Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Региональный уровень власти начинает играть важную роль в обеспечении жизнедеятельности граждан, при этом финансовая самостоятельность региона позиционируется как основа его развития.
Реформирование региональных финансов в Российской Федерации перманентно осуществляется с 1991 года, предполагает, в первую очередь, совершенствование системы управления и механизмов, обеспечивающих целенаправленное развитие региона. Научные исследования проблем управления региональными финансами, как сложного и многогранного общественного явления, по-прежнему остаются актуальными для нашей страны, особенно в период проведения радикальных экономических реформ. Создание стимулов для улучшения качества управления региональными финансами является одной из важных задач, поставленных в Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и региональными финансами в РФ в 2006-2008 годах. [13] Органы государственной власти должны, в частности, инициировать и стимулировать совершенствование технологий и процедур, используемых в процессе управления региональными финансами.
В настоящее время государственные органы власти большое внимание уделяют реформированию и совершенствованию бюджетно-налоговой политики государства, в частности вопросам увеличения уровня собираемости налоговых поступлений в бюджеты различного уровня, обеспечения сбалансированности и самостоятельности бюджетов, а также совершенствованию межбюджетных отношений между центром и регионами. Вместе с тем актуальным является необходимость оказания некоторым регионам страны целевой государственной финансовой поддержки. Для того чтобы решить эти задачи, федеральным и региональным органам власти необходимо предоставить максимально достоверные данные о социально-экономической ситуации в регионах.
Теоретические и практические аспекты развития системы региональных финансов, вопросы государственного финансового регулирования, современные проблемы межбюджетных отношений нашли отражение в трудах О.В. Врублевской, А.Г. Грязновой, Н.Г. Ивановой, В.В. Климанова, А.М. Лаврова, Н.С. Максимовой, М.И. Побединой, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Н.Г. Сычева, К.И. Таксира, А.Н. Швецова, В.Б. Христенко и целого ряда других ученых-экономистов.
Объектом данной работы является система денежных отношений, формирующих финансы региона, в условиях реформы местного самоуправления и бюджетной реформы.
Предметом определяется комплекс финансовых проблем региона с учетом специфики перехода к принципиально новой двухуровневой системе местных бюджетов, соответствующей новой территориальной организации местного самоуправления.
Цель дипломной работы заключается в теоретическом и методологическом обосновании, разработке направлений и практического инструментария совершенствования управления финансами муниципальных образований. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- изучить различные подходы к определению понятия «регион»;
- описать составляющие социально-экономическое развития региона;
- рассмотреть сущность региональных инвестиционных процессов;
- дать характеристику региона, его социально-экономическому развитию;
- обосновать необходимость реформирования;
- наметить основные задачи реформирования;
- показать варианты основных показателей перспективного финансового плана Ленинградской области;
- обосновать необходимость повышения инвестиционной привлекательности Ленинградской области;
- рассмотреть государственный заказ как инструмент регулирования экономики региона
Теоретической и методологической основой исследования являются результаты разработок отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики финансовой и инвестиционной деятельности, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной властей.
В качестве информационной базы использовались данные Госкомстата РФ и Ленинградской области за период с 1995 г. по 2004 г., а также данные, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей, прогнозы экономического развития России до 2010 года Минэкономики РФ.
В качестве первичного источника информации при анализе текущего состояния инвестиционной ситуации в Ленинградской области рассматривались материалы экономической, финансовой, юридической прессы, а также аналитико-статистические обзоры развития экономики в различных регионах России.
3,000 руб.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития региона 6
1.1. Некоторые подходы к определению понятия «регион» 6
1.2. Социально-экономическое развития региона 11
1.3. Сущность региональных инвестиционных процессов 18
Глава 2. Финансовые проблемы региона и направления их реформирования (на примере Ленинградской области) 21
2.1. Характеристика региона. Социально-экономическое развитие 21
2.2. Обоснование необходимости реформирования 27
2.3. Задачи реформирования 32
2.4. Варианты основных показателей перспективного финансового плана Ленинградской области 45
2.5. Повышение инвестиционной привлекательности Ленинградской области 47
2.6. Государственный заказ как инструмент регулирования экономики региона 55
Заключение 61
Список литературы 66
3,000 руб.
Список литературы
Законодательные и нормативные акты
1.Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 02 ноября 2004 г.). Официальный текст по состоянию на 25 марта 2005 г.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изменениями от 23 декабря 2003 г.). Официальный текст по состоянию на 21 марта 2005 г.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с последними изменениями от 6 мая 2003 г.)
7. Закон РФ “ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономий, и городов Москва и Санкт-Петербург” от 15 апреля 1993 г. № 4807-1
8. Закон Ленинградской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области” № 11-оз от 22 апреля 1996 года
9. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2003 год" N 73-оз от 31 декабря 2004 г. (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2004 года)
10. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" N 57-оз от 21 декабря 2001 г (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2001 года)
11. Постановление губернатора Ленинградской области. "Об утверждении методики расчета потенциала доходов консолидированного бюджета Ленинградской области на планируемый финансовый год" N 170-пг от 15 августа 2004 г
12. Постановление Правительства Ленинградской области «Об организации мониторинга социально-экономического уровня Ленинградской области» от № 147от 22 августа 2004 года.
13. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и региональными финансами в РФ в 2006-2008 годах. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2006 г. № 476-р
14. Монографии, статьи, аналитические материалы
15. Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации.-M.: Прометей, 2003.-227с.
16. Анализ бюджета Ленинградской области за 2001 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2004
17. Анализ бюджета Ленинградской области за 2000 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2001
18. Бутов В. И. Основы регионоведения. — Ростов на Дону, 1998.
19. Вахрин. П.И. Бюджетная система РФ: Учебное пособие.- М., 2004
20. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М.: UNITY, 2002.
21. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне.- М.: Фонд «Институт экономики города»,2004.-С.33
22. Годин А. М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ.-М.: Городец-издат, 2004.-87с.
23. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2001.-С.34
24. Егорова Л.К. Инвестиционная привлекательность как индикатор регионального развития. Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство». – М.: ГАСИС, 14-15 ноября 2004.
25. Егорова Л.К. Методы оценки инвестиционной привлекательности региона. – Сб. научн. тр. «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью». Выпуск 5 // М.: ГАСИС, 2005
26. Егорова Л.К. Алгоритм проведения мониторинга инвестиционной привлекательности региона. // Журнал «Предпринимательство» № 1. – М., 2007
27. Золотаренко С.Г. Финансовые ресурсы региона. – Новосибирск.: НГАЭиУ,2003.-С.66-69
28. Жизнь в тени. Запасной бюджет России. // Коммерсантъ. – 2004. http://www.kommersant.ru
29. Кожаев, А.В. Сущностно-концептуальное понятие теневой экономики / А.В. Кожаев // Экономика и политика России в переходный период / под ред. В.А. Грошева, А.В. Лабудина. – СПб.: СПбУЭФ, 2005
30. Кузнецов В.В. Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципальных образований: Аналитический обзор. -Ульяновск: УлГТУ,2004.-134с.
31. Курочкина, В.А. Экономические методы государственного управления природопользованием в Ленинградской области./ В.А. Курочкина //Материалы межвузовской конференции «Россия: тенденции и перспективы развития». – М.: Изд-во РАГС, 2006.
32. Курочкина В.А. Некоторые аспекты финансирования государственного заказа в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ленинградской области./ В.А. Курочкина// Материалы VШ межвузовской конференции «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе». – СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
33. Материалы доклада Конгресса муниципальных образований РФ//Муниципальная власть.-2003-№7-8.-с.8-19
34. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ.-М.: ЮНИТИ,2003
35. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. Пособие.-М.: Вузовский учебник, ВЗФЭИ,2003.-479с.
36. Поляков К.В. Агентства содействия инвестициям как элемент инвестиционной инфраструктуры региона / Современные проблемы экономики и упарвления народным хозяйством: Сб.науч.ст.асп. СПбГИЭУ. Вып.13. Редкол.: Е.Б. Смирнов (отв. ред.) и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
37. Поляков К.В. Методические аспекты формирования региональной инвестиционной стратегии/Актуальные проблемы экономики, политики и права: Сб. научн. тр./Под ред. д.э.н., проф. В.С. Кабакова, д.э.н., проф. Л.Л. Бекренева. Мурманск: МИЭП, 2005.
38. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.М.: ИНФРА-М,2004.-249с.
39. Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы.-2001.-№ 11.-С.12-18
40. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы.- М.: Дело,2004 .-149с.
41. http://lenobl.ru/economics/finances/progr_lo
3,000 руб.
Список литературы
Законодательные и нормативные акты
1.Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 02 ноября 2004 г.). Официальный текст по состоянию на 25 марта 2005 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изменениями от 23 декабря 2003 г.). Официальный текст по состоянию на 21 марта 2005 г.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с последними изменениями от 6 мая 2003 г.)
6. Закон РФ “ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономий, и городов Москва и Санкт-Петербург” от 15 апреля 1993 г. № 4807-1
7. Закон Ленинградской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области” № 11-оз от 22 апреля 1996 года
8. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2003 год" N 73-оз от 31 декабря 2004 г. (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2004 года)
9. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" N 57-оз от 21 декабря 2001 г (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2001 года)
10. Постановление губернатора Ленинградской области. "Об утверждении методики расчета потенциала доходов консолидированного бюджета Ленинградской области на планируемый финансовый год" N 170-пг от 15 августа 2004 г
11. Постановление Правительства Ленинградской области «Об организации мониторинга социально-экономического уровня Ленинградской области» от № 147от 22 августа 2004 года.
12. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и региональными финансами в РФ в 2006-2008 годах. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2006 г. № 476-р
13. Монографии, статьи, аналитические материалы
14. Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации.-M.: Прометей, 2003.-227с.
15. Анализ бюджета Ленинградской области за 2001 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2004
16. Анализ бюджета Ленинградской области за 2000 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2001
17. Бутов В. И. Основы регионоведения. — Ростов на Дону, 1998.
18. Вахрин. П.И. Бюджетная система РФ: Учебное пособие.- М., 2004
19. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М.: UNITY, 2002.
20. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне.- М.: Фонд «Институт экономики города»,2004.-С.33
21. Годин А. М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ.-М.: Городец-издат, 2004.-87с.
22. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2001.-С.34
23. Егорова Л.К. Инвестиционная привлекательность как индикатор регионального развития. Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство». – М.: ГАСИС, 14-15 ноября 2004.
24. Егорова Л.К. Методы оценки инвестиционной привлекательности региона. – Сб. научн. тр. «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью». Выпуск 5 // М.: ГАСИС, 2005
25. Егорова Л.К. Алгоритм проведения мониторинга инвестиционной привлекательности региона. // Журнал «Предпринимательство» № 1. – М., 2007
26. Золотаренко С.Г. Финансовые ресурсы региона. – Новосибирск.: НГАЭиУ,2003.-С.66-69
27. Жизнь в тени. Запасной бюджет России. // Коммерсантъ. – 2004. http://www.kommersant.ru
28. Кожаев, А.В. Сущностно-концептуальное понятие теневой экономики / А.В. Кожаев // Экономика и политика России в переходный период / под ред. В.А. Грошева, А.В. Лабудина. – СПб.: СПбУЭФ, 2005
29. Кузнецов В.В. Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципальных образований: Аналитический обзор. -Ульяновск: УлГТУ,2004.-134с.
30. Курочкина, В.А. Экономические методы государственного управления природопользованием в Ленинградской области./ В.А. Курочкина //Материалы межвузовской конференции «Россия: тенденции и перспективы развития». – М.: Изд-во РАГС, 2006.
31. Курочкина В.А. Некоторые аспекты финансирования государственного заказа в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ленинградской области./ В.А. Курочкина// Материалы VШ межвузовской конференции «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе». – СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
32. Материалы доклада Конгресса муниципальных образований РФ//Муниципальная власть.-2003-№7-8.-с.8-19
33. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ.-М.: ЮНИТИ,2003
34. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. Пособие.-М.: Вузовский учебник, ВЗФЭИ,2003.-479с.
35. Поляков К.В. Агентства содействия инвестициям как элемент инвестиционной инфраструктуры региона / Современные проблемы экономики и упарвления народным хозяйством: Сб.науч.ст.асп. СПбГИЭУ. Вып.13. Редкол.: Е.Б. Смирнов (отв. ред.) и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
36. Поляков К.В. Методические аспекты формирования региональной инвестиционной стратегии/Актуальные проблемы экономики, политики и права: Сб. научн. тр./Под ред. д.э.н., проф. В.С. Кабакова, д.э.н., проф. Л.Л. Бекренева. Мурманск: МИЭП, 2005.
37. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.М.: ИНФРА-М,2004.-249с.
38. Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы.-2001.-№ 11.-С.12-18
39. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы.- М.: Дело,2004 .-149с.
40. http://lenobl.ru/economics/finances/progr_lo
3,000 руб.