Введение
Содержание
Заключение
Литература
Предприятие является основной хозяйствующей единицей в условиях рыночной экономики. Оно характеризуется определенной отраслевой
принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. В настоящее время, в связи с переходом экономики к
рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает
значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает значение изучения такой дисциплины, как
финансы предприятий, ведь только успешно функционирующие предприятия могут являться залогом здоровой, финансово благополучной
экономики.
Особое, если не ключевое, место в деятельности предприятий отводится результатам этой деятельности. Именно прибыль, как
финансовый результат функционирования предприятия, является целью, к которой стремятся все организации, относящиеся к
коммерческой сфере.
Именно прибыль и рентабельность являются показателями успешной работы предприятия за конкретный период и их определение
принципиально важно для этой работы.
Цель данной работы – раскрыть сущность прибыли и рентабельности продукции, а также систему их показателей и способы их расчета.
Основные задачи:
1) рассмотреть понятие, роль и функции прибыли и рентабельности продукции на предприятии;
2) охарактеризовать систему показателей рентабельности, способы их расчета;
3) раскрыть суть планирования показателей прибыли и рентабельности.
Объект исследования ОАО «Северянка».
Предмет исследования прибыль и рентабельность предприятия.
1,200 руб.
Введение 3
1. Сущность и роль прибыли и рентабельности, система их показателей. 4
1.1 Понятие, роль и функции прибыли и рентабельности продукции на предприятии 4
1.2. Система показателей рентабельности, способы расчета и их взаимосвязь 12
1.2.1. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности. 12
1.2.2. Анализ финансовой рентабельности 16
1.2.3. Анализ рентабельности продукции 19
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности ОАО «Северянка» за период с 2004 по 2005 гг. 22
2.1 Общая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ показателей рентабельности ОАО «Северянка» 23
2.2.1 Анализ показателей хозяйственной деятельности 23
2.2.2 Анализ финансовой рентабельности ОАО «Северянка». 27
3. Рекомендации по совершенствованию планирования показателей прибыли и рентабельности с учетом факторов и условий, влияющих на
их величину 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
1,200 руб.
В заключении еще раз отметим основные моменты проведенного исследования.
Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные
гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым
результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и
наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей,
обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, основных, научно-технических и социальных
программ.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или
используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности.
На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому
содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель
производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель —
валовая прибыль, а на ее основе — прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении
предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она
характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.
1. Рентабельность продукции (по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам).
2. Рентабельность основных фондов
3. Рентабельность вложений в предприятие
4. Рентабельность собственных средств
5. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений
При планировании прибыли и рентабельности на предприятии необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на них. Прежде всего это
относится к прибыли от реализации продукции, занимающей наибольший удельный вес в прибыли балансовой и непосредственно зависящей
от объемов выпускаемой продукции, ее себестоимости и цены.
1,200 руб.
Основная:
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Моляков Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика,2003.
Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник - М: Финнасы: ЮНИТИ, 1998.
Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие/ Э.А.Козловская, Д.С.Демиденко, Н.В.Волкова и др.- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2004.
Финансово-кредитный словарь / Под ред. В.Ф.Гарбузова. – М.: Финансы и статистика, 1994.
Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляка и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
Финансы предприятий: Учебник / Под ред. В.М. Романовского. - СПб: Бизнес-пресса, 2004.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие - М.: ИНФРА – М. 2003.
(дополнительная)
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.
Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. М.: ИНФРА –М, 1998.
Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. – Киев, 1998.
Бородина Е.И. Финансы предприятий.- М.: ЮНИТИ, 1995
. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Гринолл Энтони. Финансы и финансовое планирование: Для руков. сред. звена: Пер. с англ. - М.: Изд-во «Финпресс», 1998.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Бух.учет, 2003.
Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга,
1998.
Ковалева А.М. Финансы фирмы: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2004.
Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие - М.: Издательство «Дело и сервис», 1998.
Рукина С.Н. Финансы коммерческих предприятий и организаций.-М.: Экспертное бюро, 1997.
Справочник финансиста предприятия. 2-е изд, доп. и перераб. / Под ред. Н.П. Баранниковой, Л.А. Бурмистровой и др. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Теория финансов: Учеб. пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др. - Минск: Высшая школа, 1997.
Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Н.Ф.Самсонов, Н.П.Баранникова, А.А.Володин и др.; Под ред. Н.Ф.Самсонова. - М.: ЮНИТИ,
Финансы, 2003.
Финансы: Учебник / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Рос. экон. академия, 2004.
Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1998.
Финансы и цены: Учеб.пособие /В.А.Слепов, В.А.Галанов, Е.В.Быкова, И.П.Хоминич; Под ред. В.А.Слепова.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.
Хан Дигтер. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./Под ред. и с предисл. Турчака А.А. и др. - М.: Финансы и
статистика, 1997.
1,200 руб.