По данным проведенной недавно диспансеризации детского населения России число здоровых детей катастрофически падает. Ухудшение
здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. В Федеральном законе «Об образовании», «Концепции
модернизации …» основными задачами выдвигаются: обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе;
формирование ответственности за собственное благополучие и необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать;
формирование ценностного, ответственного отношения к собственному здоровью, культуры здоровья; обучение навыкам здорового образа
жизни. Категория «здоровье» непосредственно связана с категорией «качество образования».
Сегодня же мы вынуждены применять понятие «здоровье» в основном к нездоровым детям, т.к. в настоящее время число здоровых детей
школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Только в Тюменском регионе 40-45% детей имеют различные функциональные
отклонения в здоровье,
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Урок как основная форма проведения занятий по физическому воспитанию школьников 6
1. 1 Основные требования к уроку физической культуры 6
1. 2 Содержание уроков физкультуры в начальной школе 12
1. 3 Формы, методы и приемы уроков физической культуры 15
Глава 2. Нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры 20
2. 1 Понятие о нетрадиционных формах проведения урока 20
2. 2 Классификация нетрадиционных уроков 24
2. 3 Значение нетрадиционных форм уроков 27
Заключение 27
Список литературы 33
Приложение 36
1,200 руб.
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся,
направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ,
развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.
В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного
использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.
К формам организации физического воспитания школьников относятся:
1)физкультурные занятия в урочной системе;
2)физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими
упражнениями);
3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с
небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники).
к уроку физической культуры в начальных классах выдвигаются следующие требования:
Обеспечение высокого идейного уровня каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью
учащихся в будущем;
Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков
организация самостоятельной деятельности учащихся.
разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем.
достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока.
функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически
должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств.
Уроки в начальных классах отличаются имеют свои характерные особенности. В этот период применяются разнообразные методические
приемы, содействующих направленному развитию двигательных способностей, координационные способности необходимо сочетать с
воспитанием скоростных, скоростно – силовых способностей, выносливости и гибкости. Необходимо применять большое количество
игровых элементов в уроке, постепенное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лыжный спорт, спортивные игры,
плавание).
Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. Также используются физкультурно-
оздоровительные мероприятия в течении учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические
упражнения на удлиненной перемене); внеклассная работа включающая занятия в кружках физической культуры (1 – 4 классы), группах ОФП
и ГТО, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, туристские походы и слеты; ежедневное занятие физическими
упражнениями в группах продленного дня.
Большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера, методы одобрения и
осуждения и др.
К нетрадиционным относятся интегрированные формы проведения уроков физкультуры: экскурсии в природу (физкультура + литература),
"весёлые старты", пленэры (изобразительная деятельность + физкультура), подвижные игры, ритмика, Орф-занятие (физкультура + музыка)
и др.
Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении
самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены,
потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у учащихся и воспитанников происходит
формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма. Сохраняется живой интерес к
физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.
1,200 руб.
Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,1979.
Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М. 1983.
Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический
и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.
Бальсевич В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и
спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-23.
Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.
Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический
аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М. 1984.
Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение", 1982
Веселая З.А. Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с., ил.
Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г. – 112
Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в школьном возрасте /Просвещение, М., 1988.
Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 1987
Дворкина, Н.И. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И.
Дворкина, Ю.К. Чернышенко // Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни: тез. докл. 5 Северо-
Кавказской рег. науч.-практ. конф. (18-21 мая 2000 г.). - Кропоткин, 2000.
Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И.
Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ,
2004. - С.89-96.
Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе
дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный
конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания
Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 1968.
Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с.,
Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение" 1986
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. -120 с.
Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И.
Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.:
Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 14 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1986.
Осокина Т.И. Физическая культура в школе. М.: "Просвещение". 1978 –
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с.,
Пособие для учителя. М.: "Просвещение". 1981 – 230 с., ил.
1,200 руб.