Готовая курсовая работа
на тему:«Педагогические принципы методов преподавания»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V2385
Предмет: Педагогика
Год: 2007
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Принципы педагогического процесса
1.1. Понятие о принципах педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса находят свое конкрет¬ное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.
В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации пе¬дагогической деятельности, указывают ее направление, а в конеч¬ном итоге помогают творчески подойти к построению педагогиче¬ского процесса [21, с. 127].
Принципы педагогического процесса выводятся из закономер¬ностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения пере¬довой современной педагогической практики. Они имеют объек¬тивную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление «новых» принципов, таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания. Из обусловленности педагогиче¬ского процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой.
До недавнего времени в рамках функционального подхода прин¬ципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического про¬цесса и руководства деятельностью воспитанников [21, с. 129-130].
Принцип гуманистической направленности педагогического про¬цесса — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитатель¬ной работы задачам формирования всесторонне развитой лично¬сти. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного раз¬вития детей.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практи¬кой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направ¬ленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей об¬щественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местно¬го краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятель¬ность, как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурси¬ях, походах, массовых кампаниях [21, с. 132-134].
Принцип научности является ведущим ориентиром при приве¬дении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагоги¬ческой деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспи¬танников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную ли¬тературу и научно-библиографический аппарат.
При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являю¬щийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.
Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике за¬кона единства сознания и деятельности, согласно которому со¬знание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убежде¬ний сознание направляет поступки и действия человека и одно¬временно само складывается под влиянием поведения и деятель¬ности. То есть реализация принципа ориентированности педаго¬гического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в кото¬рой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе по¬лучаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения [7, с. 12-15].
Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллектив¬ных, групповых и индивидуальных форм организации педагоги¬ческого процесса.
Индивид становится личностью благодаря общению и свя¬занному с ним обособлению. Отражая специфически человече¬скую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущно¬сти. Общение и обособление — источник социального богатства личности.
Похожие работы:
Общедидактические принципы преподавания психологии ➨
Дидактика стремится, прежде всего, открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между ...
Основные принципы архивации, классификации методов. Алгоритм Лемпеля-Зива. ➨
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перерабатываются, хранятся и передаются большие потоки информации, поэтому архивация ...
Основные принципы архивации, классификации методов. Алгоритм Хаффмана. ➨
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перерабатываются, хранятся и передаются большие потоки информации, поэтому архивация ...
Методика преподавания психологии: теория обучения и преподавания в ВУЗе ➨
Гуманитарное познание – особый тип научного познания, т.к. в его центре познание не вещи, а личности, отношения ...
1.2.1. Моделирование задач принятия решений
Принятие решений в условиях определенности производится при наличии ...