ГлавнаяГотовые работы Традиции, нравы, верования древних славян

Готовый реферат

на тему:

«Традиции, нравы, верования древних славян»









Цена: 750 руб.

Номер: V12617

Предмет: Всеобщая история

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Солярная ипостась Небесного Первобога нашла более яркое воплощение на западнославянских землях. Здесь Сварог, как и на Руси, представлен главным образом через посредство своих дериватов – Сварожичей. И культ племенного военного бога Святовита, в частности говорит в пользу былого наличия культа Сварога. Также, как и поклонение огню на Руси может свидетельствовать о почитании самого Сварога, поскольку огонь называли Сварожичем (очевидно, всякое пламя воспринималось как порождение небесного огня).

Из источников явно следует, что память о славянском боге Свароге сохранилась в религиозном сознании славян. Однако ни Сварог, ни его дериваты не нашли себе места в христианской системе воззрений, как Перун, но оказались запечатлены в пережитках полидоксии (прежде всего в поклонении огню и лишь в незначительной степени – солнцу).

В целом анализ представлений древних славян о солярном и громовом божестве неизменно подводит исследование к вопросу о Небесном Первобоге. Наиболее последовательно эта связь отражена в тории прототеизма, согласно которой, славяне, как и прочие индоевропейцы, изначально поклонялись единому Божеству Неба, и соответствующий культ существовал наряду с культом предков, почитанием священных рощ и водоемов и культом многочисленных демонов. На более поздних стадиях развития религии древних славян происходит сужение функций Небесного Бога и его трансформация в громовое божество у Восточных и Южных славян и в божество солярное у славян западных. Судя по всему, две ипостаси, некогда присущие единому богу, преобразились в двух самостоятельных богов – Перуна и Сварога, чьи функции, однако, находились в тесной связи и нередко переплетались. Едва ли можно говорить о том, что Сварог и Перун в полном смысле поделили между собою атрибуты небесного бога. Вернее будет сказать, что каждый из них являлся как бы новым «воплощением» прежнего Небесного Бога Отца. Одновременно происходит возвышение мелких демонов до статуса богов с расширением и усилением их функций. Этот процесс завершается переходом язычества в стадию многобожия, когда верховный бог становится первым среди равных, что соответствует политическим тенденциям конца первого тысячелетия нашей эры.

Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра, некое женское божество — Мокош, а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения .

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX столетия с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро, коло) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук .

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть. Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений). Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.
750 руб.

Похожие работы:

Традиции славянского язычества в России 

Актуальность исследования. Язычество никогда не умирало в душе и обычаях русского народа, передавалось из поколения ...

верования и обычаи восточных славян  

Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. ...

Языческие верования восточных славян. 

Введение.
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. ...

Поиск по базе выполненных нами работ: