1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
2. Пушкарева Л. В. Методологический подход к организации стратегического маркетинга на предприятии. СПб.: Изд-во «Нестор», 2006.
3. Долгих, Р.Н. Стратегическое планирование как необходимое условие развития экспортного потенциала промышленного предприятия / Р.Н. Долгих, Е.В. Волкодавова // Вестник Самар. гос. экон. ун-та.- Самара, 2006.- № 4(22).
4. Курашова М.В. Экономическая эффективность систем информационного обеспечения управленческих решений / М.В. Курашова // Вестник УГТУ – УПИ : сб. тр. – Екатеринбург, 2006. – № 4 (75).
5. Пушкарева Л. В. Современные маркетинговые стратегии коммерческих предприятий (На примере торговой сети «Ашан») // Проблемы современной экономики. 2007. № 2 (22).
6. Солнце А.Э. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления предприятием // Современные проблемы экономики, социологии и права: Сб. науч. ст. асп. СПбГИЭУ. Вып. 1. / Отв. ред. Е.Б. Смирнов и др.. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
750 руб.
, цели и задачи маркетинговых коммуникаций. 7
3) Исследования экономической среды на зарубежных рынках сбыта 11
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Экономические преобразования в стране требуют адекватных изменений в системе управления на предприятии. Эти изменения должны способствовать социально-экономическому развитию, как отдельного предприятия, так и экономики в целом. Одна из составляющих результативности управления – качество информационного обеспечения процесса управления. Изменения рыночных потребностей в продукции машиностроения приводят к перестройке технологии производства, к изменению производственной структуры, методов организации производственного процесса. Соответственно, изменяется технология процессов управления, наблюдается рост объемов управленческих решений из-за усложнения производственно-хозяйственных связей и информационных коммуникаций.
Между тем, в настоящий момент состояние информационной коммуникации на многих предприятиях не отвечает требованиям эффективного управления. Отмечается замедленное движение информационных потоков по организационной вертикали (от руководителей к подчиненным и обратно). Это приводит к недопустимым задержкам при принятии важных решений. К тому же медленный и недостаточного качества обмен данными между организационными единицами одного уровня, не дает возможности руководителю оперативно получать целостную и полную информацию для принятия решений.
Также наблюдаются проблемы в системе коммуникационных связей в маркетинговой среде предприятий, в расширении их рынков сбыта, выходе на международный уровень. Это делает рассмотрение данных проблем актуальными, поэтому в реферате будут рассмотрены вопросы информационного обеспечения маркетинга, коммуникации в маркетинге, а также вопросы изучения рынков зарубежных государств.
1. Проблемы информационного обеспечения в маркетинге
Следует отметить, что в современной науке отсутствие единства в понимании задач и применении информационного обеспечения управленческих решений:
а) информационное обеспечение – это процесс сбора показателей по всем аспектам деятельности предприятия. Показатели выполняют функцию поддержки при принятии решений благодаря отбору и обработке информации. Ответственный за принятие решений получает сжатую, систематизированную информацию и может тем самым оценить варианты и принять решение;
б) информационное обеспечение – это коммуникация – обмен информацией, на основе которого руководители получают сведения, необходимые для принятия решений, и доводят принятые решения до работников предприятия;
в) информационное обеспечение – это процесс сбора, хранения, выбора, перегруппировки и систематизации данных и анализа информации.
На рисунке 1 представлена систематизация теоретических подходов к понятию информационного обеспечения управленческих решений и методов его реализации.
Под информационным обеспечением управленческих решений предлагается понимать систему, объединяющую комплекс интегрированных организационных компонентов, инструментов, принципов построения и функционирования, откорректированных с помощью показателей качества информации с учетом уровня компетенции руководителя, стиля и характера принимаемых решений, а также стадии процесса принятия решения.
Система информационного обеспечения управленческих решений включает в себя организационную структуру, систему потоков информации, систему каналов передачи информации, информационное хранилище, систему функциональности, ответственности и компетенции, сетевую инфраструктуру и принципы ее построения, программное обеспечение, осуществляющее автоматизированную реализацию информационной системы управления, принципы сбора, аналитической обработки, хранения, передачи и защиты от несанкционированного доступа к информации в системе, откорректированные с помощью показателей качества информации с учетом уровня компетенции руководителя, стиля и характера принимаемых решений, а также стадии процесса принятия решения.
Рис. 1. Систематизация теоретических подходов к понятию информационное обеспечение управленческих решений
Кризис девяностых годов, охвативший российскую экономику, не мог не отразиться на состоянии промышленности. Низкая платежеспособность и стремление решить проблему технологического перевооружения основных фондов были свойственны предприятиям в этот период времени. Принципы развития информационных технологий не менялись до начала 2000-х годов. Приведем данные по информационному обеспечению предприятий Западной Сибири.
Таблица 1
Развитие информационных технологий на предприятиях машиностроительной отрасли
№ Показатель Ед. изм. ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» г. Нижний Тагил ОАО «Электромашина» г. Челябинск ФГУП «Уралтрансмаш» г. Екатеринбург
1 Количество компьютеров на 100 человек персонала на 01.07.06 г. Шт. 11 22 13
2 Количество компьютеров, задействованных в учетно-управленческих системах на предприятии на 01.07.06 г. 2003
Шт. 30 80 Нет данных
2004 Шт. 30 130 Нет данных
2005 Шт. 35 180 76
2006 Шт. 90 240 76
3 Доля компьютеров, занятых в учетно-управленческих системах предприятия на 01.07.06 г. % 2,2 52,2 16,2
4 Количество рабочих мест в интегрированной информационной системе предприятия 2003 Шт. 0 0 0
2004 Шт. 0 0 0
2005 Шт. 0 0 0
2006 Шт. 55 0 0
(план) 2007 Шт. 150 30 180
(план) 2008 Шт. 250 50 250
5 Доля руководителей среднего и высшего уровней управления, использующих интегрированную информационную систему предприятия для принятия решений 2006 % 1,8 0 0,01
(план) 2007 % 7,0 2,0 1,0
(план) 2008 % 12,0 3,0 5,0
6 Затраты на программное обеспечение, оборудование, сетевую инфраструктуру, услуги по внедрению, обучению и обслуживанию в общих затратах предприятия 2003 % 0,20 0,01 0,00
2004 % 0,30 0,01 0,00
2005 % 0,60 0,02 0,01
2006 % 0,70 0,04 0,02
(план) 2007 % 0,80 0,05 0,04
(план) 2008 % 1,00 0,05 0,05
7 Затраты на создание интегрированной информационной системы предприятия в общих затратах предприятия 2003 % 0,00 0,00 0,00
2004 % 0,00 0,00 0,00
2005 % 0,20 0,00 0,01
2006 % 0,30 0,00 0,01
(план) 2007 % 0,50 0,01 0,03
(план) 2008 % 0,80 0,02 0,04
На предприятиях функционируют информационно-вычислительные центры (ИВЦ), решающие задачи: разработка и внедрение автоматизированной системы управления, методов механизации учета и вычислительных работ на основе применения экономико-математических методов и моделей и средств вычислительной техники; создание и ведение общезаводской базы нормативно-справочной информации; сбор и автоматизированная обработка первичной информации и своевременное обеспечение всех служб предприятия плановой, оперативной, статистической, отчетной и справочной информаций .
Реализовать основные принципы организации производства, т.е. рациональное сочетание во времени и пространстве элементов производства, можно с помощью управленческих решений, которые формируются на основе информации, поступающей руководителю. С другой стороны, реализация принципов организации машиностроительного производства обуславливает требования к качеству информации (координация в пространстве и во времени, достаточность, своевременность, адресность, высокая скорость сбора, обработки и передачи, многократность использования и др.), которая должна поступать руководителю.
750 руб.
1. Разработку коммуникационной стратегии.
2. Подготовку и проведение конкретных мероприятий по каждому из составляющих элементов комплекса коммуникаций.
Усиление конкуренции на российском рынке ведет к тому, что ключевым фактором, определяющим жизнеспособность предприятия, становятся развитие маркетинговой среды и захват новых сегментов рынка. Обеспечить это может профессионально организованная система нетрадиционных коммуникаций. Такой элемент продвижения, как нетрадиционные коммуникации, недостаточно изучен и не классифицирован. Понятие «нетрадиционность» в современной литературе по маркетингу встречается довольно часто. Однако четкое определение этого явления отсутствует.
Л. Бун и Д. Куртц выделяют пять категорий нетрадиционного маркетинга: личностный, построенный на связи с конкретной персоной; территориальный, направленный на привлечение людей в конкретный регион; социально ориентированный, демонстрирующий связь продукта и социального явления; событийный – маркетинг различных мероприятий для отобранных целевых рынков; организационный, проводимый с целью склонить людей принять цели какой-либо организации.
Нестандартный, нетрадиционный маркетинг иногда называют «партизанским» (guerilla marketing). Примером «партизанского» маркетинга в самом узком и примитивном его смысле является ситуация, когда среди потенциальных покупателей появляется подсадная утка и начинает на все лады нахваливать потребительские свойства некоего товара.
Также нетрадиционными называют средства BTL (below the line - под чертой) маркетинга. К BTL относят стимулирование сбыта, мерчандайзинг, POS-материалы, direct marketing, public relations. BTL позволяет доносить рекламное сообщение или призыв к покупке непосредственно до индивидуального потребителя. В этом случае сообщение носит максимально личностный и индивидуальный характер, место воздействия максимально приближается к месту продажи или к месту, где принимается решение о покупке. Однако методы BTL трудно называть нетрадиционными, поскольку в настоящее время они широко используются.
Кроме того, существует так называемый вирусный маркетинг. При его использовании рекламное послание разносится самими пользователями. Классическим примером вирусного маркетинга является реклама почтового сервиса Hotmail: строчка, предлагающая стать его клиентом, автоматически присоединяется к каждому отправленному с его помощью письму.
3) Исследования экономической среды на зарубежных рынках сбыта
Основой стабильного развития промышленного предприятия в долгосрочном периоде является наличие стратегического плана действий, составленного, в частности, с учетом ожидаемых требований потребителей в отношении качества продукции и предполагаемых объемов потребления. Для достижения планируемых показателей производства и сбыта продукции в рамках маркетинговой службы предприятия оцениваются возможности раскрытия потенциала компании в двух главных направлениях: увеличение продаж традиционным покупателям в уже освоенном секторе рынка и расширение рынков сбыта путем выхода на новые быстрорастущие рынки, характеризующиеся высоким спросом и недостаточной степенью его удовлетворения.
Современный российский рынок промышленной продукции в значительной мере характеризуется недостатком свободных ниш, а также высоким уровнем конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей . В этой связи для российских промышленных предприятий наиболее эффективным и экономически выгодным вариантом увеличения объема продаж является выход на внешний рынок.
Особая важность выбора наиболее оптимальной экспортной стратегии связана с более серьезными трудностями, сопровождающими процесс реализации товара на зарубежном рынке. Планирование вступления на рынок требует учета большого числа внешних и внутренних факторов, способных либо послужить предпосылкой к успешному завоеванию внешнего рынка при четком их анализе, либо наоборот усложнить выполнение задачи выхода на выбранный рынок.
В то же время, в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителями готовой продукции сегодня зачастую отсутствует системный подход, а экспортные сделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросе со стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и малое внимание, оказываемое вопросам построения целостной стратегии экспорта, сказывается на потере огромных возможностей для роста компании, связанных с участием в международных торговых отношениях.
Принятие решения о выходе на внешний рынок, выбор форм долгосрочного присутствия на нем, а также определение ценовой политики и каналов товародвижения, должно осуществляться в рамках единой системы планирования деятельности промышленного предприятия.
Понятие «стратегическое планирование» в практике менеджмента употребляется по крайней мере в двух смыслах.
750 руб.