Актуальность данной темы заключается в том, что семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание
заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья - это один из основных социально-демографических типов
современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-
отец-ребенок.
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, педагогические, медицинские и
психологические.
Традиционно неполной признается семья, в которой наличествует только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные
семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет
какое-либо участие в жизни семьи.
Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и
услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие "уровень жизни" в его
современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии
общества в целом и отдельных его членов, в частности.
Уровень материального благосостояния большинства российских семей с детьми таков, что "даже доходы двух родителей едва обеспечивают
физическое выживание ее членов". Трудно содержать ребенка в полной семье, где есть отец и мать. А что в таком случае можно сказать о
неполных семьях, в которых в преобладающем большинстве единственным кормильцем остается мать. Недаром такие семьи называют еще
"материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать"[6].
По результатам эмпирических исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН последних лет неполные
семьи с несовершеннолетними детьми по всем критериям (по доходам, лишениям, субъективной оценке и комбинированному показателю)
входят в самый многочисленный слой малоимущего (бедного и очень бедного) населения.
Объект исследования – малообеспеченная неполная семья.
Предмет исследования – качество жизни семьи.
Цель работы – изучить формирование уровня качества жизни малообеспеченной неполной семьи.
Задачи работы:
Дать характеристику неполной семьи.
Изучить понятие качества жизни семьи.
Организовать и провести исследование.
Дать анализ результатов исследования.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 5
1.1. Характеристика неполной семьи 5
1.2. Понятие качества жизни семьи 9
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 16
2.1. Организация и проведение исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32
1,200 руб.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей,
подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
распространение добрачных связей;
изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
утрата семьей своей производственной функции;
неподготовленность молодежи к браку;
завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
алкоголизм и наркомания.
В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей,
воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин
социально-экономического и психологического характера.
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы,
овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. По авторитетному мнению С.И.Голода, неполную семью нельзя
приравнивать к материнской из-за их различного происхождения, ибо "материнская семья изначально безбрачна, а неполная - "осколок"
моногамии". В настоящее время число неполных семей пополняется распадом браков вследствие не оформленного юридически раздельного
проживания супругов, практикой усыновления ребенка (детей) одиноким родителем, опекой или попечительством в случае сиротства, т.е.
смерти родителей ребенка, или социального сиротства при живых родителях, бросивших своих детей или лишенных родительских прав;
временно неполными семьями (например, при призыве на службу в действующую армию молодого родителя, а также при объявлении в
розыске одного из родителей, как правило, отца ребенка). Таким образом, в обыденном сознании "неполная" семья понимается как семья, в
которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами,
проживающими совместно с этими детьми. Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей
переписью населения.
Хочется отметить, что во многих малообеспеченных неполных семьях, просто нет возможности изменить сложившуюся ситуацию.
Нами было проведено анкетирование среди неполных семей. В ходе исследования было опрошено 105 неполных семей различных по
составу и генезису.
Результаты опроса убедительно показывают, что неполные семьи - это, во-первых, семьи с весьма ограниченными материальными
ресурсами.
Совершенно очевидно, что реальные доходы предопределяют образ жизни и структуру расходов неполных семей. Если начать с оплаты
услуг, то на приобретение даже самых необходимых продовольственных товаров денег практически не останется. Поэтому приходится не
оплачивать счета за жилье и игнорировать коммунальные платежи, и эти долги растут годами.
Но в целом, неполные семьи очень низко оценивают свое материальное и имущественное положение. Дорого все - еда, детские вещи,
жилье, для детей нет скидок на транспорт. Резервов для преодоления проблем и возникающих каждый день трудностей практически нет. По
субъективной оценке своего благосостояния по девятибалльной шкале (на нижней ступени - нищие, на высшей, девятой, - богатые)
подавляющее большинство (87,6%) респондентов поставили себя не выше четвертой ступени, в том числе 16,2% - на самой нижней; на
пятой ступени стоят 10, на шестой - две и на седьмой - одна семья. Таким образом, по уровню среднего душевого дохода и субъективным
оценкам неполные семьи живут на грани нищеты.
Список литературы
1,200 руб.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Проспект, 1996. – 355 с.
Баскакова М.Е. (1998) Проблемы и правав работников с семейными обязанностями // Права женщин в России: исследование реальной
практики их соблюдения и массового сознания. М., с. 238.
Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению (1998); Римашевская Н.(1997) Население России и социально-экономические
трансформации: взгляд в ХХI век // Власть. М., 12’97.
Бодрова В.В. (1995) Семья в переходный период: социально-психологические проблемы // Экономические и социальные перемены:
мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. № 2, с.27.
Гуслякова Л.Г. Социальная политика и поддержка семьи: проблемы взаимообусловленности в конце XX - XXI веках // Социальная политика и
местное развитие: Материалы международной научно-практической конференции. - Кемерово, 2001. – 482 с.
Елизаров В.В. Демографические и социально-экономические факторы семейной политики в условиях перехода к рынку// Семья в России. - №
1. – 2003. С.80-101.
Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. // Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий
президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. - М.: Юридическая литература, 1998. – 286 с
Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. - М.:
ТЕИС, 1997. – 264 с.
Потолова Л.М. Проблемы организации региональной системы социальной работы по защите семей с детьми // Актуальные проблемы
социологии, психологии и социальной работы. - Вып.2. - Барнаул, 1993. – 118 с.
Синельников А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи // Семья в России. - 1996. - №2. С.17-29.
Сысенко В.П. Прожиточный минимум как методологический принцип в оценке экономических мер социальной поддержки семей различных
типов // Семья в России. - 1994. - №1. С.70-101.
Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 1996. – 488 с.
Царегородцев А.Д. Основные направления государственной политики по охране здоровья семьи, женщин и детей // Здравоохранение РФ. -
1997. - №1. С.45-49.
Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Зимняя И.А Семья как объект социальной работы. – Сер.
«Социальная работа». Выпуск №7. - 1993. С. 71-81.
Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.: СТИ, 1999. – 242с.
1,200 руб.