Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими исследователями, которые считают ее (взаимосвязь) одной из закономерностей овладения языком. Это объясняется самой сущностью языка, в которой фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи выступают в тесном единстве.
В дошкольной методике развития речи проблема формирования словаря дошкольников рассматривалась Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и другими.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка - это уроки воспитания нравственности, гражданственности (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.
Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования – «Формирование словаря детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучение процесса формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование словаря у детей дошкольного возраста, как раздел методики развития речи.
Предмет исследования – формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Успешное формирование словаря у детей дошкольного возраста возможно при условии проведения целенаправленной работы по обогощению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств, дидактические игры и игры-инсценировки с предметами, рассказ воспитателя, рассматривание картин.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря у детей дошкольного возраста;
2) Выявить возрастные особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста;
3) Разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования:
1) положение материалистической философии о языке как о продукте общественно-исторического развития;
2) положение физиологии о том, что усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И. П. Павловым;
3) положение о единстве развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления и других сторон речи Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Ф.А. Сохина и др.;
4) основы методики формирования словаря у дошкольников определеные в работах М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьевой, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной.
Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования систематизирован теоретический материал по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, выделены современные исследования по методике и содержанию формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Разработана и классифицирована система занятий по формированию словаря у детей дошкольного возраста. Материалы и результаты исследования может быть использованы в работе воспитателя и логопеда ДОУ, а так же могут быть полезны для родителей детей дошкольного возраста и студентов педагогических учебных заведений.
Методы исследования:
1) Изучение опыта педагогов и психологов в формировании словаря у детей дошкольного возраста;
2) Изучение первоисточников;
4) Педагогическое наблюдение.
База исследования: Исследование апробировалось на базе Новомихайловского ДОУ «Незабудка» Бижбулякского района Р.Башкортостан. В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста.
Апробация исследования:
1) Выступление на студенческой научной конференции на тему «Сенсорное воспитание и развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» с докладом по дипломному исследованию «Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста».
2) Выступление на педагогическом совете Новомихайловского ДОУ «Незабудка» Бижбулякского района Р.Башкортостан с результатами исследования по теме дипломной работы «Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста».
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (в первой главе рассматриваются теоретические основы формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, во второй главе – педагогические основы, в третьей главе описывается опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования), заключения, списка литературы из 53 источников, 5 таблиц, 1 рисунка, 3 гистограмм, 4 приложений.
2,500 руб.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие словарной работы и ее значение 7
1.2. Проблема формирования словаря у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 12
1.3. Анализ программ обучения и воспитания дошкольников по разделу «Развитие словаря» 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста 25
2.2. Задачи и содержание словарной работы в детском саду 33
2.3. Методика словарной работы с дошкольниками младшего возрста 37
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 55
3.1. Констатирующий этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 56
3.2. Формирующий этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 64
3.3. Контрольный этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 69
Выводы по третьей главе 74
Заключение 75
Глоссарий 78
Список литературы 79
Приложение……………………………………………………………………..83
2,500 руб.
Заключение
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами.
В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В.И.Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Это направление в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С.Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Сегодня принято выделять четыре основные задачи словарной работы: 1) обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе; 2) закрепление и уточнение словаря; 3) активизация словаря; 4) устранение из речи детей нелитературных слов.
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И.Логинова выделила три таких направления:
- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
В дошкольном образовательном учреждении можно выделить две группы методов словарной работы: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Рассмотренный в первой и второй главе нашего исследования материал, мы структурировали в логико-смысловую модель «Формирование словаря дошкольников». В процессе работы над дипломным исследованием нами был разработан и осуществлен эксперимент, направленный на формирование словаря у детей дошкольного возраста.
В соответствии с программой «Обучения и воспитания в детском саду» М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой нами были разработаны задания для диагностики уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующей диагностики планируется были использованы при разработке системы мероприятий по формированию словаря дошкольников на формирующем этапе эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента мы использовали дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные О.С. Ушаковой, Е.М. Струнной и занятия, разработанные В.В. Гербовой.
На этапе контрольной диагностики нами применялась та же методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Нами было выявлено, что в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем сформированности словаря возросло на 60%, со средним сократилось на 20%, с низким сократилось на 40%. В результате проведенной работы в экспериментальной группе на 40% стало больше детей с высоким уровнем сформированности словаря, чем в контрольной группе, на 50% меньше, чем в контрольной группе стало детей со средним уровнем сформированности словаря и на 10% с низким уровнем сформированности словаря.
Таким образом, проведенную опытно-экспериментальную работу по формированию словаря младших дошкольников мы считаем успешной, а гипотезу доказанной.
2,500 руб.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
2. Большой психологический словарь/ под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Издательство прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 666 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.. – М., 1981.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования // Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. – 518 с.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.
6. Гальперин П.Я. Ориентировочная основа действий. – М., 1978. – 384 с.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи// Дошкольное воспитание, N 12, 1999 г.
9. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок// Дошкольное воспитание, N 8, 1998 г.
10. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи// Дошкольное воспитание, N 6, 2000 г.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1995.
13. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1997.
14. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1985.
15. Иваненко А.П., Белоус Т.Н. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975.
16. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду// Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980.
17. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2002.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
19. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.
20. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Госучпедгиз, 1935. – Т.1. – С. 193.
21. Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста// Изв. ИПН РСФСР. – М.; Л., 1948.
22. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967.
23. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969. – 307 с.
24. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М.: Просвещение, 1965. – 198 с.
25. Логинова В.И. Формирование словаря//Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.
26. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: МГУ, 1969.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984.
28. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990.
29. Панчук Е.Ю. Психология формирования речевой структуры у дошкольников в процессе семиотического обучения // Психологическая помощь: достижения и перспективы. Материалы докладов научно-практической конференции психологов г. Ангарска 14-15 марта 2002 года. – Ангарск, 2002. – С. 33 – 38.
30. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку// Вопросы обучения в детском саду. – М., 1955.
31. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 271 с.
32. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Алиева, Т.В. антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Научн. ред.Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003.
33. Программа обучения, воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 208 с.
34. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. Возраста в условиях дет сада/ Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В. Соловьева и др; Науч. рук-ль Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2—3. – 78 с.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
36. Развитие речи и обучение грамоте дошкольников: психологический аспект. Методическое пособие для преподавателей и студентов педвузов, психологов, логопедов, методистов, воспитателей дошкольных учреждений / Под. ред. Е.Ю. Панчук. – Ангарск: АГТА, 2002. – 31 с.
37. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 35. – 1941. – С. 95 – 112.
38. Салмина Н.Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции // Вопросы психологии. – 1994. – № 5. – С. 69 – 78.
39. Сеченов И.М. Элементы мысли // Избранные философские и психологические сочинения. – М.: Госполитиздат, 1947. – С. 398 – 537.
40. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
41. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2002.
42. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. – М.: Просвещение, 1966. – 224 с.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М., 1967.
44. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
45. Ушакова О.С., Щадрина Л. Развивайте речь дошкольника// Дошкольное воспитание, N 2, 1997 г.
46. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 8. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 439 с.
47. Харченко В.К. Семантика слов в детской речи: проблемы и наблюдения// Детская речь как предмет лингвистического изучения/ Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л., 1987.
48. Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Просвещение, 1972. – 252 с.
49. Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации в умственном развитии, обучении и интеллект // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 31 – 39.
50. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО "Столетие", 1994. – 192 с.
51. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1999.
52. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002.
53. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте// Избранные психологические труды. - М., 1989.
2,500 руб.