Введение
Содержание
Литература
2.1 Объективная и субъективная сторона террористического акта
1994 г. можно считать началом отсчета первого этапа постсоветского периода уголовно-правовой квалификации терроризма. Тогда Уголовный кодекс 1960 г. был дополнен ст. 213.3 «Терроризм», которая впервые, пусть и недостаточно квалифицированно, ввела его определение: совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного вреда, а равно наступления иных тяжких последствий.
В конце XX в. терроризм претерпел серьезные изменения, что, однако, не повлекло адекватного реагирования со стороны российского законодателя, хотя отдельные сдвиги все же произошли. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК), также рассматривая терроризм как преступление против общественной безопасности, расширил его состав. Статья 205 УК («Терроризм»), расположенная в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности», определяла терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также как угрозу совершения указанных действий в тех же целях. Технико-юридическое исполнение диспозиции данной статьи, как, впрочем, и предшествовавших, имело серьезные погрешности, на что указывали многие исследователи . В частности, серьезное сомнение вызывала обоснованность отнесения устрашения населения к категории целей терроризма, поскольку устрашение играет роль инструмента для достижения целей терроризма, а не является самой целью. Вызвали состояние ужаса, запугали. Что дальше? Спряталось население по домам, сидит, ждет, чем все закончится. Этого хотели террористы? Нет, цель террористов - заставить правительство, организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, а страх, ужас - это способ воздействия через население на органы власти, чтобы устрашенное население своим поведением заставило, вынудило эти органы совершить или не совершить те или иные действия, выгодные террористам.
Уголовный кодекс РФ в ч. 1 ст. 205 трактует терроризм как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» . Иными словами, объективная сторона терроризма заключается в совершении действий, которые порождают общую опасность (опасность должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц). Кроме того, предполагается публичный характер исполнения террористических актов. Терроризм немыслим без широкой огласки и открытого предъявления своих требований, террористические акты всегда совершаются с намерениями вызвать страх у населения и властей. Поэтому терроризм характеризуется еще и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности. Как справедливо отмечает Ю.М. Антонян, «о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса» . Причем особенность терроризма состоит в том, что «страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей и служит своеобразным рычагом целенаправленного воздействия, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели» .
Во всех исследованиях по проблеме терроризма неизменно подчеркивается его многогранная природа, которая затрудняет выработку на международному уровне единого определения терроризма. Неоднократно отдельные исследователи акцентировали внимание на том обстоятельстве, что следует четко разграничить такие понятия как «насилие», «экстремизм», «война» и «терроризм», поскольку существующая на сегодня размытость границ и расширительное толкование терроризма негативно влияет на согласованную оценку тех или иных насильственных актов, а, следовательно, и на сотрудничество государств в противодействии терроризму.
Рассматривая объективную сторону терроризма, профессор В.С. Комиссаров указывает, что это преступление «характеризуется направленностью на причинение физического вреда неопределенно широкому кругу лиц, и общеопасный способ связан, прежде всего, с причинением вреда личности, а уже во вторую очередь - с уничтожением или повреждением материальных объектов. К тому же причинение вреда материальным объектам по своей сути является не чем иным, как формой психологического давления на людей, способом их устрашения. Адресуется это не отдельной, конкретной личности, а обществу в целом» . Учитывая то обстоятельство, что при совершении террористических актов «общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц (представителей власти, международные организации, физических, юридических лиц или группы лиц)» , можно утверждать, что насилие здесь влияет на принятие решения не непосредственно, а опосредованно.
Непосредственным объектом являются не только отдельные сферы общественной безопасности, но и жизнь, здоровье людей. Терроризм как преступление против общественной безопасности (именно к этой группе преступлений относит Уголовный кодекс РФ терроризм) совершается с прямым умыслом, т.е. лицо, его совершающее, осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления . Так можно охарактеризовать субъективную сторону терроризма. Надо отметить, что авторы одного из комментариев к Уголовному кодексу РФ даже сравнивают терроризм с диверсией .
Субъект терроризма в соответствии с Уголовным кодексом РФ - лицо, достигшее 14-летнего возраста, независимо от гражданства.
Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п. 3 ст. 205 УК последствиям. Для этого состава характерно наравне с осознанием общественной опасности характера своих действий и предвидением абстрактной возможности наступления общественно опасных последствий отсутствие волевого критерия. Лицо хотя и предвидит возможность наступления указанных последствий, тем не менее не желает их, рассчитывая на какие-то реально существующие факторы (силы), например поджигает здание, полагая, что вовремя приехавшие пожарные сумеют его потушить и не дадут ему перекинуться на другие здания, или закладывает взрывчатку, считая, что в момент взрыва в радиусе его поражающего действия никого не будет. Возможно, что виновный рассчитывает на свои собственные личные качества - опыт, ловкость, профессионализм и т.д. Например, лицо ошибается в мощности разрушающего действия взрывного устройства, однако расчеты его оказываются легкомысленными, самонадеянными, и в результате взрыва происходит вместо предполагаемого незначительного повреждения здания его полное разрушение.
Для преступной небрежности как вида неосторожной вины характерно то, что лицо не предвидит возможности наступления смерти человека или иных тяжких последствий в результате своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Например, виновный в целях устройства предупреждающего взрыва в ночное время закладывает взрывное устройство под автомобиль, рассчитывая на то, что взрыв произойдет до того, как хозяин автомобиля воспользуется им, тем самым причинит ему лишь имущественный вред, однако в результате взрыва погибает случайный прохожий. В этом случае интеллектуальный критерий преступной небрежности состоит в том, что лицо не сознает возможности наступления последствий, указанных в ч. 3 ст. 205 УК. Виновный не имеет намерения причинить эти последствия, не желает и даже не допускает возможности их наступления. Однако непредвидение последствий в данном случае свидетельствует о пренебрежении лица к требованиям закона, правилам общежития, интересам других лиц и т.п.
Чтобы признать лицо виновным в совершении акта терроризма, наравне с установлением других признаков необходимо установить, что оно осознавало фактическую сторону своих действий (бездействия), так как только в этом случае возможна ответственность за них.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Понятие и история развития уголовного законодательства об ответственности за террористический акт 7
1.1 Понятие, история терроризма. История развития уголовного законодательства России по борьбе с терроризмом 7
1.2 Понятие терроризма, подходы к его определению 13
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика террористического акта как преступление предусмотренное ст.205 УК РФ 31
2.1 Объективная и субъективная сторона террористического акта 31
2.2 Квалифицирующие составы преступления (ст.205 ч 2. ч 3) 36
2.3 Отграничение терроризма от смежных преступлений 39
Глава 3. Уголовно-правовые аспекты борьбы с террористическими актами 44
3.1 Наказание за террористический акт по УК РФ 44
3.2 Освобождение от уголовной ответственности за террористический акт 47
3.3 Уголовно-правовые проблемы и пути совершенствования борьбы с террористическими актами 47
Заключение 53
Список литературы и источников 58
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. С момента зарождения человечества важнейшей потребностью человека является его безопасность. Но, в реальной жизни всегда существовали будут существовать опасности самого различного характера . При этом, в либеральных учениях о безопасности личности, наряду с реальном обеспечением конституционных прав и свобод человека, выделяется обеспечение его жизни и здоровья, надежная защита личной и имущественной безопасности. На современном этапе развития человечества одной из реальных и масштабных угроз безопасности личности является терроризм.
В настоящее время международным сообществом осуществляется процесс выработки всеобщей политической договоренности в формировании глобальной коалиции против терроризма, в создании общеприемлемой идеологии антитерроризма в независимости от мотивов его осуществления.
Терроризм как форма политической борьбы существовал практически всегда, но на рубеже XX–XXI веков он превращается в фактор дестабилизации мирового порядка. Причем широкое распространение террора и перехода его в разряд международного, то есть в степень глобальной угрозы теперь уже мировому порядку (а не только внутриполитической стабильности отдельных стран) является следствием обострения противоречий национального и международного, порожденного глобализацией.
Обострение противоречий глобального развития, сопротивления ряда национальных сообществ универсалистским тенденциям, которые несет в себе глобализация, обострение социально-экономических, политических, культурно-идеологических, этнических и религиозных противоречий привело к увеличению числа национальных и международных конфликтов. Стабильность мирового развития нарушается постоянно и постоянно растет стремление разрешить противоречия методами насильственными, внешне создающими иллюзию быстрого достижения эффекта. При этом крайней формой насилия в национальной и международной политике является террор.
На пути выработки единых правовых норм противодействия терроризму стоят две группы препятствий. Первая – политическая, заключающаяся в том, что выработке единого правового подхода к проблеме терроризма (прежде всего – определению, юридической квалификации этого явления) мешают позиции политических сил, отдельных режимов и государств, желающих сохранить в арсенале своих действий все средства борьбы. Отсюда рождается практика двойных стандартов в оценке как терроризма, так и своих собственных действий. Так, в разработанных документах ООН, посвященных проблеме международного терроризма, не считая двусторонних и многосторонних деклараций и документов, не содержится юридического определения этого явления. Юридическая наука пока еще не пришла к единому квалификационному определению понятий «терроризм», «международный терроризм» и другие.
Не имеется пока и отрасли права, нормы которой регулировали бы во всех аспектах репрессалии и другие запретно правовые нормы с проявлениями терроризма, меры ответственности за финансирование и пособничество деятельности террористических организаций и групп. Это формирует вторую группу препятствий, находящихся в сфере юриспруденции.
Арсенал террористов со времен Бакунина и Кропоткина, когда главным оружием считались «нож-пуля-бомба», в наши дни неизмеримо вырос. Активизация терроризма, разнообразие масштабов, форм и сфер его проявления в последнее десятилетие во всем мире существенно расширило это понятие.
По мнению специалистов, в ближайшем будущем терроризм будет распространяться в различных формах, в том числе воздушный терроризм всех видов, включая использование ракет различного класса, отравление продуктов питания, источников воды, лекарственных препаратов; использование химического и биологического оружия, применение мин-ловушек; ядерный шантаж и угроза завладеть радиоактивными веществами и ядерным оружием; угроза нанесения ущерба ядерным объектам, АЭС; угроза разрушения плотин и затопления больших площадей, угроза экологической катастрофы и т.д.
Концептуальная разработка проблемы терроризма имеет большое практическое значение. Без анализа причин и сущности, особенностей и связи с комплексом происходящих в мире перемен невозможна и борьба с терроризмом, которая будет намного продуктивнее, если государственные органы в своей профилактической деятельности по устранению его причин будут учитывать имеющиеся научные концептуальные разработки терроризма.
Борьба с терроризмом как с социально-политическим явлением в России имеет давнюю историю, и на всем ее протяжении в качестве главного правового инструмента использовалась правовая квалификация террористической деятельности как уголовно наказуемых деяний. В развитии упомянутой квалификации можно выделить три периода: царский, советский и постсоветский.
Объектом дипломного исследования являются основные источники, позволяющие провести анализ уголовной ответственности за террористические акты и акты террористического характера.
Предметом исследования являются нормы законодательства, как действующего, так и утратившего силу, регулирующие назначение уголовной ответственности за террористические акты и акты террористического характера.
Цель настоящей работы – исследование уголовной ответственности за террористические акты по ст. 205 УК РФ.
Задачи работы:
- изучить особенности провести анализ понятия «терроризм»;
- изучить историю и современные методы борьбы с терроризмом;
- исследовать состав такого преступления, как терроризм ;
- провести анализ проблем квалификации и назначения наказания за террористические акты и акты террористического характера.
Методы исследования. Методо¬логической основой работы является общий диалектический метод научного познания.
Нормативно-правовую основу исследования составили работы ученых –специалистов, отечественные законы, а также фактический материал из практики.
Структура работы: настоящее дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и история развития уголовного законодательства об ответственности за террористический акт
1.1 Понятие, история терроризма. История развития уголовного законодательства России по борьбе с терроризмом
Корни терроризма весьма глубоки и, как правило, крайне сложно их выявить и обезвредить. Зародившись когда-то как движение сопротивления против гнета, теперь оно приобрело уголовно-преступный характер, иногда с элементами политики, расовой или религиозной подоплеки. Терроризм стал методом устрашения, давления на определенные структуры государственной власти и слои общества с целью реализации преступных по своей сути замыслов.
В дореволюционной России терроризм был орудием воздействия на государственный аппарат и средством решения узкопартийных задач, в латиноамериканских странах – методом устрашения, устранения политических конкурентов, захвата власти. В Европе терроризм хотя и не получил существенного распространения, истории известны примеры, когда в результате террористических актов были развязаны боевые столкновения и даже войны.
Становление мирного процесса после Второй мировой войны характеризуется качественно новыми проявлениями терроризма. Хотя в целом эти действия и преследовали внешне политические цели, в большинстве случаев они были обращены против простых граждан. Зачастую в результате террористических актов гибли сотни людей, не имеющих никакого отношения к государственно-властным структурам. Почти повсеместными стали взрывы в дискотеках, жилых домах, на улицах, в иных общественных местах.
Само понятие «terror» (страх, ужас) предполагает доведение человека до состояния панического страха и бесконтрольного ужаса с целью решения определенных задач. Именно XXI век, характеризующийся высокими технологиями, может привести либо к контролю над терроризмом, либо терроризм как социальное явление международного масштаба приведет к межнациональным и межрегиональным конфликтам, которые повлекут за собой гибель большого количества невинных людей. Если захваты террористами самолетов еще в середине 80-х годов были сенсацией, единичными фактами, то уже к концу 90-х эти действия стали практически обыденным явлением. Известны факты применения террористами оружия массового поражения, попытки овладения ядерным оружием. В повседневный обиход входят такие понятия, как «террористические рейды», «государственный терроризм», «регион, подконтрольный террористическим организациям. Законы и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые на межгосударственном уровне по вопросам борьбы с международным терроризмом, определяют понятие и характер террористических действий, и непосредственно объект терроризма. Так, например, грузинский законодатель объектом терроризма, помимо общественной безопасности, а также общественного порядка, присущих уголовному законодательству большинства стран, объявляет также стратегические, экономические и политические интересы государства. В конечном счете всякая террористическая организация стремится к достижению своей корыстной цели – захвату власти, получению финансовых, материальных и политических дивидендов.
Терроризм встроен в насильственную преступность. Его уровень и конкретные формы проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма. Это преступление относится к тем видам преступного насилия, жертвой которого может быть каждый – от нищего до короля, каждый, даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Отсюда крайняя уязвимость человека, принимающая катастрофические размеры при тоталитарных режимах.
13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом , в которой виды оружия классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому соответствующие изменения необходимо внести и в Федеральный закон «Об оружии» , так как в нем оружие классифицируется только по назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака.
Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были приняты международные акты .
Важным нормативным актом является Постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» , в соответствии с которым образован межведомственный оперативный штаб и утвержден его состав, куда вошли, в частности, руководители правоохранительных органов. Постановление также указывает на необходимость создания федеральными
Глобальные масштабы международного терроризма и экстремизма отводят важную роль в борьбе с ними Интерполу, в структуре которого создана группа антитерроризма (ТЕ-группа). По Указу Президента России было образовано Национальное центральное бюро Интерпола как структурное подразделение МВД России. Каналы Интерпола активно используются для обмена информацией о терроризме и экстремизме.
3,000 руб.
I. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. - М., 1990.
3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. - М., 1974.
4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. - М., 1975.
5. Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. // Ведомости ВС СССР. 1987. № 18.
6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 1.
7. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 11.
8. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.
9. Европейская конвенция о выдачи от 13 декабря 1957 г. // Бюллетень международных договоров. 2008. № 9.
10. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2004,№ 1.
11. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию от 24 февраля 1988 г., дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. - М., 2008.
12. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе от 10 марта 1988 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 1.
13. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года // Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
14. Резолюция Совета Безопасности ООН 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 8.
15. Итоговый документ совещания министров «восьмерки» по борьбе с терроризмом // Сборник правовых актов. - М., 1998. № 10.
16. Заявление участников Московской Конференции министров стран «восьмерки» о противодействии терроризму // Дипломатический вестник. 1999. № 11.
17. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 10 мая 2007 г. № 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
18. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998. № 130-ФЗ // Рос. газ. 1998. 4 августа.
19. Федеральный закон от 07.08.2000 № 121-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» // Рос. газета. 2000. 10 августа.
20. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта.
21. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11
22. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 // Рос. газ. 1997. 26 декабря.
23. Указ президента Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 6 // Рос. газета. 2002. 12 января.
24. Постановление Правительства РФ от 16 января 1997 года № 45 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 4.
25. Решение о программе государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. от 21.06.2000 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2(35).
26. Решение о перечне статистических показателей результатов работы по борьбе с организованной преступностью на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств за 2002 г. от 25.04.2003 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 4.
27. Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон от 21.04.2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 2.
II. Специальная литература:
28. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004.
29. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.
30. Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. - М.:Юридическая литература,2002
31. Гельвановский М.И. Общество на рубеже тысячелетий // Мыслитель планетарного масштаба. М., 2008.
32. Глобализация и новые вызовы безопасности в виде преступности и терроризма. Москва, 2001
33. Дикаев С. Терроризм: некоторые проблемы квалификации // Российская юстиция. 2003. № 11
34. Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм // Государство и право. 2008. № 1
35. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2008.
36. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2006.
37. Курс уголовного права: в 5 т. Т. 4. Особенная часть / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова и проф. В.С. Комиссарова. М.: Зерцало-М, 2002Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: Смарт, 2008.
38. Максимов С.В. Цель в уголовном праве: методологические аспекты. Ульяновск, 2002.
39. Мальцев В.В. Ответственность за терроризм // Российская юстиция. 1994. № 11
40. Мальцев В.В. Терроризм: Проблема уголовно-правового регулирования // Государство и право. 1998. № 8
41. Международный терроризм: истоки и противодействие: Материалы международной научно-практической конференции, 18-19 апр. 2001 г. – СПб., 2001
42. Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. Материалы международной конференции. ВААФ. – М., 2002; Мир после 11 сентября 2001 г. и некоторые проблемы борьбы с терроризмом. Юрмала, 2002.
43. Общая теория национальной безопасности / Под ред. А.А.Прохожева. – М: Изд-во РАГС, 2002.
44. Ольшанский Д.В. Психология террора. М., 2002
45. Петрищев В.Е. Российское законодательство: профилактика терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2008
46. Проблемы внутренней безопасности Россия в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2001 г. – М., 2002
47. Рууд Ч., Степанов С.А. Фонтанка, 16: политический сыск при царях. М., 1993.
48. Салимов К.И. Современные проблемы терроризма. М., 1999
49. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Минск, 2003.
50. Туранов М.Ю. Уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности // Совершенствование оперативно-служебной деятельности органов безопасности и органов внутренних дел по противодействию финансированию терроризма и экстремизма и их взаимодействия. Материалы межведомственной научно-практической конференции (16 - 17 июня 2005 г.). М., 2006.
51. Федотова В.Г. Терроризм: от старого к новому // Философские науки. 2003. № 2.
52. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1
3,000 руб.