Актуальность темы заключается в том, что в процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей.
Потребности делятся на прямые и косвенные. Первые происходят из биологических нужд человека, вторые – под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек (мода на одежду, еду, развлечения и т.д.). Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют: личностные факторы (возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение); психологические факторы (например, избирательное запоминание); культурные факторы; социальные факторы.
Данные вопросы с экономической точки зрения решаются в рамках теории потребления. [10; 121]
Цель курсовой работы – рассмотреть теорию потребительского поведения.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. охарактеризовать кардиналистскую теорию потребительского поведения;
2. раскрыть ординалистскую теорию потребительского поведения;
3. рассмотреть теорию и практику потребительского поведения.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.
1,200 руб.
Введение 3
1. Кардиналистская теория потребительского поведения 4
2. Ординалистская теория потребительского поведения 8
3. Теория потребительского поведения и практика 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
1,200 руб.
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.
Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность» (U - utility). Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748-1832).
Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят. Так, цены на товары, а также размеры потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей.
Выделяют два основных подхода к определению полезности:
1) количественный (кардиналистский) - здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора;
2) порядковый (ординалистский).
Кардиналистская теория потребительскогоповедения предполагает, что полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU). Тогда предельная полезность - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.
Суть ординалистской измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (количественный подход), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ, и не ставится вопрос о том, на сколько один набор предпочтительнее другого. В порядковой теории полезности утверждение «Hабор A предпочтительнее набора B» эквивалентно утверждению «Hабор A имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор B». Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.
1,200 руб.
1. Андрющенко Е.В. Исследование модели потребительского поведения как инструмент управления продажами // Управление продажами, №3. – 2006. – С.5-9
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 399 с.
3. Демидов Д.С. Теория потребительского поведения // Деловой квартал, №7. – 2006. – С.3-7
4. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для Вузов. 3-е изд., 2006. – 689 с.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
6. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 640 с.
7. Курбанов Г.Э Психология потребительского поведения // Управление продажами, №4. – 2007. – С.1-5
8. Курс экономической теории: Учеб. для экон. вузов / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой; Моск. гос. ин-т междунар. отношений ( ун-т ) МИД РФ.-4-е изд., доп. и перераб. - Киров: «АСА», 2005. - 743 с.
9. Курс экономики: Учеб. для экон. вузов / Под ред. Б.А.Райзберга.-2-е изд., доп. - М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 2005.-715 с.
10. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 972 с.
11. Ростов А.И. Особенности потребительского поведения // Маркетинг в России и за рубежом, №10. – 2006. – С.9-11
12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 672 с.
13. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика М.: «Дело» 2006. – 233 с.
15. Экономическая теория. / Под. Ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Минск, БГЭУ, 2005. – 547 с.
16. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2006. - 632 с.
17. Экономика: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М.: Проспект, 2005. – 457 с.
18. www.gks.ru
1,200 руб.