Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить.
Известный отечественный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоничном развитии с ним). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам.
Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, К.Ф. Лебединской, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других.
Педагогические аспекты развития логического мышления старших дошкольников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.Ф. Паламарчук и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи логического мышления и творческого саморазвития дошкольников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций дошкольниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по различным аспектам развития логического мышления, в том числе и дошкольников, данную проблему нельзя считать решенной.
Объект исследования: развитие логического мышления старших дошкольников в ходе учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования: условия развития логического мышления дошкольников.
Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития логического мышления старших дошкольников посредством развивающих игр.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления старших дошкольников будет более эффективным, если активно использовать развивающие игры.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) исследовать особенности логического мышления старших дошкольников;
2) рассмотреть особенности развивающих игр;
3) осуществить экспериментальное исследование уровня развития логического мышления в процессе применения развивающих игр.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
– психологические исследования по проблемам развития логического мышления (П.П. Блонский, Д.Н. Богоявленский, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, К.Р. Лебединская, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л.Рубинштейн и другие);
– педагогические концепции развития логического мышления дошкольников (В.М.Андреев, Ю.К.Бабанский, И.А.Барташникова, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.Ф.Паламарчук, Л.Г.Петерсон и другие);
– концептуальные идеи по теории и методике применения логических задач и упражнений в педагогической практике (А.П. Бойко, Л.Ф. Буданков, А.Д. Гетманова, А.З Зак, В.И. Игошин, В.Н. Мельников, А.П. Тонких, С.Г. Яковлева и другие);
– дидактические концепции деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению дошкольников (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, П.И. Пидкасистый, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.
На этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проводились изучение документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса в детском дошкольном образовательном учреждении, анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, разработка программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и наметить пути ее решения.
В ходе обоснования педагогических условий развития логического мышления старших дошкольников использовались абстрагирование, конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование.
На этапе опытно-экспериментальной работы – психологические экспресс-тесты, анкетирование, беседы, наблюдение за деятельностью дошкольников, оценка, педагогический эксперимент, статистические методы обработки информации. Данные методы позволили адекватно диагностировать эффективность педагогических условий развития логического мышления старших дошкольников.
Основные этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение на базе МДОУ № 62 «Ласточка».
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем уточнены особенности логического мышления старших дошкольников, а также условия развития логического мышления посредством использования развивающих игр.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии теоретических представлений об особенностях осуществления старшими дошкольниками основных логических операций.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование работы воспитателей детского сада по развитию логического мышления детей.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Психология мышления детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………7
1.1. Психология мышления и роль мышления в развитии
личности………………………………………………………………………..7
1.2. Особенности личностного развития детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..10
1.3. Особенности мышления детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………11
1.4. Игровая деятельность как ведущий вид
деятельности детей старшего дошкольного возраста……………………17
1.5. Развитие логического мышления в развивающей игре………….....20
Глава II. Экспериментальное исследование
особенностей развития логического мышления старших
дошкольников в процессе использования
развивающих заданий (выявление уровня
одарённости старших дошкольников)……………………………………..24
2.1. Обоснование выборов методов исследования………………………..24
2.2. Анализ полученных данных в ходе проведения
экспериментальной работы…………………………………………………29
2.3. Анализ проверки гипотезы (констатирующий
и формирующий эксперимент)…………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………...47
1,200 руб.
Заключение
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что старшем школьном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.
В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
Развитие логического мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипули-рования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Развивающая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, развивающая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали развитие логического мышления. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
1,200 руб.
Список литературы
1. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 2001.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2001.
3. Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1999.
5. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 2003. - №2.
6. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения. Антонова Г.П. Икунина З.И. //Вопросы психологии, 1999, №2.
7. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. –
Собр. соч., т.2. - М., Педагогика, 2005.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2004.
9. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М., 2002.
10. Возможности сотрудничества у детей дошкольного возраста. // Педагогическое образование для XXI века: материалы научно-практической конференции. - М., 1994. - С.126-127.
10. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психологии//. - М., 2004.
11. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992., кн.1.
12. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения.
М., Высшая школа, 1966.
14. Детский психолог №6 Приложение к газете Приазовский край, Изд.
Приазовский край, Ростов-на-Дону, 2004.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 2005. Т.
II.
16. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. – В сборнике: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.
М., 2003.
17. Знакомимся с программой «Развитие» / Под ред. О.М.Дьяченко, Н.С.Денисенковой. – М., 1999. - С.5.
17. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. – Мн., 2003.
18. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 2001.
19. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976.
20. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981
21. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики
// В кн.: З.И.Калмыкова (Ред.) Проблемы диагностики умственного развития учащихся. - М., 2004.
22. Кондратенко Т.Д., Котыло В.К., Ладывич С.А. Обучение старших дошкольников. – Киев, 2003.
23. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 2001.
24. Краткий психологический словарь: сост. А.А.Карпенко. Под общей редакцией А.В.Петровского М.Г. Ярошевского. М., 2003.
25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 2003.
26. Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка. – В книге: Исследование мышления в советской психологии. - М., 2004.
27. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: 2-е изд. - Московский психолого-социальный институт, 2003.
28. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А.В. – М., 2001.
29. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 2002.
30. Немов Р.С. Психология, книга 2. - М., 2003.
31. Новоселова С.А. Развитие логического мышления в раннем возрасте. – М., 2002.
33. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 2001.
34. Особенности взаимодействия младших дошкольников со сверстниками на развивающих занятиях // Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы.Ч. 1.-М.: Издательство СГИ, 1999. - С.153-155.
34. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М., 1987.
35. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 2003.
36. Понамарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 2001.
37. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 2004.
38. Психологический словарь /Под. общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. – М., 2001.
39. Развитие мышление и умственное воспитание дошкольника /Под ред.
Н.Н.Поддъякова/ Москва, 2003.
40. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /под ред.
Запорожец А.В./ М., 2001.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2005.
42. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников II Дошкольное воспитание. - 1995. - № 11. -С.50-52.
43. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О.М.Дьяченко. - ML: Гном-Пресс, 1999. - С. 6, 12.
44. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками //Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. - М.: Гном-Пресс, 1999. - С. 106-118.
45. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 2001.
46. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях в детском саду //Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред.О.М.Дьяченко, В.В.Холмовской. - М., 2003. - С.28-33.
43. Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. – Дошкольное воспитание. 2003, №3, 4.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 2001.
47. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2003.
1,200 руб.