Введение
Содержание
Литература
2.2 Основы методики обучения вождению на автомобильном тренажере
Для первоначального обучения и совершенствования водительского мастерства гонщиков используют автотренажеры и автодромы. Современные автотренажеры способны имитировать основные режимы движения автомобиля, создавая у водителя иллюзию управления автомобилем на трассе.
На автотренажерах полезно отрабатывать действия органами управления, приемы трогания автомобиля, руления и торможения, маневрирования. Основной принцип обучения — многократное повторение действия (тренаж), выработка на этой основе динамического стереотипа.
Можно изготовить, например, простейший тренажер для отработки действий рулевым колесом при заносе. Сиденье водителя вместе с рулевой колонкой может на роликах перемещаться влево-вправо, создавая иллюзию заноса. Человек должен быстро ориентироваться, куда вращать рулевое колесо для стабилизации машины.
На автотренажерах отрабатывают навыки движения по дороге: трогание и остановка у светофора, объезд, обгон, повороты на пересечениях, экстренное торможение, встречный разъезд и др. Для этого учащийся смотрит на экран, где демонстрируется соответствующий учебный фильм, представляет себя движущимся в автомобиле по изображенной на экране дороге и с помощью органов управления производит необходимые действия в соответствии с дорожной обстановкой .
Разрабатываемые в ряде стран (ФРГ, США) экспериментальные тренажеры с использованием ЭВМ и телетехники позволили получить очень высокую степень имитации реальных условий движения и даже моделировать опасные ситуации на гоночных трассах (внезапное торможение автомобиля лидера, внезапное появление преграды или помехи на трассе, заносы и потеря управляемости и т. п.).
Закрепление полученных на тренажере навыков осуществляют на учебно-тренировочных площадках и автодромах. Здесь также отрабатываются приемы экстренного торможения, маневрирования в ограниченных пространствах, управления в заносе, поведения в типичных опасных ситуациях методом многократного повторения действий и ситуаций.
Учебная площадка обычно имеет прямоугольную форму размером 80х100 м. Для увеличения ее полезной площадки большинство элементов площади делается переносными. Используются гибкие стойки флажки (металлический пруток, пластмассовые трубки и т. п.) высотой 1,5—2 м на плоской подставке диаметром 25—30 см для обозначения траекторий движения, габаритных ограничений . С этой целью используются различные конусы из жести или пластмассы и другие легкоопрокидывающиеся элементы, иногда просто отслужившие срок машины. Для имитации сложных условий движения используют переносные колодки.
Учебные автодромы представляют собой комплекс стационарных сооружений: площадки первоначального обучения, для отработки чувства габарита, имитирующие основные элементы улиц и дорог, сложные и труднопроходимые участки движения, площадки для имитации опасных ситуаций и др. В зависимости от категории автодром имеет площадь 4—8 га.
Тренировка чувства габарита и точности глазомера. Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения.
1. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его. Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развивает чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоенным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего — 20 см.
2. Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова.
При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выполняют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (± 5 см), то данный навык считается усвоенным.
3. Габаритные коридоры. Выполняют передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля.
Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10—15 м влево или вправо).
4. «Змейки» полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага «змейки». Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем одной (правой, левой). Причем выполняют сначала «змейку» с постоянным, затем с переменным шагом.
5. Заезд в бокс. Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выполнение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.
6. Движение по доске и эстакаде позволяет выработать чувство габарита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положения прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.
7. Упражнение по установке автомобиля на стоянку развивает одновременно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару.
Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют радиопереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6 - 8 машин). Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10 - 15 км/ч, в конце упражнения - 25 -30 км/ч,
Основная задача — выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием. Рекомендуется отработать следующие упражнения:
1) движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения скорость до 30 км/ч, а дистанцию - до 20м;
2) движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в колонну по два, по три.
По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например двигаться «змейкой» в потоке, перестраиваться на поворотах и т. п.
Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.
Отработка действии в опасных ситуациях. Для этих целей используются либо автомобили-лидеры с опытным инструктором, имитирующие опасные ситуации, либо специальные технические средства, расположенные по маршруту движения и моделирующие опасные ситуации.
В зависимости от условий и способов моделирования рекомендуется отрабатывать следующие опасные ситуации: внезапное торможение автомобиля-лидера, внезапная смена автомобилем-лидером направления движения, групповое взаимодействие автомобилей, внезапное перестроение автомобиля-лидера.
Такие ситуации создаются при помощи радиокоманд и включения соответствующих сигнализаторов и указателей по маршруту движения (внезапное включение надписи «Стоп», красного сигнала, указателя движения влево-вправо и т. п.), требующих экстренного выполнения определенных маневров.
Для отработки навыков движения по скользким дорогам и в условиях плохой видимости рекомендуется имитировать следующие опасные ситуации: движение по скользкой дороге, попадание в занос, съезд на скользкую обочину, движение в условиях ограниченной видимости, ослепление водителя встречным транспортом .
Для этого на автодроме необходимо иметь участки с низким коэффициентом сцепления (0,1 - 0,2). Зимой это плотно укатанный снег или созданные обледенелые участки, летом площадки смачивают мыльной или жировой эмульсией либо используются специальные синтетические покрытия с низким коэффициентом сцепления. Для имитации условий ограниченной видимости в светлое время суток используются дождевальные установки, парогенераторы, дымовые завесы. Искусственное ослепление водителя можно вызвать прожектором, фарой-искателем.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Литературный обзор исследования проблемы применения автомобильных тренажеров в процессе подготовки водителей……………...6
2 Цели, задачи, методы и организация исследования эффективности использования автомобильного тренажера для обучения вождению
2.1 Понятие виды и автомобильного тренажера как средства
для повышения эффективности процесса подготовки водителей……17
2.2 Основы методики обучения вождению на автомобильном
тренажере……………………………………………………………………….23
2.3 Задачи и методы исследования по применению тренажеров
для совершенствования техники вождения автомобиля ……………………36
2.4 Практическое исследование учебно-тренажерного
комплекса ОТКВ-2……………………………………………………………..54
2.5 Формирование координационных способностей в
системе контраварийной подготовки автогонщиков с
помощью автомобильных тренажеров………………………………..………74
ВЫВОДЫ…….…………………………………………………………..81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....84
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных причин аварийности на автомобильном транспорте есть недостаточное профессиональное мастерство водителей. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что неправильное и несогласованное действия водителей в большинстве случаев вызванные ошибками в оценке дорожно-транспортных ситуаций и прогнозе их дальнейшего развития. Если говорить о ситуациях, которые возникают во время спортивных ралли на трассах, то они имеют гораздо более напряженную обстановку и требуют от спортсменов-раллистов максимум концентрации, слаженности и автоматизма в действиях.
Достижение успеха в автомобильном спорте тесно связано с максимальным проявлением физических, психологических, интеллектуальных и личностных качеств спортсменов. Специфические требования соревновательной деятельности обусловливают особенности подготовки гонщиков.
Настоящий автоспортсмен — человек дисциплинированный, обладающий чувством ответственности, умеющий анализировать сложные ситуации, делать правильные выводы, и, главное, виртуозно владеющий своей машиной. Процесс формирования автоспортсмена --длительный и сложный, требующий большой практики участия в соревнованиях, причем, форсировать его практически невозможно. Автоспортсмен должен уметь делать одновременно много дел. Независимо от того, входит ли его автомобиль в поворот или совершает какой-то маневр на прямолинейном участке, мысленно водитель непрерывно рассчитывает предстоящую траекторию движения и скорость, успевает прогнозировать возможные критические отклонения, чутко контролирует поведение машины. Одновременно, в подсознании, все время наготове комплекс приемов, позволяющих мгновенно нейтрализовать любое отклонение от оптимального режима при возникновении критической ситуации.
В зависимости от того, каким набором стереотипов управления машиной владеет гонщик, как мало времени нужно ему для того, чтобы вывести автомобиль в критической ситуации, и определяются стиль и класс езды спортсмена. Стиль гонщиков высокого класса прежде всего отличают рациональная точность, плавность и мягкость каждого движения.
Вторая особенность, присущая мастерам высокого класса,— это неторопливость и лаконичность в управлении автомобилем. А достигается она способностью мгновенно оценивать ситуацию, прогнозировать ее и заранее готовиться к нужным действиям. Следует подчеркнуть, что только при полном автоматизме в работе с органами управления и умении прогнозировать свои действия, автоспортсмен сможет достичь того уровня, который станет трамплином для дальнейшего совершенствования мастерства.
Среди вопросов, связанных с подготовкой автогонщиков высокой квалификации, наиболее широко и глубоко исследованы особенности взаимодействия автопилота с автомобилем. Так, в связи со спецификой управления автомобилем в условиях тренировок и соревнований, в ряде исследований (Э.Г. Сингуринди, 1986; Э.С. Цыганков, 1995, 1999; К.Н. Огарко, Э.С. Цыганков, 1998; А.Н. Голосай, 2004 и др.) показано, что технико-информационные взаимоотношения в системе «человек – автомобиль» составляют один из решающих компонентов подготовленности водителей, включая автораллистов.
В литературе неоднократно подчеркивалась, что повышение уровня мастерства гонщиков тесно связано с совершенствованием таких важных составляющих как физическая, психологическая и технико-тактическая подготовленность (Э.Г. Сингуринди, 1980; Б.И. Худойназаров, 1992; Е.М. Бариеников, 1994; Н.А. Потапова, 1999; В.В. Московских, 2004; В.А. Прусов, 2005).
В последние два десятилетия в специальной и научно-методической литературе обсуждаются вопросы повышения квалификации и мастерства гонщиков с помощью применения инновационных тренажерных комплексов (В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, 1983; Д.Д. Донской, 1995; А.В. Родионов, 2001 и др.).
Кроме того, в ряде исследований авторы указывают на необходимость использования автосимуляторов и гоночных тренажеров в тренировочной деятельности высококвалифицированных спортсменов, что позволяет довести до автоматизма действия на трассах и реакции на непредвиденные аварийные ситуации. Однако в специальной литературе по подготовке гонщиков ралли эти вопросы обсуждаются в недостаточной степени.
Среди широкого круга вопросов подготовки высококвалифицированных спортивных гонщиков авторалли также недостаточно изучены вопросы построения тренировки и контроля физических и психических способностей спортсменов и влияние на уровень водительского мастерства гонщиков таких факторов как применение в процессе подготовки к ралли автомобильных тренажеров.
Таким образом, недостаточная изученность и разработка ряда важнейших вопросов совершенствования подготовки автогонщиков ралли, связанных с применением автомобильных стимуляторов и гоночных тренажеров обусловливала актуальность избранной темы исследования.
Один из важнейших направлений по снижению показателей аварийности является совершенствование методов обучения гонщиков – это неиспользуемый резерв повышения мастерства вождения путем совершенствования обучающих методик и применения при обучении вождению современных комплексных автомобильных тренажеров.
Предлагаемые в работе мероприятия по внедрению в процесс подготовки спортивных гонщиков автотренажеров и симуляторов и их применение в практике обучения направлены на повышение водительского мастерства, предупреждения опасного и аварийного поведения участников ралли и повышения безопасности движения.
Автотренажеры оснащены стандартными органами управления, их программное обеспечение позволяет обучать и стажировать водителей и спортивных гонщиков на автомобилях с разным типом привода (передний, задний или полный), по сухому асфальту или льду, днем или ночью .
Обучение на автотренажере на начальном этапе подготовки водителя и гонщика позволяет сформировать основные навыки управления автомобилем, которые закрепляются на уровне подсознания. После такого тренинга спортивный гонщик в состоянии видеть и анализировать ситуацию натрассе, прогнозировать ее развитие с максимальной эффективностью.
Существующие методы оценки профессиональной подготовки водителей автомобилей припускают, что в процессе обучения автомобиль и среда остаются неизменными и несвязанными с количественными характеристиками уровня обученности человека. Но в процессе обучения вместе с изменением организации действий человека изменяется организация функционирования автомобиля. Одновременно изменяется характер восприятия человеком окружающей среды. Сначала среда воспринимается поэлементно, потом функциональными группами и, в конце концов, симультанно, т.е. в целом. Все эти изменения не находят отображения в существующих методах оценки уровня профессиональной подготовки человека. Это приводит к значительным ошибкам при решении задач управления процессом обучения и прогнозированию его результатов.
В работе был проведен анализ уровня разработанности проблемы применения автомобильных тренажеров на для подготовки спортивных гонщиков и водителей, исследование имеющихся автотренажеров как на отечественных рынках, так и на мировых. Проведено исследование эффективности применения автомобильных тренажеров для выработки у гонщиков навыков контраварийного вождения, применены методы статистического анализа для исследования групп автогонщиков на этапе обучения.
1 Литературный обзор исследования проблемы применения автомобильных тренажеров в процессе подготовки водителей
Применение различного рода тренажеров в целом ряде отраслей человеческой деятельности получило чрезвычайно широкое распространение. Хотя само слово «тренажер» в современном значении возникло в 20 веке, понятие об устройстве, используемом для обучения человека, формирования у него тех или иных навыков существовало, вероятно, на заре цивилизации. Исторически сложилось так, что объектами моделирования на тренажерах становились в первую очередь процессы, в которых обучение на реальных объектах могло привести к тяжелым последствиям или процессы, воспроизведение которых при обучении затруднено или невозможно. В современных условиях в первую очередь это относится к таким областям, как военное дело, авиация, атомная энергетика и т.д .
По мере развития тренажерной техники, с одной стороны и усложнением изучаемых технических решений, с другой, методы имитационного моделирования проникли и во многие другие области человеческой деятельности. К стимулированию тренажерных технологий привела также необходимость обучения большого количества специалистов, обладающих однотипными навыками, для работы на схожем оборудовании Широко представлены тренажерные технологии в таких сферах, как медицина, транспорт, судовождение, педагогика. В некоторых областях, например, в воздушном транспорте, использование тренажеров является неотъемлемой частью учебного процесса, а также процесса аттестации работников.
Хочется отметить еще один аспект использования тренажеров: моделирование на них критических, экстремальных условий. К такого рода тренажерам относится NADS (National Advanced Driving Simulator) – самый совершенный автомобильный тренажер стоимостью более 50 миллионов долларов. Типичная задача для такого тренажера: все знают, что вождение в состоянии алкогольного опьянения – опасно. Однако конкретной информации о поведении пьяных за рулем практически нет, да и проведение соответствующих экспериментов на реальной машине в городских условиях, несомненно, будет иметь самые печальные последствия. Применение тренажера для таких исследований – единственная альтернатива.
Безопасность дорожного движения и снижения аварийности на дорогах – мировая задача, в которой заинтересована общественность и правительство. Автомобильным школам постоянно приходится совершенствовать методики преподавания вождения с целью повысить профессионализм и безаварийность вождения.
Присвоение квалификации, допуск водителей к управлению транспортными средствами и выдача водительских удостоверений регламентируются в каждой стране соответствующими законодательными положениями и инструкциями.
На настоящий момент приходится констатировать, что, хотя в большинстве стран курсы по обучению вождению являются обязательными, тем не менее, имеется слишком много исключений либо наблюдается такое положение, когда будущих водителей может обучать кто угодно и чему угодно. В Германии, Португалии, Дании и Люксембурге, если упомянуть лишь о нескольких примерах, действует обязательное требование, как в отношении теории, так и практики . В Швеции, и особенно в Бельгии, не предусмотрено никакого обязательного требования, поэтому лишь более половины кандидатов на получение водительского удостоверения проходят подготовку у официально зарегистрированных профессиональных инструкторов. Для России характерны обязательные курсы, на которых помимо теоретических сведений даются практические навыки. Для этого используются автотренажеры и конечно автомобили, специально подготовленные и оснащенные для этого.
3,000 руб.
1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред.. от 01.12.2007) «О безопасности дорожного движения» (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995).
2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.01.2009) «О Правилах дорожного движения».
3. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».
4. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечении безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 года № 711.
5. Актуальные проблемы дорожного движения. Специальный выпуск//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 19 (336), 2007)
6. Гаврилов Э.В., Ярещенко Н.В., Сирота В.М. Модель учебного процесса по подготовке водителей // Вестник ХНАДУ. – Харьков: Изд. ХНАДУ, 2002.
7. Гаврилов Э.В., Линник И.Э., Сирота В.М. Эргономическое обеспечение организации дорожного движения // Коммунальное хозяйство городов. – К.: Техніка, 2004.
8. Горбачев М. Г. Как правильно управлять автомобилем. омастерстве пилотирования и секретах активного стиля вождения - М.: РИПОЛ классик, 2008.
9. Горбачев М. Г. Экстремальный автотренинг. - М.: РИПОЛ классик, 2007.
10. Гордеев А. Дорожно-транспортные происшествия // Авто Дело. -2003.
11. «За рулём», журнал, М., издательский центр «За рулём», № 8`01, 2 и 4`02.
12. Елисеева, С.А. Оценка перцептивных возможностей водителя в критических ситуациях / С.А. Елисеева, А.В. Уткин. Конгресс «Общественное развитие и общественная информация», IV Международный форум по информатизации. - М. 1995.
13. Интенсивный курс вождения автомобиля. – К.: изд. Арий, 2007.
14. Кузнецов Е С , Болдин А П, Власов В М Техническая эксплуатация автомобилей - М Наука, 2001.
13. Кузнецов А.А. Оптимизация психофизической подготовленности автогонщиков ралли высокой квалификации. // Вестник спортивной науки. – М.: Издательство «Советский спорт», 2007. - № 3.
14. Макаров В.А., Сирота В.М., Дугельный В.Н. Исследование ситуаций, вызывающих нарушение курсовой устойчивости движения автомобиля и подготовка водителей к этим ситуациям на автотренажере // Автомобильный транспорт. – Харьков: Изд. ХНАДУ, 2001. – Вып. 7.
15. Матвеев Л.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 2
16. Потапова Н. Систематизация работы штурмана в автомобильном ралли / Потапова Н. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. Конгр. - М.: 1998. - т. 1.
17. Сабодахо, С. В. /- За рулем легкового автомобиля: /Сабодахо, С. В. , -Патриот, 1990.
18. Сальников В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности. Монография. Омск, 2000.
19. Сильянов, В.В. Моделирование транспортного потока для оценки уровня аварийности и эффективности мероприятий по организации и безопасности дорожного движения / В.В. Сильянов, А..В. Уткин // Транспорт: наука, техника, управление. – 2007. - № 7.
20.Сильянов, В.В. Российско-шведский проект дистанционного образования по безопасности дорожного движения (ТесhTrans) (особенности технологии обучения): Известия Международной академии наук высшей школы / В.В. Сильянов, А.В. Уткин, К. Асп. – 2007. - № 2 (40).
21. Тимовский А. А. Основы безопасного управления дорожными транспортными средствами.: Учеб.пособие – 2-е изд., перераб. и доп. - К.: А.С.К., 2006.
22. Уткин, А.В. Тенденции развития безопасности дорожного движения в регионах России / А.В. Уткин // Транспорт: наука, техника, управление. - 2007. - № 9.
23. Цыганков Э.С. Профессиональная подготовка водителей. М.: Школа Водителя, 2006.
24. Цыганков Э.С. Теоретико-методические основы подготовки автомобилистов к действиям в критических ситуациях.- М.: РГАФК, 1999.
25. Цыганков Э.С. Высшая школа водительского мастерства: Учеб. для студентов вузов. - М.: Транспорт, 1995.
26. Цыганков, Э. С., Зудин, В. Н., Аиндинова, Ф. Р. Автотранспортная психология: Концепция активной безопасности водителя /Э. С. Цыганков, В. Н. Зудин, Ф. Р. Аиндинов.//Юридическая психология. -2007. - № 4.
27. Чернышева С. Г. Зрение и вождение транспорта // Физиология человека. - 1993. - Том 19. - № 1.
28. Чмиль В. П. Краткий курс подготовки водителя. Особенности ПДД европейских стран.– СПб.: Алфамер Паблишинг, 2006.
29. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991
30. World report on road traffic injury prevention, Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма Перевод с английского. Под редакцией: Марджи Педен, Ричарда Скарфилда, Дэвида Слита, Динеш Мохан, Эднана А. Хайдера, Эвы Джараван и Колин Мазерс. -Москва, «Весь мир», 2004.
31. Silyanov V. Mathematical model of the driver’s eye-movements mechanism under a curvilinear motion. 13th World Congress of the Inte
ational Association for Accident and Traffic Medicine. Abstracts. San - Paulo, Brazil. May 16th to 20th , 1994.
32. Safe and Quick Clearance of Traffic Incidents. TRB’s National Cooperative Highway Research Program (NCHRP) Synthesis 318. 2003.
33. Road safety: impact of new technologuies. Paris, Organization for economic co-operation and development, 2003.
34. Target Risk. Dealing with the danger of death, disease and damage in everyday decisions. Gerald J.S. Wilde First edition (1994.)
35. Utkin A.V. Divergence as a cue for visual control of the vehicle motion. Jou
al of traffic medicine, Supplement. 1993, Vol.21, N 3.
3,000 руб.