Готовая курсовая работа
на тему:«Исследование института объявления граждан умершими.»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V12634
Предмет: Гражданское право
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
«Ушел из дома и не вернулся...».
Такими словами начинаются обычно объявления о розыске пропавших людей. В соответствии со статистическим анализом, практика свидетельствует о том, что лица, признанные безвестно отсутствующими, обычно не возвращаются и, как правило, впоследствии объявляются умершими .
Помимо горя утраты пропажа человека влечет и ряд проблем юридического характера.
«Длительное отсутствие гражданина – одного из важнейших субъектов хозяйственных связей – затрагивает интересы множества других граждан и юридических лиц – контрагентов по договорам. Кроме того, могут страдать интересы работодателей, членов семьи, наследников и т.д. Во всех этих случаях встает вопрос о безвестном отсутствии гражданина, чтобы не нарушался нормальный ход хозяйственного оборота» .
Юридическая неопределенность состояния пропавших лиц влияет и на осуществление некоторых прав их родных и близких, в частности в сфере имущественных и брачно-семейных отношений. Это обстоятельство обусловливает необходимость обращения в суд с заявлениями о признании лиц, информация о физическом существовании или местонахождении которых отсутствует, безвестно отсутствующими или умершими.
«Смерть представляет собой неизбежное явление, связанное с окончанием существования любого живого существа, в том числе и принадлежащего к биологическому виду Homo sapiens. Однако смерть - не только биологический процесс, в человеческом обществе он приобретает и социальный характер, а неизбежность смерти детерминирует жизнь человека. Кроме того, смерть - это не только юридический факт, но и правовое состояние, которое среди правовых состояний занимает особое место» .
Исследование такого института гражданского права как объявление гражданина умершим, а также выявление процессуальных особенностей данного института имеет большую теоретическую и практическую значимость, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан, которые впоследствии объявляются умершими. «Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения. Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия … а также стихийные бедствия,… разного рода катастрофы, исчезновение людей при миграционных процессах…» .
Все вышесказанным и обусловлена актуальность темы работы.
Цель работы состоит во всестороннем исследовании института объявления граждан умершими.
Вышеуказанная цель предопределила постановку следующих задач, которые необходимо решить в ходе изложения материала работы:
- проанализировать нормы действующего законодательства в области объявлении граждан умершими;
- изучить основания объявления лица умершим;
- определить последствия объявления лица умершим, а также последствия явки такого лица.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся при объявлении умершими.
Предметом исследования является современное состояние данного института в российском праве.
Методологическую основу работы составляет общенаучный диалектический метод познания правовой действительности и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формально-логический, анализ научных концепций, законодательства и практики его применения.
Теоретическую базу исследования составили монографии и научные труды, учебная литература и публикации в периодических изданиях. Эмпирическую основу работы составляет современные гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, а также разъяснения высших судебных органов по правилам его применения.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
1. Общие положения и основания объявления гражданина умершим
Итак, гражданскому праву известен такой институт, как объявление гражданина умершим.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) регламентирует, что гражданин может быть объявлен умершим по решению суда, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Если же есть основания полагать, что гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (к примеру, катастрофа), или погиб от определенного несчастного случая (взрыв, наводнение, пожар и так далее), суд признает его умершим в случае отсутствия его в месте жительства или пребывания в течение шести месяцев (ч.1 ст.45).
Решение суда об объявлении гражданина умершим основывается не на достоверном факте смерти лица, а на предположении о том, что столь длительное отсутствие может объясняться только смертью отсутствующего гражданина .
При объявлении гражданина умершим суд исходит из предположения (презумпции) его смерти .
Объявлению гражданина умершим не всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости объявления лица умершим от факта признания его безвестно отсутствующим .
В соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые последствия объявления гражданина умершим тождественны его биологической смерти (ст. 1113 ГК РФ), но эта тождественность отнюдь не означает, что вступление решения суда в законную силу прекращает и гражданскую правоспособность лица, объявленного умершим, причем не только потому, что его правоспособность прекратилась непосредственно в момент смерти гражданина. Как уже упоминалось в работе, судебное решение устанавливает презумпцию, но не факт смерти, и гипотетически возможны, хотя и крайне редки на практике ситуации, когда гражданин, объявленный умершим, находится в живых. Вопрос о его гражданской правоспособности в этом случае решается следующим образом: будучи живым, хотя и объявленным умершим для всех родных, близких и знакомых, гражданин по-прежнему может реализовать субъективные права, составляющие содержание правоспособности, по месту своего нахождения, поэтому общепризнанно, что в этом случае восстанавливать его правоспособность не требуется .
Но, по справедливому замечанию И.А.Михайловой такой ответ не способен объяснить парадоксальную ситуацию, разрешить сложную юридическую коллизию: «в одно и то же время один и тот же индивидуум является правоспособным участником гражданского оборота, но его юридическая смерть, зарегистрированная в установленном законом порядке, повлекла прекращение всех известных правоотношений с его участием. В данном случае имеет место «расщепление», «раздвоение» его юридической субстанции. Преодолеть такое раздвоение можно только на будущее время путем использования предусмотренного законом механизма, позволяющего перевести объявленного умершим гражданина из юридического небытия в состояние «находящегося в живых» (ст. 280 ГПК РФ), однако вопрос о том, как совместить гражданскую правоспособность и юридическую смерть одного и того же лица, остается открытым» .
Еще одна важная проблема, нуждающаяся в разрешении. В ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет. Едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, - слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.
Следует отметить, что юридическая неопределенность относительно момента смерти гражданина может иметь место еще в двух случаях: при установлении факта регистрации смерти (абз. 3 п. 2 ст. 264 ГПК РФ) и в случае установления факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (абз. 8 п. 2 ст. 264 ГПК РФ). Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы загса отказывают ему в выдаче дубликата, а установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы загса, либо в тех случаях, когда органы загса отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.
Похожие работы:
Охрана чести и достоинства гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. ...
Защита адвокатом прав граждан по жилищным делам в порядке гражданского судопроизводства. ➨
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, оно неприкосновенно, и никто не может ...
Обязательство как институт гражданского права представляет собой самостоятельную обособленную группу юридических ...
Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим ➨
ВВЕДЕНИЕ. В свете правовой реформы особое производство приобретает проблемный характер реализации обновленных ...
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ ➨
На территории России, как и других государств, кроме собственных граждан постоянно или временно проживают иностранные ...