1.6. Порядок дальнейшего использования имущества предприятия-банкрота.
Внешнее управление имуществом должника - это реорганиза¬ционная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заяв¬лению должника, собственника предприятия-должника или креди¬тора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функ¬ции по управлению предприятием-должником арбитражному управ¬ляющему.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осущест¬вления других организационных и экономических мероприятий, на¬пример, ликвидации убыточных производств, сокращения числен¬ности работников и т. п.
На период проведения названной процедуры, который не мо¬жет превышать 18 месяцев, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Такая отсрочка исполнения требований кредиторов к должнику устанавливает льготный режим хозяйствования для неплатежеспособного предприятия и направле¬на на защиту его интересов.
Органами, осуществляющими внешнее управление имуществом должника, являются собрание кредиторов и арбитражный управляю¬щий. Собрание кредиторов выполняет следующие функции: утверж¬дает план проведения внешнего управления имуществом должника; может образовать комитет кредиторов и определить его функции; определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему; выполняет другие функции, предусмотренные Законом о несостоя¬тельности.
Ключевой фигурой проведения внешнего управления иму¬ществом должника является арбитражный управляющий, назначае¬мый арбитражным судом.
Арбитражный управляющий выполняет следующие функции: руководит предприятием-должником; распоряжается его имуществом; назначает и увольняет работников предприятия-должника, в том чис¬ле отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обя¬занностей по управлению предприятием-должником; разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника и орга¬низует его выполнение; созывает собрание (комитет) кредиторов; вы¬полняет другие функции, предусмотренные Законом о несостоятель¬ности.
Итогом деятельности арбитражного управляющего является за¬явление о завершении внешнего управления имуществом должника, подаваемое им в арбитражный суд. Заявление подается в случаях, ес¬ли цель внешнего управления имуществом должника достигнута, т. е. его платежеспособность восстановлена, или если арбитражный управляющий пришел к выводу, что достижение этой цели невоз¬можно. Оба случая могут иметь место до истечения срока, на кото¬рый назначена процедура.
По результатам внешнего управления и характеру заявления арбитражного управляющего арбитражный суд выносит одно из сле¬дующих решений:
- о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности юридическо¬го лица, если цель внешнего управления имуществом должника до¬стигнута и его платежеспособность восстановлена,
- о прекращении внешнего управления имуществом должни¬ка, признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства, если достижение цели восстановления платежеспо¬собности должника невозможно,
- о продолжении проведения внешнего управления иму¬ществом должника в пределах срока, предусмотренного для этого Законом (18 месяцев).
Другой реорганизационной процедурой является санация, за¬ключающаяся в оказании предприятию-должнику финансовой по¬мощи со стороны его собственника, кредиторов или иных лиц.
Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для про¬должения его деятельности путем оказания ему финансовой помощи.
Решение о санации принимается арбитражным судом при на¬личии ходатайства со стороны должника, кредиторов, собственника предприятия или иных лиц. В заявлении могут содержаться список лиц, желающих участвовать в проведении санации, и необходимые сведения о них.
Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы и члены трудового коллектива этого предприятия.
Определив круг лиц, допущенных к проведению санации, ар¬битражный суд выносит соответствующее определение. В семиднев¬ный срок со дня вынесения названного определения участники са¬нации должны провести собрание, на котором необходимо вырабо¬тать соглашение, определяющее условия проведения санации. Обязательными условиями этого соглашения являются:
- обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки. В частности, по истече¬нии 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не ме¬нее 40% от общей суммы требований кредиторов. Участники сана¬ции обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме, и несут за их выполнение солидарную ответствен¬ность, если соглашением не предусмотрено иное;
- продолжительность санации, которая не может быть более 18 месяцев.
1,200 руб.
:
Введение……………………………………………………………………3
1. Банкротство субъекта хозяйствования и последствия………………..5
1.1. Причины возникновения, признаки и последствия банкротства….5
1.2. Оценка удовлетворительности структуры баланса………………...9
1.3. Финансовая стратегия, программа финансового оздоровления
предприятий………………………………………………………………15
1.4. Процедуры, применяемые к несостоятельному предприятию…..16
1.5. Порядок ликвидации предприятия-банкрота……………………...18
1.6. Порядок дальнейшего использования имущества предприятия-
Банкрота…………………………………………………………………...20
2. Стратегия финансового оздоровления сельскохозяйственных органи-
ций Тюменской области…………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………..34
Введение
Целью курсовой работы является изучение вопроса финансовой несостоятельности предприятия.
3. Задачами данной работы являются: 1) Банкротство субъекта хозяйствования и последствия; 2) Стратегия финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций Тюменской области
Актуальность темы исследования. Укрепление правовых основ государственной и общественной жизни, законности и правопорядка в стране - важнейшее условие полноценного поступательного развития нашего общества, обязательное условие построения демократического, правового государства - Российской Федерации.
Проходящая в последнее десятилетие реформа отечественного законодательства о банкротстве направлена, прежде всего, на его совершенствование, оптимизацию правовых механизмов, используемых при проведении процедур банкротства. При этом, развиваясь, законодательство создает условия для построения новых конструкций правовых отношений, возникающих в процессе хозяйственного оборота.
Роль института банкротства, связанная с переделом собственности, в последнее время вызывает значительный интерес в обществе. «Поточное» банкротство предприятий стало доходным бизнесом, следовательно, необходимо сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным.
Для любого цивилизованного государства закон, регулирующий процессы банкротства, является одним из основных законов экономических оборотов. Очевидно, что он имеет одинаково важное значение, как для мелкого индивидуального предпринимателя, так и для самых крупных хозяйствующих субъектов, поскольку несостоятельность (банкротство), как правило, возникает не в связи со злонамерениями должника, не желающего исполнять принятые на себя обязательства, и объясняется общеэкономическими причинами, а в некоторых случаях — политической нестабильностью государства, проблемами государственного устройства и т.д. В перечне социально значимых и стратегических предприятий России, утвержденном распоряжением Правительства РФ № 22-р от 9 января 2004 г., имеется 1131 предприятие.
Общие для юридических лиц положения законодательства о несостоятельности (банкротстве), не учитывающие специфику хозяйственной деятельности и статуса стратегических предприятий, оказываются неэффективными при их применении к этой категории должников.
Банкротство как социально-экономическое явление характеризуется высокой степенью конфликтности, в основе которой лежит противоречие интересов должника и кредиторов. В отношении стратегических предприятий интересы должника совпадают с интересами государства по обеспечению обороноспособности и безопасности страны. Необходимость разработки специальных правил, регулирующих процедуры банкротства стратегических предприятий, подтверждается соответствующей тенденцией современного зарубежного права.
Одним из существенных недостатков Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1992 г. являлось отсутствие положений об особенностях банкротства отдельных категорий должников. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -закон о банкротстве), призванный устранить недостатки прежнего законодательства, не только не разрешил, но еще более усложнил решение ряда вопросов, в том числе относительно категории дел о банкротстве стратегических предприятий.
1. Банкротство субъекта хозяйствования и последствия.
1.1. Причины возникновения, признаки и последствия банкротства.
За всю историю банкротства (с момента его появления в XI-XII вв. в итальянских вольных городах) было выработано два критерия банкротства:
1) Принцип неоплатности. В соответствии с этим принципом должник может быть признан банкротом, если сумма общей кредиторской задолженности должника превышает сумму принадлежащего ему имущества. Критерий неоплатности применялся в старом законе о банкротстве 1992 года. В то же время в западных странах отказались от использования этого принципа еще в конце XIX века;
2) Принцип неплатежеспособности. В конце XIX века практически все законодательства о банкротстве перешли на использование принципа неплатежеспособности. В российском законодательстве этот принцип стал применяться с 1998 года. Согласно этому принципу, нужно выявить конкретные признаки презумпции, что должник не в состоянии отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.
Виды банкротства:
Фиктивное банкротство (Fictitious bankruptcy) - заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов.
Если это деяние причинило крупный ущерб - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Если заявление должника подано должником в суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.
Преднамеренное банкротство (Premeditated bankruptcy) - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб.
К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как-то:
сокрытие части имущества должника или его обязательств;
сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;
уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.
К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действий отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.
К субъективным причинам банкротства следует отнести ошибочные, исходящие из неправильной оценки ситуации действия менеджмента компании. Если рассматривать людей, их группы и организации (в том числе и государство) как субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам несостоятельности отдельных компаний можно отнести и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного блага, но могут стать причиной банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности.
Под общими причинами банкротства следует понимать те из них, которые действуют в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности в рыночной экономике, имманентны ей, обусловлены самой природой рынка, его стихийностью и риском предпринимательства.
В то же время, кроме рыночной, преимущественно открытой может функционировать нерыночная, преимущественно закрытая социально-экономическая система, которая в течение длительного времени господствовала и на территории. Основными характеристиками такой системы стали: огосударствление экономики; высокая степень концентрации производства, милитаризация и монополизация экономики; всеобщий дефицит; подавленная инфляция; скрытая безработица; формирование общинной, патерналистской психологии человека. Эти черты, а также некоторые другие специфические явления, возникающие при трансформации такой системы, обусловливают объективное существование особенных причин, которые могут вызывать банкротство субъектов предпринимательской деятельности. К таким причинам банкротства предприятий можно отнести значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и творца, а наемного работника на службе у государства.
Выделяют также внешние и внутренние по отношению к субъекту предпринимательской деятельности факторы, оказывающие влияние на его деятельность.
Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия на них минимальны, а последствия их реализации могут быть разрушительными. К основным из них относят:
¬экономические факторы (темпы инфляции, ставки налогов и банковских кредитов, курсы валют, уровень доходов населения и др.);
¬политические факторы, обусловленные действиями и намерениями центральных и местных властей, их отношением к различным секторам экономики, регионам страны и формам собственности, наличием различных групп влияния в органах государственного и хозяйственного управления;
¬рыночные факторы (тенденции изменения демографической ситуации, жизненные циклы изделий, уровень конкуренции и др.);
¬технологические факторы, обусловленные воздействием на экономику научно-технологического прогресса;
¬социокультурные факторы, охватывающие такие явления и процессы, как преобладающие в обществе нравы и традиции, отношение людей к работе и уровню благосостояния, уровень образования населения, отношение к частному бизнесу и возможности самостоятельной предпринимательской деятельности;
¬международные факторы, связанные с глобализацией экономики, деятельностью транснациональных компаний, экономических и военно-политических объединений.
Внутренние факторы риска наступления банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80 процентов случаев экономической несостоятельности компаний. К основным внутренним факторам относят организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности; чрезмерно быстрое расширение бизнеса; самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития; низкую квалификация управленческого персонала; недостаток собственного капитала; неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность; низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства; неэффективное использование ресурсов; нерациональное распределение прибыли.
Как правило, одна или даже несколько причин не приводят субъект предпринимательской деятельности к банкротству спонтанно. Обычно экономическая несостоятельность наступает вследствие постепенного, достаточно длительного процесса их взаимодействия в условиях отсутствия или недостаточности уделяемого высшим менеджментом внимания угрозам внешней среды и слабым сторонам деятельности компании.
Таким образом, основными причинами банкротства являются: низкая эффективность механизмов адаптации субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, системы и методов управления финансово-хозяйственной деятельностью; шоки внешней среды и специфические условия хозяйствования в трансформируемой экономике.
1,200 руб.
. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Н. А. Русак, В. И. Стражев, О. Ф. Мигун и др. Под общ. ред. В. И. Стражева. Изд.: «Высшая школа», -М., 2004.
2. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Изд.: «Финансы и статистика», - М., 2005.
3. Ермолович Л. Л., Сивчик Л. Г., Толкач Г. В., Щитникова И. В. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. – практ. пособие / Под общ. ред. Л. Л. Ермолович. Изд.: «БГЭУ», - М., 2006.
4. Жоровин С. Анализ финансового положения на основе бухгалтерской отчетности. Консультант бухгалтера. 2004. №4.
5. Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 5-е, переработанное и дополненное. Изд.: «Центр экономики и маркетинга», - М., 2004.
6. Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. Изд.: «ЮНИТИ – ДАНА», - М., 2004.
1,200 руб.