2.2. Ограничения административной ответственности
В правоведении существует также институт ограничения административной ответственности. Оно может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений наказаний либо оснований для их применения.
Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.
Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.
«Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)» .
Лишение права управления средствами транспорта не применяется к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, уклонения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.
«Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию» .
В законодательном порядке предусматривается ограничение оснований для применения административных взысканий в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц (судей, прокуроров), лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.
Как отмечено, согласно КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, таможенных органов несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За определенные правонарушения (правил дорожного движения, таможенных правил, пограничного режима и др.) лица, на которых распространяется действие уставов или специальных положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных этими актами, несут за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных – административную ответственность на общих основаниях.
К наиболее важным основам охраны прав и свобод человека и гражданина при применении мер административного пресечения относятся следующие положения. Административное принуждение в сфере государственного управления неизбежно. Однако допустимо лишь правомерное ограничение прав и свобод человека и гражданина, справедливое, не противоречащее общественному благу и не препятствующее оптимальной (с учетом условий и форм государственного управления) защите прав лиц, к которым применены меры административного пресечения в соответствии с действующим законодательством.
«Исследуя основные права и свободы, представляется возможным классифицировать их на группы: 1) защищаемые (реализуемые) при применении мер административного пресечения без ограничений; 2) с несущественными и существенными ограничениями; 3) не подлежащие защите (реализации)» .
Можно сформулировать следующие предложения по оптимизации защиты прав и свобод человека и гражданина при применении мер административного пресечения.
Во-первых, представляется целесообразным дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях нормой, предусматривающей административную ответственность за незаконное применение мер административного пресечения и иных мер административного принуждения.
Данное предложение обосновывается тем, что дисциплинарная ответственность лиц различных должностных категорий, уполномоченных на применение мер административного пресечения и иных мер административного принуждения, в самых общих чертах закреплена в отдельных положениях об этих органах.
При этом приходится констатировать, что действующее законодательство изобилует отсылочными нормами, особенно когда речь идет именно об ответственности конкретных должностных лиц. С учетом этого требуется единообразный подход к решению вопроса об ответственности соответствующих должностных лиц за незаконное применение мер административного пресечения.
Во-вторых, в Кодексе РФ об административных правонарушениях необходим раздел «Защита прав человека и гражданина в производстве по делам об административных правонарушениях и допустимые пределы их ограничения», где должны быть предусмотрены виды и основания допустимых ограничений прав человека и гражданина для достижения целей, указанных в ст. 56 Конституции России, а также для обеспечения общественного порядка.
Таким образом, при применении мер административного пресечения представляется необходимым предусматривать пределы вмешательства государства и его органов в частную жизнь человека и гражданина и применения в соответствующих ситуациях специальных средств.
Организационно-управленческое обеспечение применения мер административного пресечения осуществляется многочисленными субъектами государственного управления, которые должны учитывать ряд факторов, влияющих на законность, обоснованность и эффективность применения мер административного пресечения.
Принимаемые во внимание факторы возможно классифицировать на пять групп: а) уровень законодательной регламентации мер административного пресечения; б) уровень ведомственной нормативно-правовой регламентации организационно-управленческих вопросов применения мер административного пресечения и исполнения решения о них; в) состояние и структура органов, применяющих законодательство о мерах административного пресечения, исполняющих решения о них, и органов, управляющих данными структурами; г) кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение процесса применения мер административного пресечения; организация планирования и принятие других управленческих решений, их исполнение; организация взаимодействия процессуального и ведомственного контроля, методической и практической помощи; организационное обеспечение законности при применении мер административного пресечения, уровень координации; д) административный, прокурорский надзор, судебный контроль за применением законодательства о мерах административного пресечения.
«С учетом сказанного научно-практическая классификация системы организационно-управленческого обеспечения применения законодательства о мерах административного пресечения позволяет определить оптимальные варианты и направления управленческой деятельности по обеспечению применения законодательства о мерах административного пресечения; установить круг субъектов управления и пределы их полномочий по организационному осуществлению применения законодательства о мерах административного пресечения» .
В качестве субъектов, осуществляющих организационно-управленческое обеспечение применения законодательства о мерах административного пресечения, могут быть названы следующие органы. Федеральные органы представительной власти принимают законы о мерах административного пресечения, совершенствуют их и тем самым создают правовое поле, в границах которого допустимо административное принуждение.
1,200 руб.
Введение 3
1. Ответственность по административному праву 5
1.1. Понятие и основные черты административной ответственности 5
1.2. Законодательные основы административной ответственности 9
2. Освобождение от административной ответственности 13
2.1. Основания для освобождения от административной ответственности 13
2.2. Ограничения административной ответственности 20
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Введение
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.
Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
Законодательство предусмотрело возможность освобождения нарушителя от административной ответственности, причем не только освобождения с передачей материалов общественности на предмет применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от ответственности.
Поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых можно отличить друг от друга преступления и сходные с ними административные правонарушения.
Актуальность данной работы заключается в том, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности.
Данная форма ответственности появилась в правовой системе в связи с выделением из уголовного права правонарушений, обладающих меньшей общественной опасностью и, следовательно, не требующих применения суровых мер наказания и соблюдения сложной процедуры привлечения к ответственности, свойственной уголовной ответственности.
Цель данной курсовой работы – дать общую характеристику административной ответственности и рассмотреть основания для освобождения от административной ответственности и ее ограничения.
Исходя из этого, в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы, касающиеся административной ответственности и оснований освобождения от нее:
1. Понятие и основные черты административной ответственности, как одного из видов юридической ответственности.
2. Законодательные основы административной ответственности.
3. Основания освобождения от административной ответственности.
4. Состав преступления как основание уголовной ответственности.
5. Ограничения административной ответственности.
В конце работы сделаны обобщающие выводы по рассмотренной теме.
1. Ответственность по административному праву
1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
«Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность внешне обладает всеми признаками юридической ответственности» .
В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются лишь ее характерные признаки.
Понимание юридической ответственности традиционно дискутируется. С некоторых пор стали обращать внимание на так называемую позитивную ответственность. Это когда на какой-то орган или должностное лицо возлагается какая-то функция, он призывается к выполнению определенной задачи, и при этом подчеркивается важность этой задачи, необходимость внимательного отношения к ее решению, а также и то, что только этот орган или должностное лицо выполняет данную функцию во всем ее объеме, не перекладывая организационных обременений на других лиц.
Позитивная ответственность означает понимание ее субъектом того груза, который он несет на своих плечах, понимание того, что придется нести определенные лишения, если он не справится с возложенной задачей. Позитивная ответственность ассоциируется с долгом лица.
Гораздо чаще юристами анализируется «негативная» (ретроспективная) ответственность. И в этой части существует разноголосица в определениях, а высказанные точки зрения часто контрастируют. Существует два наиболее распространенных варианта понимания «негативной» (ретроспективной) юридической ответственности.
«Первый вариант. Юридическая ответственность – это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения.
Второй вариант. Юридическая ответственность – это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного, организационного или имущественного характера» .
Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями, средством обеспечения правомерного поведения. Угроза юридической ответственности, соответствующие неблагоприятные последствия – важный фактор в обеспечении правомерного поведения членов общества.
Юридическая ответственность связана с государственным принуждением. Государственное принуждение – это возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определенные действия. При наличии факта правонарушения государство обязывает лицо (организацию) претерпевать определенные неблагоприятные последствия.
Разделение юридической ответственности на рестроспективную и проспективную в определенной степени отражает реальную правовую действительность. Однако юридической ответственностью в специальном правовом смысле можно называть только ответственность за совершенные противоправные деяния. Для того, чтобы исследовать явление, называемое проспективной (позитивной) юридической ответственностью, большее значение имеет исследование правомерного поведения, а не правонарушения.
Юридическая ответственность может быть разделена на виды, т.е. классифицирована по различным основаниям. По форме осуществления различают ответственность, осуществляемую в судебном, административном, ином порядке.
Административно-правовая ответственность наступает за совершение административных проступков – деяний, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
«Административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства, на лицо, совершившее административное правонарушение» .
Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченным к административной ответственности, так и другими гражданами.
Административная ответственность характеризуется следующими чертами:
– используется как важное средство правоохраны для борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления;
– отличается своим субъектным составом – субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица – организации и учреждения;
– отличается порядком ее установления – характеризуется множественностью органов государственной власти и местного самоуправления, полномочных ее устанавливать;
– меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, налагают на правонарушителей административные взыскания;
– привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы (в отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности);
– административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих дел и принятия по ним тех или иных решений.
Административные правонарушения близко соприкасаются с преступлениями, поскольку нередко имеют общий объект посягательства, отличаются общественной опасностью, но степень общественной опасности административных правонарушений меньше, чем преступлений. Таким образом, преступления и административные проступки разграничиваются по степени общественной опасности внешне сходных деяний. По общему правилу, административная ответственность наступает за правонарушения в том случае, если по своему характеру эти правонарушения не влекут уголовной ответственности.
«Мерами административной ответственности служат административные взыскания, направленные на следующее:
1) соблюдение законов и уважение правопорядка;
2) предупреждение совершения новых правонарушений как данным лицом, так и другими гражданами» .
Эти меры сочетают в себе моральные и материальные воздействие на правонарушителя, например, исправительные работы, лишение специальных прав, административный арест.
Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2КоАП РФ.
К ним относятся:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6. административный арест;
7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8. дисквалификация.
Выделенные виды наказания, согласно ст. 3.3 КоАП РФ, могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.
1.2. Законодательные основы административной ответственности
Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, которые устанавливают административную ответственность.
Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.
По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Новое право, 1994. – 175 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство «Омега», 2007. – 304 с.
3. Авдеенкова М.П. Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве//Современное право. – 2008. – №3. – С. 69-76.
4. Агапов А. Б. Курс административного права. – М.: Статут, 2004. – 621 с.
5. Административное право Российской Федерации / Под ред. Н. Ю. Хаманева. – М.: Юрист, 2006. – 556 с.
6. Административное право/Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист, 2005. – 697 с.
7. Алехин А.Б., Кармолицкий А.А. Административное право России. – М.: Издательство «Зерцало», 2007. – 712 с.
8. Антонова В.П. Административно-правовой статус человека и гражданина (Седьмые «Лазаревские чтения»)//Государство и право. – 2003. – №11. – С. 5-43.
9. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение. – СПб.: Питер, 2006. – 620 с., ил.
10. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006. – 800 с.
11. Большой юридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 704 с.
12. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 480 с.
13. Дихтиевский П.В. Проблемы определения личной безопасности в системе объектов административно-правовой защиты//Государство и право. – 2004. – №9. – С. 31-39.
14. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юрист, 2005. – 728 с.
15. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2006. – 448 с.
16. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. – М.: Юрист, 2004. – 472 с.
17. Тимошенко И. В. Административная ответственность: Учеб. пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 288 с.
18. Четвериков В. С. Административное право: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 263 с. – (Серия «Высшее образование»).
1,200 руб.