ГлавнаяГотовые работы Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах

Готовая курсовая работа

на тему:

«Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах»









Цена: 1,200 руб.

Номер: V16105

Предмет: Культурология

Год: 2009

Тип: курсовые

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Глава 4. Традиционный народный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов. Художественные элементы праздников и обрядов

В старину к большому празднику в селе или в малом Российском городе начинали готовиться за неделю. Мужчины тщательно убирают двор, запасают дрова на весь праздник, колют скотину на мясо, покупают водку и другие съестные припасы, отдают мастерам поправлять обувь, одежду или шьют то и другое новое. Женщины тщательно убирают в избе или в доме, варят пиво, готовят себе и на все семейство праздничную одежду.

Религиозный праздник на селе или в городе - это не только посещение церкви, но это и праздник встречи гостей, это разгульное пиршества и веселые гулянья с ярмаркой, качелями, со своими запевалами. Главный ритуальный запрет - не осквернять праздничного времени работой.

Особенностью празднества Рождества Христова было славить Христа. Вообще время от дня Рождения Христа до Богоявления проводилось разгульно; пьянство доходило до бесчинства, тут-то чаще всего происходили кулачные бои; по улицам ходили толпы песельников, а халдеи бегали в своих нарядах по селу или городу и обжигали встречным бороды.

В старинных обрядово-праздничных традициях наиболее живучими оказываются собственно народные традиции в праздничном времяпрепровождении, играх, развлечениях, досуге, во встречах родственников, в проведывании кумовьев, молодоженов и т.д. Именно это социально-бытовое ядро престольных праздников оказалось жизнестойким и не утратило своих этических функций даже в наше время.

Семейные праздники. Здесь идет передача традиционных культурных форм общения и праздничного досуга от поколения к поколению. Семейные праздники укрепляют семью, с детства формируют атмосферу отчего дома, приносят радость детям, укрепляют здоровье. Устроить в доме праздник да еще с пирогами - дело чести любой хозяйки. Скорее всего, особенно прочна та семья, в которой культивируются и всячески поддерживаются традиции семейных праздников. Между тем их у нас в наше время стало мало. Восстановление этой традиции связано со многими трудностями, в том числе с решением проблем домашнего воспитания, культуры общения, нравственности, в первую же очередь - так остро обозначившихся в обществе социально-экономических противоречий.

Осенний цикл славянских праздников.

Осенью, во время уборки урожая, для игр и развлечений времени было мало. Поэтому осенний обрядовый фольклор небогат. К тому же, у русских песни, связанные с жатвой, сохранились только в местах, соприкасающихся с Белоруссией.

Обряд «зажинок» состоял в том, что вязали первый сноп, обмолачивали его, пекли из новой муки хлеб и освящали его; женщины и девушки делали из колосьев венки и с зажиночными песнями торжественно относили домой первые снопы.

Народная мечта о получении больших урожаев вылилась в почитание наиболее плодоносного стебля. Выйдя на жнитво, крестьяне отыскивали «житную матку», или «спорынью»,— так назывался стебель, на котором было 12 колосьев. «Житные матки» с песней относили домой, хранили до нового посева, и зерно их высевали первым. Во всём этом сказался стихийно-материалистический характер наблюдений трудового крестьянства над природой.

Смоленской обл. записана песня, в которой «Яровая спорынья» приглашается домой, на гумно:

А с гумна спорынья

Во амбар перешла.

Она гнездышко свила,

Малых деток вывела -

Пшеной выкормила.

Сытой выпоила.

Когда кончали жатву ярового, то праздновали «дожинки».

Дожи ночные песни изображают тяжесть жатвы, восхваляют хозяев, намёками просят угостить работавших на «помочах» или «толоке», т. е. на совместной работе односельчан в помощь какой-либо семье.

Последний сноп объявлялся «именинником»; его наряжали в сарафан, украшали лентами и монистами, на верхушку надевали кокошник и водили вокруг него хороводы. Одни жнеи величали «именинника», другие катались или кувыркались по полю, приговаривая:

Нивка, нивка, отдай мою силку,

Я тебя жала, силку свою потеряла.

Когда жницы приносили сноп к дому, хозяин и вся семья выходили «хлебушку встречать», приглашая жниц «откушать — нового хлебца порушить». Сноп же вносился в избу и ставился под образа. Зимой его зёрна и солому примешивали в корм скоту, чтобы скот «добрел да здоровел».

Капустки праздновались и пелись с 25 сентября (сергиева дня), когда девушки и парни становились с тяпками в руках за корыто и начинали рубить капусту.

В некоторых местах долго сохранялся обряд «похорон мух» или комаров, которым, вероятно, заканчивался цикл осенних праздников в пору язычества.

Летний цикл славянских праздников.

К семику и троице примкнула «русальная», «зелёная» неделя — праздник летний, но слившийся с весенним Циклом обрядов. В русальную неделю чествовались души умерших, а также растения и цветы, в которые, по старинным поверьям, переселялись души схороненных в землю. Устраивалось соломенное чучело русалки, которое носили по хороводу, потом трепали и пускали солому на ветер. Кое-где русалку изображала девушка или русалкой называли берёзку. Ночью зажигали костры, прыгали через огонь, много купались.

Смешение двух празднично-обрядовых циклов произошло и праздновании Ивана Купалы (в день Ивана-крестителя, 24 июня). В этом празднике обряды весенней встречи солнца — Ярилы (от яр, жар — свет и тепло) — смешались с обрядами проводов его осенью. В языческую эпоху это был очень важный праздник, вызывавший представления о производительных силах человека и природы.

В ночь на Ивана Купалу много купались, зажигали костры и прыгали через них; всё это, имевшее в древности магический смысл очищения водой и огнём, давно стало игрой и развлечением.

Купальские обряды особенно настойчиво преследовались церковной и светской властью; вероятно поэтому они почти не сохранились у русских; но в некоторых местах делали чучело Купалы, которое или сжигалось, или кидалось в воду, или хоронилось в землю. В других случаях это чучело называлось Костромой. О Костроме пели, что она «разгулялась, расхвалилась», «напилась вина с маком», «расплясалась, разыгралась», повалилась и умерла; чучело Костромы хоронили в реке или озере. Похороны Костромы проводились кое-где на петров день, 29 июня.

С ночью на Ивана Купалу связано много суеверных представлений и легенд, в настоящее время имеющих интерес поэтического вымысла и игры воображения. Роса целебна в эту ночь, лечебные травы действуют особенно сильно, только в эту ночь дивным огненным цветком расцветает папоротник, а под ним открывается золотой клад. Но лишь бесстрашный человек сможет достать его: деревья в лесу переходят с места на место, лес полон каких-то страшных сил, непонятных звуков…

Купальские обряды у славян сопровождались песнями, но от них сохранились лишь небольшие отрывки, известные белорусам и украинцам. В одном из таких отрывков поётся о том, как брат и сестра по незнанию друг друга повенчались и превратились в цветок с жёлтыми и синими лепестками (иван-да-марья).

Весенний цикл славянских праздников.

Радостно встречалась весна. Языческие весенние праздники приурочивались к благовещению (25 марта), к пасхе и к фоминой неделе (первая после пасхи). Воскресенье фоминой недели называлось красной горкой, понедельник — радуницей, вторник — навьим днём. С красной горки начинали водить хороводы. В дни весенних праздников закликали весну, разжигали костры и прыгали через них, а в егорьев день (23 апреля) выгоняли скотину после зимы в поле и во многих местах прогоняли её через костры; водили хороводы, поминали умерших, сопровождая эти обряды и игры пением песен. Весной пелись веснянки, хороводные и егорьевские песни.

Веснянки — это короткие «закликания», т. е. призывы, обращения и вопросы к весне, имевшие когда-то значение магических заклинаний. Их начинали петь в начале марта, когда — в связи с прилётом первых птиц — в деревнях пекли особые хлебцы — «жаворонки».

В некоторых местах веснянки пелись с 25 марта, т. е. с «благовещенья». Девичьи хоры пели их, перекликаясь друг с другом: кончал один, вдали начинал другой, и песни звенели из конца улицы в другой, от села к селу.

Девушки вели с Весной песенный разговор, выражавший мечты крестьянки о хорошем урожае хлеба и льна:

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С радостью, радостью,

С великою милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Веснянки, как и заговоры, имеют якобы принудительный смысл: они «зиму замыкают», «землю отмыкают», «траву выпущают».

В другой группе веснянок обращения к Весне переплетались с мотивами любви и будущего брака.
1,200 руб.

Похожие работы:

Массовая_культура_и_контркультура 

. Основные подходы к определению понятия «контркультура»

Понятие контркультура в научный и обыденный обиход ...

Русский язык и культура речи Вариант 8 

I. Уровни современного русского литературного языка
Современный русский язык — один из богатейших язы¬ков ...

Русский язык и культура речи Вариант 6 

І. Нелитературные формы существования русского языка
Речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского ...

Научно-технический прогресс и общество. Мировая культура и художественная литература. 

Введение
В XIX в. благодаря быстро развивавшейся системе переводов лучшие произведения национальных литератур ...

Поиск по базе выполненных нами работ: