Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Природа отличается необычайным многообразием форм жизни. Всюду произрастают разнообразные растения, обитает множество животных в самых различных условиях. Человек всегда учился у живой природы. В век бионики и космических полетов его интерес к живому возрос неизмеримо. Немало полезных секретов поведали людям не только отдельные организмы, но и их содружества. Из пристального знакомства с дружественными сообществами разных организмов ребенок может узнать много интересного, например, как возникли такие сообщества, при каких условиях достигается их наивысшая продуктивность, всегда ли для такого сообщества вреден паразитизм, связан ли биологический прогресс с изменением соотношения между конкуренцией и взаимопомощью. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире. Дошкольный возраст ребенка является сензитивным периодом формирования познавательной активности и усвоения представлений о природе. Одним из основных средств эффективного развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста являются художественные произведения для детей М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина.
Исследованием проблемы развития представлений о природе средствами познавательной активности в ракурсе овладения дошкольниками представлениями о природе занимались Л.В. Занков, Г.Я. Трошин, К.Д. Ушинский, Леушина и многие другие.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе развития существует острая практическая необходимость определить эффективные методы и средства развития познавательной активности на занятиях по ознакомлению с окружающей природой, которые будут способствовать формированию представлений о природе, а также определить роль художественных произведений о природе М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина как средства развития природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование природоведческих представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами произведений писателей М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина».
Объект – процесс формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – своеобразие природоведческих книг писателей М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина как эффективного средства развития природоведческих представлений дошкольников.
Цель – изучить особенности работы по формированию природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с произведениями М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить программы по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
2.Обосновать методы развития представлений о природе детьми старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать роль природоведческих книг (М.М. Пришвин, В.В. Бианки, Е.А. Чарушин) как эффективного средства развития у дошкольников представлений о природе.
4. Разработать и апробировать занятия с использованием произведений М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина для формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучить динамику развития овладения представлениями о природе у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующие предположения: формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в методике обучения использовать произведения М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина.
Методы исследования: теоретические – научный анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: экспериментальные диагностики и коррекционные методики, наблюдение, сравнение.
База исследования: ДОУ № 67 г. Москвы (в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста: 25 человек).
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы формирования природоведческих представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Обзор современных программ по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста………………………………6
1.2. Методы развития природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ…………………………………………………..14
1.3. Роль произведений М.М. Пришвина, В.В. Бианки и Е.А. Чарушина в развитии природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
Выводы по главе…………………………………………………………………21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей-природоведов
2.1.Диагностика сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….23
2.2. Программа развивающих занятий по развитию представлений о природе детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина………………………………………25
2.3.Динамика овладения представлениями о природе у детей старшего дошкольного возраста…………………...............................................................32
Выводы по главе…………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………41
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого не достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства.
- За последнее время были созданы программы двух типов — комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних — немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ — «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».
- Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
- В программе по развитию представлений о природе в старшей группе детского сада сформулирована специфика развития природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
- Эффективными методами развития представлений о природе являются такие группы методов, как наглядные методы, рассматривание картин, дидактические сюжетные и предметные картины, практические методы. дидактические игры, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры,
- Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать.
- Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по ознакомлению с природой с использованием произведений В.В. Бианки, М.М. Пришвина и Е.А. Чарушина, требуют от воспитателя организации совместной с детьми деятельности, ведь чтение для дошкольников – это прежде всего общение. Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира.
- Организация экспериментальной работы по изучению природоведческих представлений старших дошкольников осуществлялась на базе ДОУ 67. Эксперимент длился 2 месяца. В исследовании участвовали 25 человек (дети 5- 6 лет старшей группы). Для диагностики сформированности представлений о природе у дошкольников мы использовали методику «Времена года» Ф. Марковской, целью которой является выявление способности детей быстро различать времена года, дифференцировать изменения, происходящие в тот или иной сезон.
- Для диагностики сформированности представлений о природе у дошкольников мы использовали методику «Времена года» Ф. Марковской. (см. приложение 1), целью которой является выявление способности детей быстро различать времена года, дифференцировать изменения, происходящие в тот или иной сезон. Анализ результатов показал, что 35% испытуемых (Витя К., Рита П., Соня Р., Таня К.) находятся на среднем уровне развития представлений о природе, то есть дети не умеют четко классифицировать сезоны по их последовательности. 40 % показали низкий уровень, который характеризуется слабыми навыками по всем видам работы. Высокий уровень был выявлен у 25 %.
Для развития качественно нового уровня представлений о природе у дошкольников нами была разработана специальная
- Цель – формирование качественно нового уровня представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста. Занятия с детьми строились на наглядно-практической основе с использованием произведений М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина
- Для диагностики диагностики сформированности представлений о природе у дошкольников мы повторно провели методику «Времена года» Ф. Марковской, целью которой является выявление способности детей быстро различать времена года, дифференцировать изменения, происходящие в природе. Анализ результатов повторной диагностики показал, что овладение представлениями о природе у детей старшего дошкольного возраста после проведенной коррекционно-развивающей работы заметно улучшилось, таким образом, можно говорить о положительной динамике результатов проведенного исследования.
1,200 руб.
Список литературы
1. Вересов Н., Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников, // «Дошкольное воспитание», 2005.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой, Москва,
«Просвещение», 2003.
3.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, Москва, «Просвещение», 1998.
4.Градобоева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней
// «Дошкольное воспитание», № 1, 2003.
5.Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности, Москва, «Школа здоровья», 2005 г., т. 1,2.
6.Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Методики диагностики и коррекции в
экологическом воспитании», Москва, 2005г.
7.Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., «Твоя Красная книга.», Москва, 1996.
8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. Серия: «Экологическая психология и педагогика». – М.: Феникс, 2005.
9.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов- на Дону: Феникс, 2006 .
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика проведения эколого-психологического тренинга. Ростов- на Дону: Феникс, 2001 - 280
11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.
12.Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Пед. наук/ ВГПУ; Науч. Руководитель М.В. Корепанова – Волгоград: Перемена, 2003, с. 120.
13.Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию. – М.: Академия, 1996 – 56 с.
14.Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г.
15.Кавтарадзе Д. Н. Природа: от охраны к заботе? // «Знание –сила», 2003.
16.Лихачев Б.Т. «Экология личности» , // «Педагогика», №2, 1993 г.
17.Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде - Москва, «Просвещение», 2003.
18.Николаева С. Н Создание условий для экологического воспитания детей, Москва, «Новая школа», 2003.
19. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию., Москва, «Новая школа», 2006.
20.Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры, // «Дошкольное воспитание», 2004.
21.Николаева С. Ню «Программа «Юный эколог»»// «Дошкольное воспитание», №9, 2004.
22. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 2004
23. Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. Что такое экология?// Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников», Тамбов, ИПКРО, 2003.
24. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, Москва, «Просвещение», 2003.
25.Ядешко В. И., Сахина В. А.Дошкольная педагогика Москва,1978 г.
26.Ясвин В. А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого- психологического тренинга», // «Школа здоровья», №2, 2005.
1,200 руб.