структуры управления, типовые штаты управленческих работников, стандарт управления предприятием и т. д.
Несмотря на то, что типовые положения разрабатывались на основе изучения передового опыта и экспериментальной апробации, они не могли учесть всего многообразия особенностей предприятий и характера их функционирования даже в условиях плановой экономики.
В конце 60-х и в 70-е годы попытки реформирования форм, статуса, условий планирования и функционирования предприятий сопровождались разработкой организационных и экономических механизмов управления ими.
В экономической теории понятие "механизм" используется в сочетании со словами "экономический", "хозяйственный", "организационный" и др. При этом эти понятия ассоциируются с управлением.
Слово "механизм" в прямом смысле применяется в техническом значении, толкование его связано с внутренним устройством машины.
В переносном значении это слово трактуется как "система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности. Государственный механизм".
Понятие "механизм" сочетается с эпитетом "механический". Последнее означает "сознательно не регулируемый".
Следовательно, при использовании понятия "механизм" предполагается создание такой системы, которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности.
Таким образом, действия по организации управления можно представить как формирующие, упорядочивающие и регулирующие. Именно характер действий определяет те методические подходы, методы и приемы, которые являются инструментами организационных механизмов.
Это, прежде всего методы разделения целого на элементы и методы соединения, объединения.
Первые широко представлены в организационных механизмах графическими методами, методами структуризации, эвристическими методами, способами оптимизации, матрицами взаимосвязей и зависимостей и др.,
Вторые - сетевым методом планирования и управления, функционально-стоимостным анализом, методами оптимизации решений, графическими и эвристическими методами и т. п.
Итак, универсальными слагаемыми организационных механизмов являются методы и способы соединения и разъединения элементов системы и сочетания их с другими системами. При этом результативность этих действий может быть различной. Она зависит от свойств элементов: активностей и сопротивлений, которые отражают их отношения.
Управляющая система как объект подбора имеет специфические особенности, которые должны учитываться при разработке механизма ее формирования.
Первая особенность состоит в том, что УС является субъектом управления конкретного предприятия, функционирующего в определенных условиях.
Вторая особенность заключается в характере деятельности УС предприятия. Ее действия направлены как на выработку целей функционирования предприятия, так и на организацию их реализации, контроль мотивацию деятельности коллектива работников, а также на регулирование взаимодействия предприятия с объектами внешней среды.
Третья особенность связана с ее многомерностью, необходимостью формирования поэлементного и структурного составов систем, а также проектирования процессов управления по направлениям и сферам деятельности.
1.3. Законы и принципы управления
К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные устойчивые внутренние черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
К законам управления относятся:
Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия уп¬равляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных услови¬ях, на разных уровнях управления, различных направлениях.
Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демогра¬фической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интег¬рирует, объединяет многознание в принятых управленческих реше¬ниях, проектах, программах и концепциях.
1,200 руб.
1. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти //Проблемы теории и практики управления, 2001 - № 4
2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 2001.
3. Багриновский К.А. О методах адаптивного управления в переходной экономике / Экономическая наука современной России. 1999, № 2.
4. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий / Менеджмент в России и за рубежом. 2000, № 5.
5. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне выс¬ших стандартов. - М., 1997.
6. Виханский О.С. Стратегическое \ правление. Учебник. Изд-е 2. - М: Экономистъ, 2004.
7. Илларионов А. Как Россия потеряла ХХ столетие // Вопросы экономики. - 2000. - №
8. Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1999.
9. Колпаков И.И. Методы управления. М.,2001
10. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты издалека // Эксперт. - 2000.
11. Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием. - М.: Экономика, 2000.
12. Мартыненко Н. Технология менеджмента: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. -К.: МП "Леся", 2002
13. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 2002.
14. Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 2001.
15. Туленков Н. В. Введение в теорию и практику менеджмента: Учеб. пособ. -К.: МАУП, 2002.
16. Уткин Э. А. История менеджмента, М.,2000.
17. Экономика предприятия / под ред. А.Сафронова. - М.: ЮРИСТЪ, 2001
18. Экономика предприятия: Учебник / под ред. В.Я.Горфинкеля и В.А.Швандера. - М.: ЮНИТИ, 2001.
19. Экономика предприятия: Учебник /под ред. Е.А.Карлика и М.Л.Шухгальтсра. - М: Инфра-М, 2002.
20. Экономика фирмы: Словарь-справочник / под ред. В.К.Скляренко и О.И.Волкова. М.: Инфра-М, 2000.
21. Экономическая энциклопедия. Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО «Экономика», 1999.
1,200 руб.