Введение
Содержание
Заключение
Литература
Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и
социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников
воспроизводственных процессов.
Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через
бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системе Российской Федерации
уделяется сегодня пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества. Решая их, государство через налоги
сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В современном государстве применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов (в России действует 51 налог и
сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).
Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на
капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя
психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
обеспечивает свою оборону и безопасность;
содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.
Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных
фондов государства.
Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом,
исходя из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как
правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия
дохода или прибыли.
Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система
налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более
высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким.
Целью данной работы является анализ сложившейся налоговой системы в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
Определить понятие налоговой системы: сущность, функции, значение
Проанализировать налоговую систему РФ
Рассмотреть противоречия действующей налоговой системы РФ
Определить перспективы развития налоговой системы.
Работа основана на использовании литературы ведущих российских экономистов, использованы материалы периодической печати, а также
использованы нормативные документы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Понятие налоговой системы: сущность, функции, значение 5
1.1. Понятие налоговой системы Российской Федерации 5
1.2. Структура налоговой системы 8
1.3. Функции налоговой системы 15
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ 19
2.1. Тенденция развития и реформирования налоговой системы РФ 19
2.2. Противоречия действующей налоговой системы РФ 27
2.3. Перспективы развития налоговой системы 33
Заключение 41
Список литературы 43
1,200 руб.
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:
Определено понятие налоговой системы: сущность, функции, значение
Проанализирована налоговая система РФ
Рассмотрены противоречия действующей налоговой системы РФ
Определены перспективы развития налоговой системы.
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать
конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система
лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций
налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.
Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только
преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и
требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация
рубля и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием
доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов -
предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее
чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в
получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому
способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к
производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей,
работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая
социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для
товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового
режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления
имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают
налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря
этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
1,200 руб.
1. Акуленок Д. Н. Налоговый портфельное. - М.: Сомитек, 2003.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2003.
3. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы//Финансы. - 2005. - №2. - С.22-26.
4. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
5. Евстигнеев Н. Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М.-2004.
6. Игнатов Р. В. Налоговая система. - Спб.: Нева, 2004.
7. Ильин А.В. Российская налоговая система//Финансы, 2005. - №1. - С. 31-34. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. - 2004. - №7. - С.21-25.
8. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: Логос, 2004.
9. Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой./Под ред. Г.В. Петровой. М: НОРМА-ИНФРА, 2004.
10. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
11. Линдерт П. X. Налоги. - М.: Прогресс-Универс, 2003.
12. Лыкова Л. Н. Проблемы Российской налоговой системы.//Финансы, №5.-2005.- С.22-25
13. Малис Н.И. Поступление налогов в 2004 году//Финансы, 2005, №5. - С.25-28.
14. Налоги./Под ред. Д. Г. Черника. - М: Финансы и статистика, 2004.
15. Налоги и налогообложение./Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
16. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.)
17. Пансков В. Налоговый кодекс: Работа продолжается, проблемы остаются и множатся.//Российский экономический журнал, 2004, №10. - С.27-33.
18. Пепеляев С.Г. Основы налогового права. - М.: НОРМА - ИНФРА - М), 2004.
19. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2004.
20. Петрова Г.В. Налоговое право. - М.: Норма. - 2003.
21. Финансы./Под ред. Проф. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2003.
22. Черник Д. Г., Починок Н. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
23. Экономика./Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 2003.
24. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2004.
25. Янаев А. В.Налоговая система - М.: ЮНИТИ, 2004.
1,200 руб.