Введение
В США семья считается одной из высших национальных ценностей, лежащих в основе американского образа жизни. Большинство американцев пытаются сохранить репутацию хорошего гражданина и семьянина, подчиняя этой цели все свое жизненное поведение.
Американская семья решительно отличается от мусульманской семьи, полигамной, в центре которой стоит мужчина, окруженный сонмом забитых женщин; или от индийской «объединенной семьи», возглавляемой старейшей женщиной рода; или от китайской семьи, построенной вдоль оси отец—сын и возглавляемой мужчинами-старейшинами; или от европейской семьи, основанной на браке по расчету и все еще ориентированной на отца семейства; или от всевозможных вариантов внебрачных семейных сообществ; или от российской семьи, где роли родителей и детей, независимо от иерархии власти, послушания или привязанности одних к другим, очень ослаблены вмешательством государства, которое берет на себя существенную часть всех этих ролей . Развиваясь, американская семья постепенно отторгала свойственников, бабушек-дедушек, двоюродных сестер и братьев, тетушек и другую дальнюю родню; она передоверила производство фабрикам и учреждениям, религию – церкви, отправление правосудия— судам, формальное образование—школам, заботу о больных— больницам и даже начала перепоручать принятие некоторых жизненно важных решений психотерапевтам .
Французский историк А.Д. Токвиль в 1840-х годах обращал внимание на демократическую структуру американской семьи и описал ее непринужденность, равенство отношений в ней и новые возможности для образования, которые она предоставляла девочкам. Единственная дисгармоничная нота, которую он уловил, относилась к независимости сыновей от отца, после того как они отделялись от него, чтобы строить собственную жизнь. Благодаря подвижности американского общества уже тогда начинало действовать лекарство от того, чтобы зарождающийся бунт против отцовской власти не стал таким же постоянным и яростным, как в Европе. Обнаруженные документы, относящиеся к структуре американской семьи, говорят не столько о тирании отца, сколько о господстве матери либо об отсутствии в семье какого бы то ни было ядра вообще .
Воспитание детей в Америке страдает не от импульсивности и недостатка знаний. Если оно от чего-то и страдает, так это от излишней рациональности. Большинство американских детей (особенно это касается среднего класса, гораздо меньше - низших классов) рождается только после того, как их родители тщательно взвесили, могут ли они позволить себе иметь детей, как с точки зрения «первоначальных капитальных затрат», так и с точки зрения будущего их «содержания». Всегда есть опасение, смогут ли они дать ребенку хорошее образование, обеспечить его проживание в «пристойном окружении», общение с «подходящими людьми». Вся семейная жизнь, особенно на уровне среднего класса, сосредоточивается на ребенке.
Изучение истории американской семьи имеет не очень богатую традицию, что послужило определенным ограничением в возможности автора широко использовать соответствующие источники и исторические труды. Последние иногда оказываются просто недоступными для человека, проживающего за пределами США.
Автор данной курсовой работы ставит перед собой цель – рассмотреть, какие процессы, протекающие в американском обществе в XIX веке, привели к переменам в массовом сознании и по-новому поставили проблемы семьи и брака.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать сущность института семьи;
- рассмотреть семейные отношения американской семьи начала XIX века, первой половины XIX века и второй половины XIX века
- проанализировать некоторые особенности американской семьи XIX века в сравнении с европейской
- описать влияние американских феминистических идей на институт семьи в Америке XIX века.
1,200 руб.
Введение 3
Глава I: Эволюция семейных отношений американской семьи XIX века. 6
1.1. Институт семьи 6
1.2. Начало XIX века 12
1.3. Первая половина XIX века 13
1.4. Вторая половина XIX века 17
Глава II: Особенности семейных отношений в США XIX века. 27
2.1. Особенности американской семьи XIX века в сравнении с европейской. 27
2.2. Влияние американских феминистических идей на институт семьи в стране 31
Заключение 43
Литература 46
Глоссарий 48
1,200 руб.
В конце XIX века и начале XX века отпала необходимость в больших «неразделенных» семьях, в их патриархальной структуре. Большинство типичных семей среднего слоя стало состоять лишь из супругов и детей (нуклеарная семья). Женщинам были предоставлены гражданские права, в том числе право на развод. Брак из экономического института все больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в семье, в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило семье полностью освободиться от ряда прежних обязанностей (так называемая редукция функций семьи). Семья все больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее стабильности и прочности.
Мы придерживаемся мнения, что процесс отчуждения семьи от общества, не принимает угрожающий характер. Так как основная функции семьи как механизма в обществе заключается в следующем: во-первых, семья обучает групповой работе, формируя ответственность индивида перед группой (то есть перед семьей или обществом), учит находить свое место в группе (простейшая модель общей ситуации человека и общества). Вторая функция семьи – это когда она сама по себе демонстрирует модель общества в миниатюре (политика и экономика). Третья функция – это воспитание детей и их социализация.
В XIX веке, под воздействием социально-экономических перемен, семья освобождается от общины, религии и авторитарной морали, становится в большей степени потребительскими коллективом со способностями, как жены, так и мужа зарабатывать деньги. Основываясь на общности интересов, американская семья преследует цель достатка, стабильности и процветания в обществе, активно взаимодействует с другими общественными институтами.
На современном этапе в США семья призвана развивать мечту о равных возможностях (так называемая «американская мечта»), ведущих к процветанию и независимости, при этом быть социально защищенной. В реальности существующая программа соцобеспечения государством не отражает, а тем более не укрепляет основные ценности семьи.
Многие современные исследователи ищут причины кризисного состояния семьи (которое они оценивают, как угрожающее для семьи как социального института) в процессах, происходящих на протяжении второй половины девятнадцатого века. В качестве причины упадка семьи они видят, например, рост занятости женщин в сфере общественного труда. Мы считаем, что такой рост занятости женщин был существенным необратимым изменением в социальной жизни США, характерным для естественного развития исторического процесса, требующего участия большей части индивидуумов в жизни общества (общественное производство, управление государством).
Факт существования сложных экономических и психологических проблем, кризисных явлений, с которыми постоянно сталкивается американское общество и семья, достаточно очевиден. Поскольку ни один эволюционный исторический процесс не может идти равномерно, без неизбежных многочисленных отступлений от его центральной линии, то достаточных оснований экстраполировать аспекты изменения функций семьи и ее структуры на развитие общество в целом, говоря об упадке его культуры.
В свою очередь, радикальный феминизм в США часто выдвигает не менее антиисторическое требование, игнорирующее сложившееся в ходе эволюции человека определенное разделение ролей между мужчиной и женщиной, их специфику участия в эволюционном историческом процессе.
Прогресс развития форм и функций семьи, семейных ценностей, может сдерживаться кризисными явлениями, «болезнями семьи» как общественного института, которые показывают, что назревают противоречия между обществом и его политическим устройством. В идеале политическое устройство должно служить орудием регуляции общества через нормы законов, соответствующих эволюционной стадии общества. Но часто политические структуры закрепляют имеющийся порядок вещей и играют роль тормоза в эволюции.
Сегодня семья становится школой поиска всеобщего согласия между всеми членами семьи (принцип терпимости в американском обществе). Общество, развиваясь на данном этапе, требует, прежде всего, не становление какого-либо этноса, нации, государства (в прежние столетия эти задачи брали на себя "великие личности истории»), а требует выхода на «арену» индивида, который активно участвует в жизни общества, реализуя свои способности (продуктивная ориентация), что относится в равной степени, как к мужчинам, так и к женщинам. Соответственно, вместо подчинения интересов членов семьи интересам и благосостоянию семейной группы (авторитарная семья), на современном этапе наблюдается тенденция учитывания интересов каждого члена семьи.
1,200 руб.
Литература
1. Антонов А.И. “Действительно ли небо упало на землю? (Комментарий к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США)” // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. №
2. Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт: Пер. с англ. М., 1993.
3. Бурстин Д. Американцы: Колониальный опыт: Пер. с англ. М., 1993.
4. Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт: Пер. с англ. М., 1993.
5. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. №6.
6. Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992
7. Золотухина М.В. Современная семья в США в исследованиях американских ученых. // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 3.
8. Иллет. Американки XVIII века. Спб., 1906
9. История США. / Под ред. Н.Н. Болховитинова. Т 1. М., 1983.
10. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. Т.2.
11. Кирьянова О.Г. Американская женщина вчера и сегодня: (Иллюзии на продажу). М., 1988.
12. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
13. Семья у народов Северной Америки / Под ред. Богиной Ш.А. М., 1991.
14. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.
15. Супоницкая И.М. Особенности социально-экономического развития США конца XIX века. // Реф. журнал Америка. 1987, №6.
16. Токвиль, де А. Демократия в Америке: Пер. с франц. / М, 1992
17. Тэннэхилл Р. Секс в истории. М., 1995.
18. Эванс Сара. История американских женщин. Рожденная для свободы. М., 1993.
19. American culture. Madison (Wisc), 1986.
20. Burton, O.V. In my Father's house are many mansions: family, a community in Edgefield, S.C. Chappen Hill & London, 1987.
21. Carlson A.C. Family Questions: Reflections on the American Social Crisis. N.Y., 1988.
22. Earle A.M. Child Life in Colonial Days. N.Y., 1899.
23. Graves. Woman in America. N.Y., 1842.
24. Kammen, Michael. Spheres of Liberty: changing perceptions of liberty in American culture. Madison (Wisc.), 1986.
25. Langdon, William Chaimy. Everyday things in American life. – N.Y., 1969. Vol. 1.
26. Morantz R.M. The Perils of Feminists History. – Jou
al I History , 1974, vol. 6. // http://www.
27. Jackson J.J. Family and Ideology // Comparative Studies of Blacks and United States. N.Y., 1973.
28. Popenoe D. American Family Decline, 1960-1990: A Revien and Appraisa// Jou
al of Marriage and the Family. 1993. V 55, # 3.
29. Zinn M.B., Eitzen D.S. Diversity in American Families. N.Y., 1987.
30. Ahmed S. Beyond humanism and postmode
ism: theorizing the feminist practice. // Hypatia, 1996 11 (2).
31. Bartlett K., Kennedy R. (eds.) Feminist legal theory: readings in law and gender. Oxford: Westview Press, 1991.
32. Bickford S. Anti-Anti-Identity politics: feminism, democracy, and the complexity of citizenship. // Hypatia, 1997, 12 (4).
33. Benhabib, S. Subjectivity, historiography, and politics: Reflections on the ‘Feminism/Postmode
ism exchange’.// Feminist contentions. A philosophical exchange: Seyla Benhabib, Judith Butler, Drucilla Co
ell, Nancy Fraser. New York: Routledge, 1995.
34. Brooks A. Postfeminism: feminism, cultural theory and cultural forms. New York: Routledge, 1997.
35. Butler, J. Gender trouble: Feminism and subversion of identity. New York: Routledge, 1990.
36. Butler, J. The psychic life of power: theories in subjection. Stanford: Stanford University Press, 1997.
37. Chodorow, N. Feminism and psychoanalytic theory. New Haven: Yale University Press, 1989.
35. Chodorow, N. The reproduction of mothering : psychoanalysis and the sociology of gender. Berkeley : University of Califo
ia Press, 1978.
36. Chafetz, J. Feminist theory and sociology; underutilized contribution to mainstream theory.// Annual Review of Sociology, 1998.
37. Diamond I., Quinby L. (Eds.) Feminism and Foucault: Reflections on Resistance. Boston: Northeaste
University, 1988.
1,200 руб.