В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идёт увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, сокращение продолжительности жизни [35,с.7]. В основе этого процесса лежит отсутствие навыков формирования собственного здоровья, основы которых должны закладываться в детстве.
По мнению специалистов, охрана здоровья ребёнка начинается с овладения основ культурно-гигиенических навыков, культуры еды, понимания необходимости физических упражнений для укрепления здоровья человека, улучшения его самочувствия.[1,с.36]
В дошкольном учреждении и дома необходим поиск более эффективных способов организации воспитательного процесса, который должен быть рассчитан на воспитание у детей здорового образа жизни (ЗОЖ). Сознательное содействие развитию здорового ребёнка обусловлено установкой образовательных учреждений на здоровый образ жизни, его активностью в этом направлении.
В настоящее время статистика показывает неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей – дошкольников за последние десять лет количество детей с хронической патологией увеличилось в два раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза (до 5-6%). Из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторные и вирусные инфекции или грипп. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи, мочеполовой системы и органов пищеварения. Отмечается, что патологическая поражённость у мальчиков в 6-7 лет выше, чем у девочек. До 70% детей страдают кариесом зубов [29,c.37].
Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространённостью морфофункциональных отклонений 69,5 – 75,5%. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, аллергические проявления.
Наблюдения специалистов показывают, что у 12 – 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений. В комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов, нарушения сна, невропатии [33,с.31].
В отечественной литературе выделены условия организации здорового образа жизни [26,с.21]: последовательное использование основных (показавших себя на практике) средств формирования здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся: режим дня, рациональное питание, физические упражнения, закаливание, соблюдение личной гигиены, психологический комфорт; непрерывная и целенаправленная работа дошкольного учреждения и семьи.
Актуальность исследования определяется тем, что настоящее время в приобщении детей к ЗОЖ в условиях ДОУ обнаружено ряд противоречий: между необходимостью осуществления работы по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ и отсутствием действенных средств организации деятельности ДОУ в данном направлении; между необходимостью создания целостной системы мероприятий, направленных на содействие становлению ценностного отношения детей к здоровью (ЗОЖ) и отсутствием условий реализации подобной работы в контексте подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Целью исследования является теоретический анализ особенностей формирования валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить актуальные проблемы формирования здорового образа жизни.
2. Исследовать особенности формирования валеологических представлений в условиях ДОУ.
3. Проанализировать современные здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях.
Объект исследования – организация процесса формирования валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства оптимизации процесса приобщения детей к основам ЗОЖ (в условиях ДОУ).
1,200 руб.
Таким образом, изучив литературу по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:
• под здоровьем понимают состояние гармонического взаимодействия и функционирования всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющей активно участвовать в общественно полезном труде; здоровье человека зависит от социальной среды (образа жизни), природно-климатических условий, биологических возможностей организма, медицинского обслуживания;
• основу науки о здоровье – валеологии составляет знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, изучение механизмов, средств и методов сохранения и укрепления здоровья, способов его прогнозирования и коррекции с учётом экзогенных и эндогенных факторов риска, познание индивидуальных психических и физических возможностей (резервов) организма человека с целью их развития, а также формирование нравственных установок, позволяющих успешно адаптироваться к социальной и экологической среде без ущерба для здоровья;
• способ жизнедеятельности, который соответствует наследственным индивидуальным особенностям человека и конкретным условиям его жизни, способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья и полноценному выполнению социально - биологических функций, включающий оптимальную двигательную активность, сбалансированное питание, рациональный режим жизни, отсутствие вредных привычек, психоэмоциональную устойчивость называется здоровым образом жизни (ЗОЖ);
• цель педагога при формировании здорового образа жизни у старших дошкольников – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
• содержание и организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ должны быть направлены на формирование у детей потребности в здоровье и здоровом образе жизни, ответственного отношения к своему здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни;
• содержание и условия деятельности ДОУ по формированию валеологических представления у детей дошкольного возраста включают в себя создание комфортного психологического климата для детей и их родителей, формирование навыков личной гигиены, культурного питания, закаливания, физкультурно-оздоровительных навыков;
• своеобразием работы ДОУ по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни детей, созданию условий и выбору содержания является комплексный подход к проблеме, включающий в себя трёх участников педагогического процесса: ребёнок, коллектив сотрудников ДОУ и семьи;
• здоровьеформирующие образовательные технологии - те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни;
• в основе современных здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях лежат знания возрастных и индивидуальных особенностей детей, взаимосвязь деятельности различных служб, взаимодействие с семьёй.
1,200 руб.
Авдеева Н.Н. Общение со взрослым и истоки самосознания ребенка // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практ. конф. Секция 5: Детство и творчество. М., 1988. - С.35-39.
1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., Медицина, 1987. - 385с.
2. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., Здоровье, 1982. - 227с.
4. Бахтин Ю.К., Грядкина Т.С., Турищева Л.П. Формирование основ валеологической культуры у детей дошкольного возраста // Здоровье детей как ценность культуры / материалы Х межд. конф. «Ребёнок в современном обществе». СПб., Изд-во СПбГПУ, 2003. - С.112-117.
5. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.№10. - С.84-92.
6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1990 .- 251с.
7. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа, 2006, № 8. - С. 98.
8. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.2004.-№1. - С.21-26.
9. Величковский Б.Т., Кирпичёва В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М., Новая школа, 1997. - 206с.
10. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., Просвещение, 1991. - 184с.
11. Воднева Е.В. Приоритет культуры здоровья у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Здоровье детей как ценность культуры / материалы Х межд. конф. «Ребёнок в современном обществе». СПб., Изд-во СПбГПУ, 2003. - С.35-41.
12. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // Начальная школа, 2005. № 4. - С. 72.
13. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания школьников // Советская педагогика, 1976, №6. - С.42-47.
14. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б., Воробьёва Т.К. Интеграция работы ДОУ с семьёй // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002, №4.-С.11-17.
15. Жолдак В.И., Калинкин Л.А. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Теория и практика физической культуры. 1997, №7. - С.73-83.
16. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // Начальная школа, 2006, № 4. - С. 68.
17. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005. № 11. - С. 75.
18. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М., Знание, 1988. – 385с.
19. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа, 2006, № 6. - С. 56.
20. Нестерова З. Заботиться о своём здоровье // Дошкольное воспитание, 2000, №1. - С. 26-31.
21. Охрана здоровья населения России. Вып.1. М., 1995. - 416с.
22. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // Начальная школа, 2006, № 8. - С. 90.
23. Паранин Д.В. Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи // Здоровье и образование. Подходы к обеспечению здоровья учащихся. Пермь, 2002. - с.47-53.
24. Педагогика здоровья / Под ред Амонашвили Н.А. М., Педагогика, 1990.-269с.
25. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. 2005.-№2. - С.19-22.
26. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., Просвещение, 1993. - 396с.
27. Попов С.В. Валеология в школе и дома. М., Академия, 1997. – 228с.
28. Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание, 2000, №1. - С.37-45.
29. Сопко Г.И., Скворцова Н.Н., Пдатонов Д. В. Закаливание как фактор повышения культуры здоровья // Здоровье детей как ценность культуры / материалы Х межд. конф. «Ребёнок в современном обществе». СПб., Изд-во СПбГПУ, 2003. - С. 94-108.
30. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни / Сост. В. И. Жолдак. М., Знание, 1996. - 271с.
31. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М., Знание, 1976. - 317с.
32. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., Медицина, 1991. - 188с.
33. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьёй. М., Просвещение, 1977. - 174с.
34. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Под ред. Баль Л. В., Барканова С. В. М., Владос, 2002. - 187с.
35. Хромцова Т.Г. Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в дошкольном детстве // Здоровье детей как ценность культуры ( материалы Х межд. конф. «Ребёнок в современном обществе»). СПб., Изд-во СПбГПУ, 2003. - С.154-158.
1,200 руб.