Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин.
3,000 руб.
Содержание:
Введение 1
Глава I. Психология мышления детей старшего дошкольного возраста 4
1.1. Психология мышления и роль мышления в развитии личности 4
1.2. Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 19
1.4. Средства развития мышления детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе: 37
Глава II. Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста 39
2.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Дидактические игры 43
2.3. Развитие мышления в дидактической игре 58
Глава III. Исследование развития мышления детей с использованием дидактических игр 61
3.1. Констатирующий этап эксперимента 61
3.2. Формирующий этап эксперимента 70
3.3. Контрольный этап эксперимента 76
Заключение 87
Список использованной литературы 90
3,000 руб.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре "Что катится, что не катится" обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов.
3,000 руб.
1. Агаева Е Л. Моделирование сериационных отношений детьми дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. – 1980. -№2 (23).
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 422 с.
4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. - М.: Наука, 1981. – 416 с.
5. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.
6. Валлон А. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 1986. – 286 с.
7. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 1994. – 150 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
9. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. – М.: Наука, 1979. – 268 с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1987. – 528 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Наука, 1976. – 374 с.
12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991. – 314 с.
13. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. – Иркутск, 1999. – 270 с.
14. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Педагогика, 1969. – 284 с.
15. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Наука, 1981. – 410 с.
16. Житникова Л.А. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344 с.
18. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). - М.: МГИУ, 1998. – 238 с.
19. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 370 с.
20. Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Шороховой Е.В. – М.: Наука, 1976. – 436 с.
21. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. - М.: Гном и Д, 2000. – 388 с.
22. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 266 с.
23. Леонтьев А.Н. Мышление. Философская энциклопедия. Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 454 с.
24. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. – М.: Наука, 1974. – 238 с.
25. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: Мысль, 1975. – 360 с.
26. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. – 472 с.
27. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. – Вопросы психологии. – 1982. - №4.
28. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.:Мысль, 1965. – 248 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
30. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. Брушлинского А.В. – М.: Наука, 1982. – 452 с.
31. Мышление человека и компьютера. Сборник статей. – М.: Мысль, 1980. – 216 с.
32. Найссер У. Познание и реальность. – М.: Просвещение, 1981. – 310 с.
33. Немов Р.С. Основы психологии. – М.: Владос, 1995. – 576 с.
34. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Владос, 1995. – 496 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.:Пед. общ.-во России, 1999. – 514 с.
36. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
37. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Наука, 1954. – 512 с.
38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982. – 366 с.
39. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. – 424 с.
40. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997. – 282 с.
41. Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Академия, 1997. – 350 с.
42. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. Тихомирова О.К. – М.: Наука, 1979. – 462 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ВЕЧЕ, 1998. – 288 с.
44. Савенков А.И. Исследовательское поведение ребенка и развитие мышления в онтогенезе // Материалы научно-практической конференции. - Москва-Звенигород, 2005. – 408 с.
45. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Наука, 1962. – 224 с.
46. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2001. – 312 с.
47. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Просвещение, 1984. – 464 с.
48. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. - Минск, 1998. – 278 с.
49. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. – М.: Наука, 1981. – 360 с.
50. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. – М.: Мысль, 1959. – 226 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.
52. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Мысль, 1972. – 288с.
3,000 руб.