Готовая курсовая работа
на тему:«ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ.»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V13513
Предмет: Гражданское право
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
В статье 1 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливается основополагающий конституционный принцип деятельности судебных органов - исключительное право судов осуществлять судебную власть, именуемую правосудием. Данный принцип берет свое начало в ст. 118 Конституции РФ .
В конце XX века в Российской Федерации сложились новые общественные отношения, которые послужили причиной проведения структурной реформы в системе государственных органов, в том числе в системе органов судебной власти.
В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы , результатом которой стало создание федеральной судебной системы и закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки.
В числе других важных нормативных правовых актов, в конце 2002 года был принят Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), закрепивший, среди прочего, правила подведомственности гражданских дел согласно сложившейся судебной системе.
И хотя судебная реформа в России ещё не завершена, задачи последнего этапа, проводящегося в настоящее время , не связаны с перестроением судебной системы и никак не затрагивают вопросы подведомственности гражданских дел. Таким образом, можно говорить об устоявшейся судебной системе Российской Федерации и сложившихся правилах определения подведомственности гражданских дел. Однако недолгий период действия ГПК РФ является следствием недостаточной изученности некоторых вопросов гражданского процесса, в том числе и вопросов подведомственности.
Всем вышесказанным и обусловлена актуальность темы работы.
Целью работы является всестороннее изучение путем анализа теории, действующего законодательства и правоприменительной практики такого института гражданского процессуального права как подведомственность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и раскрыть виды подведомственности;
- рассмотреть общие правила определения подведомственности;
- изучить правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции;
- выявить особенности подведомственности отдельных категорий гражданских дел.
Методологическую основу работы составляет общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формально-логический и анализ научных концепций.
Теоретическую базу работы составили: научные труды, учебная литература и публикации в периодических изданиях.
Эмпирическую базу исследования составило действующее российское законодательство, а также разъяснения правил применения этого законодательства высшими судебными органами.
1. Понятие и виды подведомственности
Понятие «подведомственность» употребляется в различных смыслах:
а) как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;
б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;
в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;
г) как предпосылка права на обращение в суд .
Действительно, значение подведомственности достаточно многогранно.
Прежде всего, «подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами» . «В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев» .
Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности.
Данное положение отражено в содержании ГПК РФ в целом, где в зависимости от конкретного вида подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п. 1 ч. 1 ст. 134 и п. 1 ч. 1 ст. 135). Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. «В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации» (см., например, ч. 1 ст. 220, ч. ч. 2 и 6 ст. 222 ГПК РФ).
Итак, статья 22 ГПК РФ определяет предметную компетенцию судов общей юрисдикции в сфере гражданского судопроизводства и отграничивает тем самым их компетенцию от компетенции других органов, разрешающих юридические дела, а также от компетенции судов общей юрисдикции в сфере уголовного судопроизводства и производства в этих судах по делам об административных правонарушениях.
Подведомственность - это нормативное закрепление объектов властных полномочий. Решая вопросы о подведомственности, законодатель опирается на ряд принципов, в том числе:
- принцип профессионализма, то есть компетентного ведения, использования властных полномочий;
- принцип объективности, предполагающий разумное, научно обоснованное, справедливое решение вопросов;
- принцип приближения власти к ее объектам, обеспечивающий удобства для граждан, экономичность и быстроту решения вопросов (о возбуждении дел, рассмотрении жалоб, выдаче документов и др.) .
Следует отметить, что действующий ранее ГПК РСФСР 1964 г. определял предметную компетенцию судов путем перечисления категорий дел, отнесенных к их ведению по принципу: суды рассматривают и разрешают только те дела, которые отнесены законодательством к их ведению. При этом ГПК 1964 г. допускал произвольное изъятие из подведомственности судов любых дел не только путем принятия законов, но и подзаконных актов.
Правовое регулирование процесса расширения подведомственности дел судам относится к концу 1980-х годов. 30 июня 1987 г. был принят и введен в действие с 1 января 1988 г. Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» , который закрепил новый принцип подведомственности дел судам: в суд можно обжаловать любые действия должностных лиц, кроме тех, для обжалования которых законодательством установлен иной порядок .
С изменением законодательства в ведение судов были переданы принципиально новые по характеру категории дел (пенсионные, налоговые, земельные, о защите права на занятие предпринимательской, общественной, политической деятельностью, на свободу совести, слова, получение и распространение информации и другие) и стало возможным оспаривание в суде не только индивидуальных актов, но и актов, касающихся неопределенного круга лиц: нормативных актов; актов общественных объединений, имеющих обязательное значение для их членов; локальных актов, действующих на отдельных предприятиях, в организациях; распорядительных актов, порождающих различные последствия для множества лиц, индивидуализация которых по этим актам невозможна.
В результате к ведению судов законом были отнесены дела, имеющие не только индивидуальное значение для отдельных субъектов правоотношений, но и общее значение для неопределенного числа лиц.
Самым значительным законодательным актом, регулирующим в числе других очень важных отношений и подведомственность, явилась Декларация прав и свобод человека, принятая Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. и введенная в действие с 17 сентября 1991 г. Нормы, содержащиеся в ст. ст. 2, 22 Декларации, не допускали никакой возможности ограничивать любыми способами (законами или подзаконными актами, прямо или косвенно) право граждан на судебную защиту.
Похожие работы:
ПОНЯТИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ ➨
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется только двумя способами: по закону и по завещанию. При ...
Введение
Кооперативное движение имеет свою историю, современные проблемы и нацелено далеко в будущее. Потребительская ...
СУЩНОСТЬ ЦЕННЫХ БУМАГ, КАК ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ➨
ВВЕДЕНИЕ
Ценные бумаги являются специальным объектом с точки зрения, как экономики, так и правового регулирования ...
5. Сущность менеджмента. Менеджмент как наука и искусство управления.
Менеджмент (управление) - воздействие ...
ВОПРОСЫ для сдачи экзамена по курсу ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ➨
Первые две общие функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному ...