Актуальность исследования. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Боскис, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи, то есть развития фонематического слуха детей.
Состояние развития фонематических процессов и фонематического восприятия влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем - полноценного усвоения школьной программы в целом детьми, как с сохранным интеллектом, так и детьми с нарушением
Имеется большое количество разработок по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нормальное развитие речи, но до настоящего времени недостаточно изучены, на наш взгляд, возможности развития фонематических процессов детей с речевыми патологиями. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.
В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, что и обуславливает выбор темы нашего исследования: «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Целью нашего исследования стало изучение проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – фонематическое развитие детей
Объектом нашей работы являются особенности процесс формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной состоянию фонетического восприятия у детей с нормальной и нарушенной речью и дать характеристику фонематических процессов;
2.определить особенности развития фонематических процессов в онтогенезе при нормальном речевом развитии;
3. выявить особенности развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи;
4. провести экспериментальное исследование проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
5. подобрать и апробировать методику формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и провести формирующий эксперимент;
6. выявить динамику сформированности показателей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами проведения контрольного эксперимента и анализа полученных результатов.
Методологическими основами исследования являлись положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С.Выготский, , А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия); фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).
Гипотеза исследования: наше исследование основывалось на предположении о том, что у детей старшего школьного возраста с ОНР III уровня будут отмечаться сложности в уровне развития речи, нарушения фонематического восприятия, что проявляется в несформированности процессов артикуляторными признаками, иногда дети не различают и более контрастные звуки, что определит необходимость разработки и апробирования методики коррекции фонематического восприятия у детей с нарушением речи. После проведения специально организованной формирующей работы по коррекции нарушений фонематических процессов, уровень развития фонематического восприятия повысится.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ письменной речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида №1410, г. Москва. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, воспитанники подготовительной логопедической группы для детей с ОНР(III уровень).
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по исследованию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста, разработаны методы формирования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и выявлена эффективность предложенной коррекционной формирующей работы. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных и средних общеобразовательных учреждений, логопедических детских садах и специализированных образовательных учреждениях.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоят из 3 глав, введения, заключение, списка литературы и приложений. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 71 страницу.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР 7
1.1Характеристика фонематических процессов. 7
1.2Особенности развития фонематических процессов в онтогенезе при нормальном речевом развитии 9
1.3Особенности развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР 23
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 23
2.2 Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 31
Выводы по главе 2 38
Глава 3. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 40
3.1Методика формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Формирующий эксперимент 40
3.2Динамика показателей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 59
Выводы по главе 3 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 72
3,000 руб.
На фоне интенсивного развития детской психологии и педагогики в наше время остаются недостаточно изученными аспекты отдельных сторон особенностей развития речи и фонематического восприятия детей с ОНР, а предлагаемые коррекционные методики не всегда позволяют достичь желаемых результатов.
Обобщая результаты исследований ученых, занимающихся проблемами развития речи и фонематических процессов детей дошкольного возраста с нарушениями речи можно сделать предположение, что у лиц с различными нарушениями речи отмечаются поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающие в связи с ними потребности в коррекции гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем речи. Поэтому именно с такими детьми в большей степени приходится заниматься не медикам, а педагогам и логопедам.
Оптимизировав опыт известных исследователей проблемы нарушения речи у детей с ОНР мы выяснили, что общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов и логопедов исследованы такие вопросы, как общее недоразвитие речи, уровни и причины данного нарушения, а также особенности развития речи у детей в норме и с ОНР. Так же мы смогли дать характеристику фонематических процессов; определить особенности развития фонематических процессов в онтогенезе при нормальном речевом развитии; выявить особенности развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи;
На основе проведенного анализа научной литературы мы выбрали логопедическую речевую карту, с помощью которой оценили общий уровень развития речи. Дополнительно нами были подобраны ряд упражнений, которые помогли нам более подробно рассмотреть состояние фонематического восприятия у экспериментальной и контрольной групп детей.
Таким образом, мы провели диагностическое исследование состояния речи в целом и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР, в результате которого выявили, что у данной категории детей действительно отмечаются нарушения речи в целом и фонематического восприятия, что обусловило необходимость проведения коррекционной работы с детьми. Были подобраны и выполнены упражнения и игры на формирование фонематических процессов и развитие речи в целом. Проведение занятий привело к положительным результатам, о чем свидетельствуют данные повторной оценки состояния речи и фонематического восприятия участников эксперимента, отмечалась положительная динамика в развитии речи детей экспериментальной группы, в которой проводилась развивающая, обучающая программа.
Следовательно, нами были выполнены все задачи, поставленные в исследовании и достигнута первоначальная цель.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей старшего школьного возраста с ОНР III уровня отмечаются сложности в уровне развития речи, нарушения фонематического восприятия, что проявляется в несформированности процессов артикуляторными признаками, мы отметили, что иногда дети не различают и более контрастные звуки, что определит необходимость разработки и апробирования методики коррекции фонематического восприятия у детей с нарушением речи. В ходе исследования ыло доказано, что после проведения специально организованной формирующей работы по коррекции нарушений фонематических процессов, уровень развития фонематического восприятия повысится.
3,000 руб.
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
2.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981
3.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
4.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
5.Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
6.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
7.Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. М., 1975
8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
9.Микляева, Н. В. Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей [Текст] / Н. В. Микляева // Логопед : науч.-метод. журн. - 2008. - № 6. - C.32-35
10.Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957, 129с.
11.Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1971.
12.Кудрова, Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей / Т. И. Кудрова. - С .51-53/ Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» [Текст] : метод. и практ. журн./ Изд-во " Школ. Пресса ". - М. : Школ. Пресса, 2002.
13.Кудрова, Т. И. Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет [Текст] : [с фонетико-фонемат. недоразвитием] / Т. И. Кудрова // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. - 2008. - N 5(30). - C.46-51
14.Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г,164с.
15.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974.
16.Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии, Изд. АПН РСФСР, М. 1959
17.Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950.
18.Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство: "Гном и Д". М., 2007, 46с
19.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с.
20.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
21.Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. — М., 1960.
22.Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. - М.: ВЛАДОС, 2004 . -С.54.
23. Парамонова Л.Г. О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста / 5-е Царскосельские чтения // научно-теоретическая межвузовская конференция. - СПб., 2001
24.Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». - 2005г. - №5.
25.Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 1994.
26.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е,доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272с.
27.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
28.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997
29.Соботович Е. Ф., Гроличенко Е. М. Фонематические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. - М., 1979.
30.Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., 1997
31.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов. Издатель: Гном и Д., М., 2005, 32с
32.Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680с.
33.Ушакова Т.Н. Психология речи // Тенденция развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. С. 90-101.
34.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
35.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
36.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
37. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 2005г. - №6.
38.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
39.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993.
40.Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937
41.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997.
42.Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи.- //Дефектология,1986г.,№5
43.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.
44.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.1984г.
45.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
3,000 руб.