Магия не обошла медицину: анализ магических действий с позиций их социальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает, что медико-гигиенические цели занимали существенное место в магической практике. В магической медицине мы уже встречаемся некоторыми достаточно ясно очерченными представлениями об основных разделах медицины – об этиологии, лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостью связи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированию убеждения, что всякая болезнь должна иметь причину. И дело здесь не в том, правильно или ложно эти причины определялись, а в том, что был сделан один из решительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект, подлежащий разумной оценке и дальнейшему осмыслению.
Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.
Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным – практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели – знахари.
Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.
В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов – современной научной медицины. С другой стороны – иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом.
3. Почему, с Вашей точки зрения, зарождение науки произошло в Древней Греции? Найдите не менее трех причин.
Своеобразие географических и экономических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке.
За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю.
Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н.э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.
Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.
Философские течения Древней Греции – материализм и идеализм – отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.
Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступал против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.
Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н.э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо изначальных «идей» (Платон).
В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.
В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.
По сравнению с древней медициной в других странах, медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.
750 руб.
Тема: «Древнего и Античного Медико-фармацевтические знания в цивилизациях Древнего и Античного мира».
1. Какими медицинскими и фармацевтическими знаниями обладали люди в доисторический период? Приведите факты, подтверждающие Ваше мнение.
2. Какие общие закономерности можно выделить в процессе развития медицины и фармации в древних цивилизациях?
3. Почему, с Вашей точки зрения, зарождение науки произошло в Древней Греции? Найдите не менее трех причин.
4. В чем заключаются сходство и различия между наукой Греции классического и эллинистического периодов? Ответ представьте в виде таблицы.
5. Каковы различия в учении о первоэлементах в цивилизациях Средиземноморья и Древнего Востока?
750 руб.
2. Какие общие закономерности можно выделить в процессе развития медицины и фармации в древних цивилизациях?
Человеческое общество возникло в течение длительного периода эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида (антропогенез) и становление человеческого общества (социогенез). Некоторые специалисты считают, что можно говорить о наличии единого процесса формирования человека и становления человеческого общества. Период антропо-социогенеза характеризуется не только совершенствованием орудийной деятельности, но и преодолением, обузданием «зоологического индивидуализма». Последнее имело едва ли не решающее значение для социогенеза, обеспечивая коллективный труд и распределение, т.е. основные условия, при которых первобытный коллектив мог выжить.
Первая стадия истории первобытного общества завершилась 35-40 тысяч лет назад формированием человека современного вида и родовой общины – первой формы существования человеческого общества. Начальную форму организации первобытных коллективов принято называть первобытным человеческим стадом.
В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архантропов и стадию палеоантропов, которые жили в мустьерское время. Ареал расселения архантропов был относительно невелик и ограничивался первоначально регионами с теплым климатом. Жили они небольшими коллективами, скорее всего по 20-30 взрослых особей, занимались собирательством, требующим больших затрат времени, но дающим относительно мало пищи и притом чаще всего низкокалорийной.
С возникновением первобытного общества начались становление и развитие социальных отношений и прежде всего первобытного коллективизма. Главной причиной, тормозившей развитие социальных отношений в стаде, был зоологический индивидуализм. Формирование коллективных представлений длительный, а их смена – исключительно сложный процесс. К числу наиболее ранних коллективных представлений, генетически связанных между собой и оказавших определяющее влияние на становление и последующее развитие человеческой культуры, в том числе медицины и фармации, относятся табу, тотемизм, магия и фетишизм.
По-видимому, одним из наиболее ранних коллективных представлений была система немотивированных и категорических запретов, регулирующая поведение людей в первобытных коллективах и их отношение друг к другу. Такие запреты, сохранившиеся до нового времени у так называемых примитивных народов, получили название «табу». В отличие от законодательных или религиозных или религиозных запретов сила, санкционировавшая «табу» неизвестна, и, следовательно, вольный или невольный его нарушитель был лишен права на оправдание или покаяние. Нарушение «табу» по представлениям примитивных народов, освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии. Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение «табу» осмысливалось как своеобразная профилактическая мера, защищающая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности. В первобытных коллективах существовали половые «табу», пищевые «табу». Эти запреты возникли как средство обуздания животных инстинктов. «Табу» возникли стихийно, бессознательно в ходе практической деятельности. Таким образом, «табу» были первыми регуляторами поведения людей в первобытных коллективах, и их отношений к коллективу и друг к другу.
Почти одновременно с «табу» в европейскую научную литературу вошло еще одно фундаментальное понятие – «тотем». Тотем – не божество в строгом смысле этого слова. Он не был персонифицирован, не существовал в единственном числе, ему не поклонялись, не возносили молитв, но считали его «отцом», «старшим братом», покровителем и заступником. Тотемному животному нельзя наносить какой-либо вред, его нельзя убивать, употреблять в пищу, кроме случаев, когда убийство и поедание мяса тотема носили ритуальный характер. Люди ждали от своего тотема защиты, милости и помощи. Тотем посылал своему племени знамения и предостережения, помогал при болезнях и травмах. В условиях развитого тотемизма существовали атрибуты культа: типовые обряды, тотемические мифы, «священный центр» где хранились реликвии – символические предметы, олицетворяющие тотем, с которым связывались предания о тотемических предках и оставленных ими «зародышах», дающих начало новым жизням. Существовали изолированные небольшие коллективы, и «осознание единства» такого коллектива могло быть достигнуто только через осознание непохожести, какого-либо отличия от других.
Таким образом, тотемическая обрядность, переосмысливаемая в соответствии с уровнем развития общества, послужила как бы истоком для театрального действа и мифологии. Связь с мифологией определила роль тотемизма в осознании необходимости исторической памяти. В неразрывной связи с верой в тотемических предков находятся представления о тотемическом цикле рождения и смерти. Умерший становился тотемическим предком, он возвращался при новом рождении, чтобы вновь пройти весь цикл. Рождение есть смерть, а смерть есть рождение. Это положение лежит в основе всех религий и еще в тотемическом цикле начинает проявляться вера в реинкарнацию.
Магия – самый загадочный, самый противоречивый и одновременно самый живучий феномен мышления, возникший у первобытного человека и сопровождающий человечество до настоящего времени, феномен, оказавший огромное влияние на становление и развитие практически всех сфер культуры. Существует мнение, что магия возникла в коллективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от «рассудочной» деятельности и «знания» животного. Возникновение магии было закономерным явлением. Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания, и стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во всяком случае, противоречившие логике пути выживания – достижение единства, коллективный труд и коллективное распределение добычи. Магия была, по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе и собственному естеству.
750 руб.