Введение
Актуальность. По мере формирования рыночных общественно-экономических отношений профессиональная ориентация и трудовая адаптация приобретают всеобъемлющее значение. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Понятие «профессиональная ориентация» предполагает обучение умению быть конкурентоспособным на рынке труда и на любом рабочем месте, информирование о профессиях и рынке труда и представляет собой самопознание человеком собственных профессиональных предпосылок и актуализацию этих предпосылок, составление прогнозов успешности собственной трудовой деятельности и построение личной профессиональной карьеры на основе познанных психо-эмоциональных и интеллектуальных качеств и достоинств с учетом требований рынка труда.
Понятие «трудовая адаптация» включает в себя повышение психологической защищенности и психологической конкурентоспособности личности, которая актуальна из-за сложности процесса профессиональной и социальной адаптации молодого специалиста в нынешних условиях рынка .
Проблемами профориентации и адаптации персонала занимались многие отечественные психологи и экономистами: Адамчук В. В., Аширов Д.А., Бавыкин В., Владимирова Л. П., Гончаров В. В., Дятлов В.А., Ромашов О. В., Сорокина М.Е., Травин В. В. и др.
Цель курсовой работы – рассмотреть управление профориентацией и адаптацией персонала как составляющая технологии подготовки кадров.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать понятие профессиональной ориентации как условие успешной адаптации персонала на предприятии;
- охарактеризовать технологии профориентации и адаптации персонала в кадровом менеджменте
- проанализировать применение профориентации и адаптации персонала в практике деятельности предприятий (российских и зарубежных);
1,200 руб.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации и адаптации в коллективе 5
1.1. Профессиональная ориентация как условие успешной адаптации персонала на предприятии 5
1.2. Методы профессиональной ориентации и адаптации 10
Глава 2. Профориентация и адаптация персонала как составляющая технологии подготовки кадров 13
2.1. Технологии профориентации и адаптации персонала в кадровом менеджменте как составляющая технологии подготовки кадров 13
2.2. Анализ применения профориентации и адаптации персонала в практике деятельности предприятий 25
Заключение 29
Список литературы 30
1,200 руб.
Заключение
Механизм управления профориентацией представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, и включает в себя профессиональное обучение, воспитание, консультирование, отбор, подготовку и адаптация работника. Важная в наше время задача, стоящая перед профориентацией, - реагировать на быстрые структурные сдвиги в занятости.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, включающую предоставление информации и консультаций необходимых человеку для выбора профессии, в наибольшей степени соответствующей его личным способностям и особенностям. Одной из проблем работы с персоналом организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.
Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Условия успешной адаптации персонала - обстоятельства, причины, от которых зависит успешность трудовой адаптации. К условиям успешной адаптации следует отнести: качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; наличие отработанной системы внедрения новшеств; гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации; особенности соц.-психологического климата; личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т. п .
1,200 руб.
Список литературы
1. Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2005
2. Бавыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. – М.: Экономика,2003
3. Бишоп Сью. Тренинг ассертивности. – СПб: Питер, 2001 – 208 с.
4. Владимирова Л. П. Экономика труда. Учебное пособие.—М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2002.—300с.
5. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2003.
6. Грачёв М.В. . Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД, 2002.
7. Грачёв М.В. Управление трудом (теория и практика капиталистического хозяйствования). – М.: Наука, 2001
8. Десслер Г. Управление персоналом/ Пер. с англ. – М.: «Издательство «Бином», 1997.
9. Журавлев П.В. Менеджмент персонала. – М.: Экзамен, 2004
10. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СП б.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2001.
11. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело, 2002
12. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: ГАУ, 2002.
13. Колядов Л.В. , Комарова Л.А. , Епифанова Н.П. Структура управления нефтяными компаниями М.: Нефть и газ , 2003.
14. Кричевский Р.А. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2002
15. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.
16. Лагина, Шакирова Организация работы с кадрами и её совершенствовании. - М.: ВНИИЭгазпром , 2001
17. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. – 176с.
18. Основы управления персоналом. Под ред. Генкина Б.М. - М.: Высшая школа, 2003.
19. Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.:ГАСБУ, 2003
20. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: «Питер», 2000. – 528с.
21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000.—298 с.
22. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс, 2003.
23. Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. – М.: Издательская группа «Прогресс»,2002.
24. Сборник аннотаций разработок по социально-психологическому обеспечению работы с кадрами и системы непрерывного обучения. Серия: Общеотраслевая. РАО «Газпром» Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажёрный центр. - Калининград, 2003.
25. Система работы с кадрами управления. Под ред. Шаховой В.А. – М.: Мысль,1984.
26. Система управления персоналом на предприятии. – М.: Всероссийский центр производительности, 2002.
27. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. – М.: ГАУ, 2003.
28. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Бизнес- школа « Интел- синтез», 2002.
1,200 руб.