Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствуя развитию отраслей народного хозяйства независимо от формы собственности.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
обеспечивает свою оборону и безопасность;
содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятий.
Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики, что является главным регулятором рыночного хозяйства.
Налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений.
Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии, создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.
Проводимая налоговая политика послужила созданию единой налоговой системы России, предусматривающей равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.
Главная цель дипломной работы – изучение налоговой системы России, ее недостатков, путей совершенствования.
Исходя из цели, можно сформировать задачи дипломной работы:
1. дать понятие налоговой системы Российской Федерации;
2. рассмотреть структуру и основные принципы построения налоговой системы РФ, а также классификацию налогов;
3. раскрыть особенности налоговой системы США;
4. рассмотреть налоговую систему Российской Федерации и особенности ее функционирования на примере ООО «Тиллев»;
5. провести анализ налогообложения ООО «Тиллев»;
6. дать сравнительный анализ налоговых систем и рассмотреть его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Тиллев» (ООО «Тиллев»).
Предмет исследования – налоговая система России и США.
Методологической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили нормативно-законодательные акты в области налогообложения, сборники научных трудов, монографии, периодическая литература. Особое внимание вопросам налогообложения России и США уделяют такие отечественные и зарубежные ученые, как: Черник Д.Г., Александров И.М., Банхаев Н.Ф., Дубов В.В., Перов А.В., Толкушкин А.В. и другие.
Выпускная квалификационная работа сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
3,000 руб.
Введение 3
1. Становление и развитие налоговой системы России и США 6
1.1. Налоговая система России 6
1.1.1. Понятие налоговой системы Российской Федерации 6
1.1.2. Структура и основные принципы построения налоговой системы РФ 12
1.1.3. Классификация налогов 22
1.1.4. Правовые основы налогообложения предприятия 28
1.2. Особенности налоговой системы США 31
1.2.1. Состав и структура налоговой системы США 31
1.2.2. Тенденции развития налоговой система США 34
2. Налоговая система Российской Федерации и особенности ее функционирования на примере ООО «Тиллев» 41
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 41
2.2. Виды налогов, уплачиваемых ООО «Тиллев» 43
2.3 Анализ налогообложения ООО «Тиллев» 57
3. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства 61
3.1. Сравнительный анализ налоговой системы России и США 61
3.2. Направления реформирования налоговой системы России и США 73
Заключение 85
Список использованной литературы 91
Приложения
3,000 руб.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи пополняют бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений, производимых в эти фонды по тарифам страховых взносов от фонда оплаты труда включаемого в себестоимость продукции.
Налогообложение - важнейшая область экономико-правовых отношений.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
• прибыль (доход);
• стоимость определенных товаров;
• добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
• имущество юридических и физических лиц;
• передача имущества (дарение, наследование);
• операции с ценными бумагами;
• отдельные виды деятельности;
• другие объекты установленные законом.
Специфика состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов прямого налогообложения. В системе налогообложения США параллельно используется основные виды налогов по всем уровням властных полномочий. Так, население уплачивает три подоходных налога, три налога на прибыль с корпораций, два поимущественных и т.д.
Основную часть доходов федерального бюджета США составляет подоходный налог с населения, субъектами которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица.
Впускная квалификационная работа выполнена на материалах ООО «Тиллев» основными видами деятельности которого является проектирование, производство и продажа корпусной мебели на основе ламинированного ДСП и массива дуба.
Анализ основных показателей деятельности предприятия характеризуется следующей динамикой: ростом выручки от продажи товаров, себестоимости проданных товаров, увеличением численности персонала, производительности труда, чистой прибыли, эффективностью использования основных фондов.
За 9 месяцев 2007 года предприятие получило чистой прибыли на 3 тыс.руб. меньше, по сравнению с 9 месяцами 2006 года.
ООО «Тиллев» является плательщиком НДС, налога на прибыль, налога на имущество, налога на доходы физических лиц, а также платежей во внебюджетные фонды.
Анализ налогообложения ООО «Тиллев» показал, что в структуре налоговых платежей, общей налоговой нагрузки, уплачиваемых ООО ««Тиллев» налоговые платежи составляют от 93,6% за 9 месяцев 2006 года и до 93,4% за 9 месяцев 2007 гг.
Увеличение суммы налоговых платежей на 138 тыс.руб. произошло за счет:
- увеличения суммы НДС на 56 тыс.руб.;
- увеличения суммы налога на прибыль на 2 тыс.руб.;
- увеличения суммы налога на имущество на 32 тыс.руб.;
- увеличения налога на доходы физических лиц на 32 тыс.руб.
В общей сумме отчислений во внебюджетные фонды наибольшее увеличение произошло по размерам отчислений в Фонд медицинского страхования, которые увеличились с 9 месяцев 2006 года до 2007 года на 19 тыс.руб.
Анализ налоговых ставок показал, что наибольшая ставка приходится на налог на прибыль – 24%, а наименьшую – налог на имущество – 2,2%.
Сравнительный анализ налоговой системы России и США показал, что налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).
Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.
Практическая реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:
- подоходный налог, за счет которого формируется более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же доля налоговых доходов штатов;
- отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо - субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения составляет более 15% доходов федерального бюджета).
Важной характерной чертой системы налогообложения США является незначительная роль, которую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж по отдельным штатам колеблется от 0 до 8%.
Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно - законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (Налоговый кодекс Российской Федерации, НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого, несомненно, имеются.
Фискальная функция системы налогообложения России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь, на наш взгляд, положение нельзя признать благополучным.
Доходы физических лиц в отличие от США не являются в России первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет (при этом следует учитывать массовую практику использования наличных расчетов при формировании доходов населения).
Главным источником государственных доходов в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.
Налоговая система России в отличие от США опирается в основном на налоги, выплачиваемые предприятиями, причем в структуре ВВП доля доходов реального сектора сокращается, а населения возрастает.
Для России характерен самый высокий по сравнению с США уровень налогов, выплачиваемых предприятиями, налога на прибыль (4-5% ВВП), ресурсных платежей и налогов на имущество и самая низкая доля налога на доходы физических лиц - 2,5-3% ВВП. Учитывая приходящуюся на население часть косвенных налогов, его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета не превышала 36% (2006 г.).
С точки зрения структуры распределения доходов и расходов бюджета между федеральным центром и субъектами РФ Россия близка к США, где на федеральную часть приходится 40-60% доходов и расходов консолидированного бюджета. Россия отличается одними из самых низких показателей концентрации доходов в федеральной части консолидированного бюджета и одним из наибольших показателей доли расходов.
Реформирование налоговой системы России - задача, важность которой признается сегодня всеми.
Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими:
1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом налоговой справедливости;
3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
На данный момент целесообразно:
- резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;
- расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
- унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);
- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
- усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.
До недавнего времени в отечественной науке и практике использовались два термина в области минимизации налоговых обязательств: правомерное избежание налогов и незаконное уклонение от уплаты налогов. Однако за рубежом в отношении налогов уже долгое время применяются и другие термины, такие как: уменьшение налогов, налоговое мошенничество, сопротивление уплате налогов и отказ от уплаты налогов.
3,000 руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: основной закон. – М.: НОРМА-ИНФО, 2007. – 542 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: основной закон. – М.: Инфра-М, 2007. – 786 с.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 54с.
4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 299 с.
5. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор-Пресс, 2007. – 192 с.
6. Банхаев Н.Ф. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налоговый вестник, 2007. - № 2. – С.5-12
7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 399 с.
8. Варех Ю.М. Совершенствование системы налогообложения. М.: ЮНИТИ, 2007. – 289 с.
9. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. М.: «Финансы». – 2007. – 334 с.
10. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
11. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. -M.:, Юристъ, 2007. – 321 с.
12. Климова М.А. Налогообложение: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. - М.: Бератор-Пресс, 2003. – 400 с.
13. Князев В.Д. Налоги. М.: ИНФРА-М. - 2007. – 533 с.
14. Князев В.Г., Черник Д.Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 191 с.
16. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 2007. – 125 с.
17. Коваль Л.С. Налоговый учет в организации. М.: «Гелиос АРВ», 2007. – 233 с.
18. Кузнецов Н.Г., Зерщиков Ю.С., Корсун Т.И. и др. Налоги в воспроизводственном механизме региональной экономики: Монография / Под ред. Н.Г. Кузнецова. - Ростов н/Д, 2007. - 231 с.
19. Корсун Т.И. Налогообложение физических и юридических лиц: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2007. - 160 с.
20. Лаптиев А.А., Сугак В.В. Об изменениях налогового законодательства в 2007 году // «Налоговый вестник», №9, сентябрь 2007.
21. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика — Пресс, 2007. - 451 с.
22. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф.Ю.А.Крохина. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 656 с.
23. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России. – М.: Эксмо, 2007. – 315 с.
24. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 720 с.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО «Новое знание», 2007. – 683 с.
26. Система налогов и сборов России / Под ред. А. Н. Козырина. – СПб.: Питер, 2007. – 264 с.
27. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах / Под ред. Черника Д.Г. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 221 с.
28. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / Под ред. Сутырина С.Ф. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во «Полиус», 2007. – 577 с.
29. Хритиан В.Ф. О направлениях развития налоговой реформы. М.: Финансы. – 2007. – 299 с.
30. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 544 с.
31. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение Учебник - М.: ИНФРА - М, 2007. - 429 с.
32. www.nalog.ru
33. www.gks.ru
3,000 руб.