«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в
российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и
единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – “Мастер и Маргарита”.
Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы “осетрину второй свежести”, и придет
на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал». – Вот
так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес
писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман “Мастер и Маргарита” одним из величайших
творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с “Тихим Доном” М. Шолохова, различив их по
степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить “Мастера и Маргариту” в том идеологическом философском
ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной
подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что “Мастера…”
перечитывают и юные. Стоит вспомнить, что первые рисунки к нему сделала талантливая девочка-художница Надя Рушева.
1,200 руб.
Судьба романа “Мастер и Маргарита” При жизни Михаила Афанасьевича Булгакова роман “Мастер и Маргарита” не был завершен и не
публиковался. Известно, что 8 мая 1929 г. Булгаков сдал в издательство “Недра” рукопись “Фурибунда” под псевдонимом К. Тугай. Это –
наиболее ранняя из точно известных дат работы над “Мастером и Маргаритой” (рукопись так и не была опубликована). Первую редакцию
романа Булгаков уничтожил 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы “Кабала святош”.
Об этом Михаил Афанасьевич сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: “И лично я, своими руками, бросил в печку черновик
романа о дьяволе…”. Работа над “Мастером и Маргаритой” возобновилась в 1931 г. А 2 августа 1933 г. Булгаков сообщал своему другу
писателю В. Вересаеву: “В меня… вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу
за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я,
наверное, скоро брошу это”. Однако Булгаков уже больше не бросал “Мастера и Маргариту” и с перерывами, вызванными необходимостью
писать пьесы, инсценировки и сценарии для заработка, продолжал работу над романом практически до конца жизни.
В мае – июне 1938 г. фабульно завершенный текст “Мастера и Маргариты” впервые был перепечатан. Авторская правка машинописи
началась 19 сентября 1938г. и продолжалась с перерывами почти до самой смерти писателя.
Булгаков прекратил ее 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до кончины, на фразе Маргариты: “Так это, стало быть, литераторы
за гробом идут?”. При жизни писатель завершил роман фабульно, но оставалось много несоответствий и противоречий в черновиках,
которые он не успел исправить. Так, например, в главе 13 утверждается, что Мастер гладко выбрит, а в главе 24 он предстает перед нами с
бородой, причем достаточно длинной, раз ее не бреют, а только подстригают. Биография Алоизия Могарыча была зачеркнута Булгаковым, а
новый ее вариант только вчерне намечен. Поэтому в одних изданиях “Мастера и Маргариты” она опускается, а в других, с целью большей
фабульной завершенности, восстанавливается зачеркнутый текст.
Роман “Мастер и Маргарита” без колебаний признан главным делом жизни Булгакова. Действительно, “Мастера и Маргариту” Булгаков
создавал двенадцать лет, большую часть своей творческой жизни (1928(9) г. – 1940г.) параллельно с другими работами, приносящими доход.
Остается только удивляться самоотверженности Михаила Афанасьевича: ведь в перспективе публикации романа Булгаков далеко не был
уверен. Своей третьей жене, Е. С. Булгаковой, перед завершением перепечатки текста романа он говорил такие слова: “Что будет?” – ты
спрашиваешь. Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в бюро или шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем.
Впрочем, мы не знаем нашего будущего…
Один из самых ярких образов дьявола в русской литературе XX века – это Воланд, один из центральных персонажей романа Михаила
Булгакова “Мастер и Маргарита”. Он впитал в себя идеи и умонастроения Булгакова, и был создан, чтобы выразить их.
Этот сложный образ обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь тьмы”, а с другой – справедливый судья,
воздающий каждому по заслугам.
Он хром, как Мефистофель, его глаза черны и пусты, как глаза истинного дьявола, “владельца” ада, но, тем не менее, он остается вечным
жизненным принципом справедливости, которому подвластно все живое. Таким его создал Михаил Булгаков.
В это время автор, врач по образованию, уже чувствовал какие-то симптомы роковой болезни – нефросклероза, сгубившей его отца, А. И.
Булгакова, а впоследствии поразившей и самого писателя.
Неслучайно, на одной из страниц рукописи “Мастера…” была сделана драматическая заметка: “Дописать, прежде чем умереть!” … Когда
Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз
цензуры и которая, безусловно, была понятна людям, действительно близким Михаилу Афанасьевичу. Вероятно, Булгаков не исключал, что
политические намеки, содержащиеся в “Мастере и Маргарите” принесут ему неприятности.
Некоторые наиболее политически прозрачные места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы. Однако и в последней
редакции “Мастера и Маргариты” осталось достаточно острых и опасных для автора мест.
Булгаков воплотил в романе еще одну идею Флоренского. П.А. Флоренский писал, что отрицание религиозной истины ведет за собою еще
одну смерть, после смерти первой, то есть разделения души и тела. По-видимому, именно эта идея философа была применена Булгаковым
по отношению к Берлиозу.
Искусство как отражение уровня культуры человечества не могло не отразить все эти представления. Многие демонологические образы
нашли свое воплощение в искусстве. Очень широко они отражены в художественной литературе. Нечистая сила в литературном
произведении приобретала какие-то новые черты, утрачивала некоторые старые, интерпретировалась в зависимости от мировоззрения и
задач автора.
Но, как сказал Воланд, “рукописи не горят”. Булгаков, уничтоживший первую редакцию “Мастера и Маргариты”, убедился, что раз написанное
уже невозможно изгнать из памяти, и в результате оставил после смерти в наследство потомкам рукопись великого произведения.
Список литературы
. Галинская. И. Л Загадки известных книг. Москва: Наука, 2001.-469с.
. Соколов Б. В.. Булгаковская энциклопедия. Москва: ЛОКИД – МИФ, 2003.-639с.
. Шнейберг, Л. Я И. В. Кондаков. От Горького до Солженицына. Москва: Высшая школа, 2002.-649с.
Безносов Э. Л.. Принадлежит вечности // М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. М.: Аст Олимп, 2004.-679с.
Боборыкин. В. Т. Михаил Булгаков. Москва: Просвещении, 2001.-568с.
Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. М., «Современник», 1984.
Виленкин В. Я. Незабываемые чтения. Литературная Россия, 2001.-560с.
Кубарева А. М.Булгаков и его критики./ «Молодая гвардия», № 5, 1998
Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания М., 2001, 252 с.
Сахаров В. Сатира молодого Булгакова. В кн.: Булгаков М. Ханский огонь. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 2000.-677с.
Соколов Б. В.. Три жизни Михаила Булгакова Москва: ЭЛЛИС ЛАК, 2003.-553с.
Янковская. Л. Творческий путь М. Булгакова. М.: Советский писатель, 2003.-498с.
1,200 руб.
. Галинская. И. Л Загадки известных книг. Москва: Наука, 2001.-469с.
. Соколов Б. В.. Булгаковская энциклопедия. Москва: ЛОКИД – МИФ, 2003.-639с.
. Шнейберг, Л. Я И. В. Кондаков. От Горького до Солженицына. Москва: Высшая школа, 2002.-649с.
Безносов Э. Л.. Принадлежит вечности // М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. М.: Аст Олимп, 2004.-679с.
Боборыкин. В. Т. Михаил Булгаков. Москва: Просвещении, 2001.-568с.
Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. М., «Современник», 1984.
Виленкин В. Я. Незабываемые чтения. Литературная Россия, 2001.-560с.
Кубарева А. М.Булгаков и его критики./ «Молодая гвардия», № 5, 1998
Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания М., 2001, 252 с.
Сахаров В. Сатира молодого Булгакова. В кн.: Булгаков М. Ханский огонь. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 2000.-677с.
Соколов Б. В.. Три жизни Михаила Булгакова Москва: ЭЛЛИС ЛАК, 2003.-553с.
Янковская. Л. Творческий путь М. Булгакова. М.: Советский писатель, 2003.-498с.
1,200 руб.