4.Вычисление средней арифметической по исходным данным
Для расчета применяется формула средней арифметической простой:
, (8)
Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти субъектов, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).
Задание 2
По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:
1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками Доходы бюджета и Расходы бюджета, образовав по каждому признаку пять групп с равными интервалами, используя методы:
а) аналитической группировки;
б) корреляционной таблицы.
2. Оценить тесноту корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.
Выполнение Задания 2
Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.
По условию Задания 2 факторным является признак Доходы бюджета (X), результативным – признак Расходы бюджета (Y).
2. 1. Установление наличия и характера связи между признаками Доходы бюджета и Расходы бюджета методами аналитической группировки и корреляционной таблицы
1а. Применение метода аналитической группировки
Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.
Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Доходы бюджета и результативным признаком Y – Расходы бюджета. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):
Таблица 7
Зависимость расходов бюджета субъектов РФ от объема доходов бюджета
Номер группы Группы субъектов РФ по доходам бюджета, млн руб Число субъектов Расходы бюджета
Млн. руб.
всего в среднем на один субъект
1
2
3
4
5
Итого
Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8.
Таблица 8
Зависимость расходов бюджета субъектов РФ от объема доходов бюджета
Номер группы Группы субъектов РФ по доходам бюджета, млн. руб.,
х Число субъектов,
fj Расходы бюджета
млн. руб.
всего в среднем на один субъект,
1 2 3 4 5=4:3
1 0,5-2,0 5 10,5 2,1
2 2,0-3,5 6 22,8 3,8
3 3,5-5,0 12 66 5,5
4 5,0-6,5 4 31,2 7,8
5 6,5-8,0 3 24 8
Всего 30 154,5 5,15
Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением объема доходов бюджета от группы к группе систематически возрастает и объем расходов бюджета по каждой группе субъектов РФ, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
1б. Применение метода корреляционной таблицы.
Корреляционная таблица представляет собой комбинацию двух рядов распределения. Строки таблицы соответствуют группировке единиц совокупности по факторному признаку Х, а графы – группировке единиц по результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по факторному признаку и в k-ый интервал по результативному признаку. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Расположение частот по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему говорит об обратной связи.
Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Величина интервала и границы интервалов для факторного признака Х – Доходы бюджета известны из табл. 8. Для результативного признака Y – Расходы бюджета величину интервала определяем по формуле (1) при k = 5, уmax = 8,7 млн. руб., уmin = 1,7 млн. руб.:
Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 9):
Таблица 9
Номер группы Нижняя граница,
млн руб. Верхняя граница,
млн руб.
1 1,7 3,1
2 3,1 4,5
3 4,5 6,9
4 6,9 7,3
5 7,3 8,7
Подсчитывая с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ) число субъектов, входящих в каждую группу (частоты групп), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10).
Таблица 10
Распределение субъектов по объему расходов бюджета
Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб.,
х Число субъектов,
fj
1,7-3,1 4
3,1-4,5 5
4,5-5,9 10
5,9-7,3 6
7,3-8,7 5
Итого 30
Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).
Таблица 11
Корреляционная таблица зависимости расходов бюджета
от доходов бюджета
Группы субъектов по доходам бюджета,
Млн. руб. Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб.
1,7-3,1 3,1-4,5 4,5-5,9 5,9-7,3 7,3-8,7 Итого
0,5-2,0 4 1 5
2,0-3,5 4 2 6
3,5-5,0 8 4 12
5,0-6,5 2 2 4
6,5-8,0 3 3
Итого 4 5 10 6 5 30
Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между доходами бюджета и расходами бюджета.
2. 2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения
Для измерения тесноты связи между факторным и результативным признаками рассчитаем специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле
, (9)
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле
, (10)
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
(11)
или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:
(12)
Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.
Расчет по формуле (11):
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 12.
1,200 руб.
I Раздел 2
Введение 3
1. Понятие государственного бюджета 3
2. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения 7
3. Определения и показатели статистики государственного бюджета 9
Раздел II 15
Задание 1 15
Задание 2 24
Задание 3 32
Задание 4 36
Ш Аналитическая часть 41
1. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году 41
2. Анализ доходов 41
3. Анализ расходов 46
Заключение 56
Список литературы 57
I Раздел
Введение
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Целью данной работы является ознакомление с материалами, овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.
Задача: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.
Актуальность темы нужна для более эффективного изучения развития социальной статистики.
Работа состоит из 3 разделов теоретического, расчетного и аналитического. Первый раздел имеет 3 главы. В первой главе рассмотрено понятие государственного бюджета, во второй - задачи статистики государственных финансов и налогообложения, в третьей - определения и показатели статистики государственного бюджета.
1. Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.[1,c.54]
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [1, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). [2, c.102]
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
2. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке – статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
• общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
• структуру доходов государственного бюджета;
• структуру расходов государственного бюджета;
• источники финансирования бюджетного дефицита;
• размеры государственного внутреннего долга;
• размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
• влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
• эффективность проведения государством фискальной политики.[3, c.89]
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике.
3. Определения и показатели статистики государственного бюджета
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:
• поступления или платежи;
• поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
• поступления (платежи) возмездные или невозмездные;
• текущие или капитальные поступления (платежи);
• приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
• приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Определение этих категорий важно для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу, например распределительных операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.
1,200 руб.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.
3. ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О Федеральном Бюджете на 2004 год».
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
7. Экономик/ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
8. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.
9. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2000.
10. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
1,200 руб.