Значительно чаще отечественные компании заказывают не комплексное (факторинговое) обслуживание, а отдельные услуги по управлению дебиторской задолженностью: юридические, страховые, кредитные, коллекторские. Популярность отдельных услуг объясняется их большей доступностью и необходимостью для малого и среднего бизнеса по сравнению с факторингом. Последний коммерчески оправдан и необходим для крупных игроков, работающих с обширной клиентской базой.
3 Управление внутренней кредиторской задолженностью (счетами)
Внутренняя кредиторская задолженность (или внутренние счета начисления средств) характеризует наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников. Начисления средств по различным видам этих счетов производятся предприятием ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности — в определенные (установленные) сроки в диапазоне до одного месяца. Так как с момента начисления средства, входящие в состав внутренней кредиторской задолженности, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются им до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.
Основной целью управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение свое¬временного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав.
На первый взгляд, обеспечение своевременности выплат начисленных средств противоречит финансовым интересам предприятия: задержка в выплате этих средств приводит к росту размера внутренней кредиторской задолженности, а следовательно снижает потребность в кредите и средневзвешенную стоимость капитала. Однако с позиций общеэкономических интересов развития предприятия такая задержка выплат несет гораздо больший объем негативных последствий.
Так, задержка выплаты заработной платы персоналу снижает уровень материальной заинтересованности и про¬изводительности труда работников, приводит к росту текучести кадров (причем в первую очередь увольняются, как правило, наиболее квалифицированные работники). Задержка выплаты налогов и налоговых платежей вызывает рост штрафных санкций, ухудшает деловой имидж предприятия, снижает его кредитный рейтинг. Задержка выплат взносов по страхованию имущества или личному страхованию может вызвать в виде ответной реакции соответствующую задержку выплат предприятию сумм страховых возмещений.
Поэтому с позиций стратегического развития свое¬временная выплата средств, начисленных в составе внутренней кредиторской задолженности, приносит предприятию больше экономических преимуществ, чем сознательная задержка этих выплат[5].
С учетом рассмотренной цели упраааенис внутренней кредиторской задолженностью предприятия строится по следующим основным этапам :
1. Анализ внутренней кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной целью анализа является выявление потенциала формирования заемных финансовых средств предприятия за счет .згою источника.
• На первом этапе анализа исследуется динамика общей суммы внутренней кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде, изменение ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.
• На втором этапе анализа рассматривается оборачиваемость внутренней кредиторской задолженности предприятия, выявляется ее роль в формировании его финансового цикла.
• На третьем этапе анализа изучается состав внутренней кредиторской задолженности по отдельным ее видам (счетам начислений средств); выявляется динамика удельного веса отдельных ее видов в общей сумме внутренней кредиторской задолженности; проверяется своевременность начисления и выплат средств по отдельным счетам.
• На четвертом этапе анализа изучается зависимость изменения отдельных видов внутренней кредиторской задолженности от изменения объема реализации продукции; по каждому виду этой задолженности рассчитывается коэффициент эластичности от объема реализации продукции.
Результаты анализа используются в процессе прогнозирования суммы внутренней кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде.
2. Определение состава внутренней кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде. В процессе этого этапа устанавливается перечень конкретных видов внутренней кредиторской задолженности предприятия с учетом новых видов хозяйственных операций (например, личного страхования персонала), новых видов деятельности, новых внутренних (дочерних) структур предприятия, новых видов обязательных платежей и т.п.
3. Установление периодичности выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности. На лом этапе по каждому виду внутренней кредиторской задолженности устанавливается средний период начисления средств от момента начала этих начислений до осуществления их выплат. В этих целях рассматриваются конкретные сроки уплаты отдельных налогов, сборов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, периодичность выплат страховых взносов в соответствии с заключенными договорами страхования, сроки выплаты заработной платы в соответствии с заключенными коллективным трудовым договором и индивидуальными трудовыми контрактами и т.н.
4. Прогнозирование средней суммы начисляемых платежей но отдельным видам внутренней кредиторской задолженности. Такое прогнозирование осуществляется двумя основными методами:
а) методом прямого расчета. Этот метод используется в тех случаях, когда по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности заранее известны строки и суммы выплат.
б) статистическим методом на основе коэффициентов эластичности. Этот метод используется в тех случаях, когда сумма выплат по конкретному виду внутренней кредиторской задолженности заранее четко не определена.
5. Прогнозирование средней суммы и размера прироста внутренней кредиторской задолженности по предприятию в целом.
Средняя сумма внутренней кредиторской задолженности по предприятию в целом определяется путем суммирования прогнозируемого среднего его размера но отдельным видам этой задолженности.
Оценка эффекта прироста внутренней кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде. Этот эффект заключается в сокращении потребности предпри¬ятия в привлечении кредита и расходов, связанных с его обслуживанием.
С учётом прогнозируемого прироста внутренней кредиторской задолженности на предприятии формируется общая структура заёмных средств, привлекаемых из различных источников[4].
750 руб.
Введение 3
1 Управление риском неоправданной дебиторской задолженности 4
2 Методы решения проблем с неоправданной дебиторской задолженностью 7
3 Управление внутренней кредиторской задолженностью (счетами) 10
Заключение 14
Литература 15
Введение
С позиции теории финансов предприятия и коммерческой фирмы, дебиторская задолженность (от лат. debitum долг, обязанность) – это сумма долгов, причитающихся организации от контрагентов; важный компонент оборотного капитала. По сути, дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию (обездвиживание) оборотных средств, т.е. отвлечение денежных средств из активного оборота, сопряженное с косвенными потерями. Поэтому с очевидностью можно утверждать, что дебиторская задолженность в принципе невыгодна предприятию, не говоря уже о том, что на практике просроченная задолженность часто становится причиной финансовых затруднений фирмы.
В теории финансового менеджмента риск, связанный с неплатежами дебиторов, называется трансакционным. Это операционный риск, т.е. риск потерь, связанных с конкретной экономической операцией. Кроме дебиторской задолженности примерами здесь могут служить: нарушение поставщиком графика поставки продукции, обесценивание финансового актива в связи с финансовыми трудностями эмитента. Без особого преувеличения можно утверждать, что трансакционные риски относятся к самым распространенным рискам в повседневной практике предпринимателя. Полностью элиминировать такие риски невозможно, поэтому важно правильно оценить их и принять меры по противодействию.
Кредиторская задолженность несомненно выгодный источник финансирования компании. Но только в отдельных случаях.
Товарный кредит. В данном случае товар приобретается у поставщика с ранее оговоренной рассрочкой платежа без условий о процентах. Есть случаи, когда такой процент уже заложен в стоимость самого товара. При приобретении у контрагента необходимо произвести полный анализ приобретаемого товара, а также его цены – выяснить, сколько бы стоил этот товар при оплате по факту поступления его покупателя без рассрочки [2].
1 Управление риском неоправданной дебиторской задолженности
Современный риск-менеджмент разработал целый арсенал процедур и методов управления предпринимательскими рисками. В их числе
I) способы прогнозирования и оценки рисковых событий;
II) меры по предотвращению (исключению) риска;
III) меры по снижению вероятности риска и негативных последствий рисковых событий [5].
Остановимся на каждом из них.
I. Методы оценки и прогнозирования рисков возникновения неоправданной дебиторской задолженности
Оценка платежеспособности и деловой добросовестности контрагентов – наиболее распространенный в деловой практике способ прогнозирования риска неплатежей. Чаще всего для этого используется неформальные критерии.
В отношении контрагентов, с которыми уже имеется опыт сотрудничества:
а) Анализ предыдущих отношений с контрагентом, т.е. учет длительности сотрудничества с контрагентом и соблюдения им платежной дисциплины в прошлом.
б) Прогнозный анализ финансовых возможностей контрагента по исполнению обязательства: оценка уровня текущей платежеспособности, уровня финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-конрагента (например, затоваренность, наличие ресурсов для исполнения обязательства, степень нуждаемости в денежных средствах).
В отношении нового (будущего) контрагента:
в) Сбор и анализ сведений об учредителях, участниках, исполнительных руководителях предполагаемого контрагента, финансовых и балансовых данные, сведений об участии организации в судебных спорах, о деловой репутации и сроке работы на рынке, о присутствии в «черных списках» неплательщиков. Для сбора и анализа информации используются либо собственная служба безопасности (средние и крупные предприятия), либо услуги кредитных бюро. Зачастую предприниматели ограничиваются публичной информацией (из публикуемой финансовой отчетности, от информационных агентств.) или мнением партнеров по бизнесу о деловой репутации будущего контрагента. Но необходимо отметить, что в России способы формального публичного информирования участников рынка не налажены не в той мере, в какой это существует в странах с т.н. цивилизованной экономикой.
г) Проверка юридических и финансовых документов при заключении сделки.
Следует отметить, что не так уж редка практика отечественных компаний, когда вообще не используются никакие методы оценки платежеспособности контрагентов, что безусловно нельзя назвать правильной позицией [4].
II. Методы предотвращения риска неоправданной дебиторской задолженности
Предотвратить риск возникновения неоправданной дебиторской задолженности, а значит, и исключить негативные последствия этого можно тремя способами.
1. Избегание риска – простое уклонение от действий и операций, связанных с риском. Просроченную дебиторскую задолженность можно избежать следующими способами:
а) Отказ в заключении или продлении договора с контрагентом, в отношении которого существуют подозрения в его платежеспособности или добросовестности.
б) Работа только по 100-процентной предоплате с покупателями и заказчиками, если есть подозрения, что они оплатят счет, выставленный по факту отгрузки товара, выполнения работы (услуги).
в) Работа по 100-процентной предоплате при первых поставках товара, выполнении работ (услуг), т.е. проверка добросовестности и платежной дисциплины нового контрагента.
2. Удержание риска – это намеренное оставление риска за инвестором бизнес-операций в расчете на то, что он сможет покрыть потери за счет собственных средств.
3. Передача риска – передача риска другому лицу на определенных условиях. В современной бизнес-практике передача риска неоправданной дебиторской задолженности осуществляется по следующим направлениям:
а) Страхование рисков (наиболее распространенный способ).
б) Передача риска факторинговым компаниям, осуществляющим комплексное управление дебиторской задолженностью клиента.
III. Методы снижения вероятности риска неоправданной дебиторской задолженности и его негативных последствий
1. Диверсификация риска неоправданной дебиторской задолженности – распределение дебиторской задолженности между различными контрагентами. Это значительно снижает и вероятность возникновения риска и последствия негативных ситуаций. В этом смысле нежелательно сотрудничество лишь с «монопольным» контрагентом.
2. Тщательный отбор контрагентов (клиентская политика). Например, работа только с крупными покупателями.
3. Лимитирование дебиторской задолженности – установление предельных сумм кредитования контрагентов, например, при продаже товаров в кредит. Установление сроков предоставления кредита.
4. Использование вариабельных систем оплат, взаимоприемлемых для дебитора и кредитора, учитывающих их финансовые возможности (скидки и наценки, бонусы и штрафы, предоплата и пост-оплата, рассрочки, переводы на другие формы оплаты).
5. Применение стандартов кредитоспособности контрагента при определении условий договора в каждом конкретном случае: в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен контрагент устанавливаются условия договора.
6. Самострахование рисков, связанных с дебиторской задолженностью означает, что кредитор предпочитает сам подстраховаться на рисковый случай, сэкономив тем самым на покупке страховки в страховой компании. Осуществляется, в частности, путем создания резервного фонда на случай возникновения сомнительной и безнадежной задолженности.
7. Работа с контрагентами – потенциальными должниками. В частности, личные контакты с контрагентами через менеджеров по продажам, кредитных контролеров, службу безопасности.
8. Тщательная юридическая проработка договорной документации. Использование в договоре санкций за нарушение условий сотрудничества и других способов обеспечения обязательств[5].
750 руб.
.Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. – К.: Ника – Центр, 2002.- 592 с.
2.Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: «Бухгалтерский учет», 1998.
3.Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2002, 453с.
4.Кононенко О. Анализ финансовой отчетности.-2-е издание, дополн. и перераб.- Х.:Фактор, 2005.- 148 с.
5.Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 172 с.
6.Справочник финансиста предприятия. М.: Финансы и статистика, 2000.- 338 с.
7.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 2002-454с.
750 руб.