Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современные динамические преобразования российского общества привели к смене социальных установок пользователей услуг различного рода, в том числе и медицинских. Сегодня человек предъявляет повышенные требования не только к качеству и результатам медицинского обслуживания, но и к содержанию самого этого процесса, и к психологической тональности врачебной помощи. Это требует особого внимания к психологической подготовке врачей, ставит задачу развития их психологической компетентности на всех этапах профессиогенеза.
Современная профессиональная культура медика развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение информации и ценностей. Из них образуется культурная основа жизни индивидуума, группы и общества в целом.
Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех лечения, является взаимодействие между врачом и пациентом, развитие речевой деятельности, осуществленное в процессе языковой подготовки, приобретает особую значимость.
Успешное решение проблем коммуникации и социального взаимодействия с окружающими людьми, группами, общностями, а в пределе – и социумом в целом выступает функцией компетентности субъекта в сфере общения и социальных отношений как особом подпространстве его личностного бытия (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Клюева, Е. Мелибруда, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, Н.Д. Творогова и др.).
В зависимости от уровня и масштаба событийно-ситуационного контекста, в котором выявляется результирующий эффект рассматриваемого регулятивного образования, разные авторы ведут речь о «коммуникативной компетентности», «компетентности в общении», «социальной компетентности», «факторах и условиях успешного общения» и др.
Проблема общения является одной из самых важных и сложных в психологии. Общение рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач.
Анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности. Общение привлекало и привлекает к себе внимание исследователей. Получены убедительные данные о разных формах общения, накоплены материалы о решающем значении общения для психического развития личности.
Вместе с тем нельзя сказать, что общение досконально изучено и при целенаправленном его развитии не возникает никаких проблем. Об этом красноречиво свидетельствует практика дошкольного воспитания. Об этом же говорит и тот факт, что на сегодняшний день нет единого мнения о том, что входит в содержание этого понятия.
При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, – мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. В построенной А. С. Шафрановой классификации профессий медицинские работники вынесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов.
Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер профессии медицинского работника, особенности общении и коммуникации врача и пациента, а также разнородность интерпретации причин и проявлений нарушений коммуникативности медицинских сотрудников, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
Изучение коммуникативных качеств в профессиональной деятельности медицинских работников, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские работники обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья и умения взаимодействовать с больными, так как известно, что успех в любой сфере деятельности во многом определяется коммуникативной культурой.
Проблема коммуникативного взаимодействия сотрудников медицинского учреждения с пациентами рассматривается в различных областях знаний. В медицинской деонтологии, клинической и медицинской психологии акцент делается на врачебный долг, совесть врача, на личностью больного; в психотерапии большое внимание уделяется общению между врачом и пациентом, так как общение выступает средством лечения.
Изучение естественных закономерностей и механизмов функционирования, стабилизации и изменения личностных ограничений коммуникативных качеств и коммуникативной культуры в процессе первичной профессиональной социализации особенно актуально для «помогающих» специальностей, в которых нормативно желательна и прагматически необходима согласованность критериев эффективности профессионального общения (для самого субъекта, требований выполняемой им деятельности, его коллег, пациентов и т.д.).
Ярким примером такой профессии может служить деятельность среднего медицинского персонала. Именно на средний медицинский персонал ложится основная коммуникативная нагрузка, предполагающая не только общение с самыми разнообразными категориями партнеров – руководством, врачами, коллегами, младшим медперсоналом, пациентами и их родственниками (В.В. Бойко, Н.Н. Симонова, Н.Д. Творогова, Б.А. Ясько, И. Харди), но и обеспечение функционирования лечебного процесса как социальной системы (P. Benner, D.R. Gordon, L. Thomas et al.).
Врачи различных специальностей так или иначе сталкиваются с проблемой установлении контакта с пациентом для последующей плодотворной работы с пациентом по излечению болезни и эффективному выздоровлению их пациентов, и данный процесс не является односторонним, так как важны не только профессионализм врача, но и желание больно выздороветь. Таким образом, конструктивное коммуникативное взаимодействие в диаде «врач-больной», установление контакта с пациентом, доверительное общение помогают достичь данную цель. Поэтому вопрос исследования коммуникативных качеств личности медицинского персонала является вполне актуальным.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала.
Объект исследования: процесс общения и коммуникации.
Предмет исследования: коммуникативные качества личности и коммуникативная культура среднего медицинского персонала.
В нашем исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме работы и охарактеризовать процесс общения опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей;
2. рассмотреть модель личностно-профессионального развития сотрудника медицинского учреждения: определить знания, умения, навыки, коммуникативные и личностные особенности;
3. систематизировать сведения о проявлениях коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала;
4. провести экспериментальное исследование коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала;
5. подобрать и апробировать методику развития коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала;
6. проследить динамику развития коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала средствами контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: Наше исследование строилось на предположении о том, что в настоящее время уровень сформированности коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала недостаточно невысокий, что определит необходимость подбора методики развития коммуникативных качеств медиков в ходе профессиональной деятельности. Мы считаем, что после проведения специально организованной работы по повышению уровня коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала будет заметна динамика в уровне коммуникативности медицинских работников.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение диагностических методик).
В экспериментальной части исследования применялись следующие методы диагностики:
1. Опросник В.В. Бойко «Коммуникативная толерантность»;
2. Методика диагностики эмпатийности по методике А. Меграбян и Н. Эпштейн;
3.Методика по выявлению способности к общению» (Е.Н. Прошицкая);
4.Оценка уровня общительности (тест Ряховского).
5. Тест коммуникативных умений Михельсона.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев,, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), представления о природе коммуникативной компетентности, разработанные в зарубежной и отечественной психологии (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Клюева, В.Н. Куницына, Е. Мелибруда, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Н.Д. Творогова и др.); понимание личностных свойств человека как потенциалов его общения и совместной деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, В.С. Магун, И.М. Палей, Н.Н. Обозов и др.).
База исследования: База исследования: Медицинские работники поликлиники № 158 г. Москвы. В исследовании принимали участие 30 сотрудников медицинского учреждения, средний мед. персонал.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала 9
1.1 Характеристика процесса общения в отечественных и зарубежных исследованиях 9
1.2Модель личностно-профессионального развития сотрудника медицинского учреждения: знания, умения, навыки, коммуникативные и личностные особенности 23
1.3Проявления коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала 32
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала 44
2.1 Определение методов исследования 44
2.2 Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 49
2.3Методика развития коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала 57
2.4Динамика развития коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала. Контрольный эксперимент 69
Выводы по главе 2 78
Заключение 80
Список литературы 84
Приложение 89
3,000 руб.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность личности и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому люди еще будучи студентами и учениками должны изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества.
Оптимизировав опыт психологов и педагогов, занимающихся изучением проблемы общения, мы выяснили, что общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности человека как образование, наука и искусство, в свою очередь, тесно взаимосвязанных между собой в силу диалогичности своей сущности.
В отечественной социальной психологии содержание термина "общение" принято рассматривать в понятийном словаре теории деятельности. При этом, в общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. Кроме того, традиционно принято "...характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Общение представляет собой форму проявления общественных отношений на личностном уровне. Исследование особенностей личности, необходимых в процессе общения, привело к выделению в психологии социально-психологических качеств личности, рассматриваемых со стороны ее способностей. Коммуникативными качествами авторы называют те, которые определяют отношение к людям. В данной работе выбор коммуникативных качеств, таких как социально-психологическая толерантность, эмпатийность и агрессивность, не случаен. Дело в том, что при рассмотрении личностных детерминант общения имеется ввиду, помимо природных законов, регулирующих отношения между людьми, в силу вступают законы социальной жизни, закрепленные в виде нравственных норм, т.е. на первый план в общении выдвигаются общечеловеческие нормы и ценности.
Специфика врачебной деятельности определяется дифференциальными признаками профессии типа «человек – человек», и в рассматриваемом ракурсе предъявляет повышенные требования не только к уровню профессионального мастерства врача, но и к его психологическим возможностям. Результативность врачебного труда определяет не только профессионализм деятельности, но и профессионализм общения и профессионализм личности. Профессия врача стоит в ряду социальных профессий, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие, а наиболее полному раскрытию потенциала врача способствуют именно те коммуникативные качества личности, которые подвергаются деформации в результате эмоционального выгорания. Именно поэтому наше исследования было посвящено рассмотрению коммуникативных качеств личности медицинских работников.
В нашем исследовании стояла цель - выявить особенности коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала с целью дальнейшего рассмотрения и апробирования методов развития коммуникативных качеств медиков и выявления эффективности подобранной работы.
Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, рассмотрена модель личностно-профессионального развития сотрудника медицинского учреждения: определены знания, умения, навыки, коммуникативные и личностные особенности и систематизированы сведения о проявлениях коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала.
Опираясь на полученные знания, нами были подобраны методы диагностики уровня сформированности коммуникативных качеств среднего медицинского персонала и проведено экспериментальное исследование. Полученные результаты определили обоснованную необходимость подбора и апробирования методики развития коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала, после чего мы смогли проследить ь динамику развития коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала средствами контрольного эксперимента.
Таким образом, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута поставленная цель исследования.
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что в настоящее время действительно уровень сформированности коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала недостаточно невысокий, что определило необходимость подбора и апробирования на экспериментальной группе медиков методики развития коммуникативных качеств медиков в ходе профессиональной деятельности. Мы смоли выяснить в ходе повторного обследования, что после проведения специально организованной работы по повышению уровня коммуникативных качеств личности среднего медицинского персонала стала заметна динамика в уровне коммуникативности медицинских работников.
3,000 руб.
1. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей). Журнал практического психолога, № 7-8, июль-август, 1999.
2. Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
4. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 3.
5. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. Серия: Практическая психология. - СПб.: Питер, 2006г.- 175 с.
6. Богданова Е.Е. Динамика профессиональной направленности субъектов медсестринской деятельности в процессе профессиональной подготовки и адаптации // Современные проблемы науки и образования: Научно-теор. журн. Российской Академии Естествознания. – 2006. – №5. – С.88–89.
7. Богданова Е.Е. Развитие основ конструктивного общения у студентов медицинского колледжа // Проблемы качества образования: Научно-теор. журн. Российской Академии Естествознания. – 2006. – №9. –С.30–31.
8. Богданова Е.Е. Личностные ограничения социально-коммуникативной компетентности: динамика первичной профессиональной социализации (на примере профессии медицинской сестры) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информ. журн. – 2006. – Спецвыпуск №1. – С.21–34.
9. Бодалёв А.А. Психология общения. «Издательство институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» - М.: 1996.
10. Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1968.
12. Бойко В.В. «Эмоциональное выгорание», М.1995
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: ИИД «Филин»,1996.
14. Виноградов Л.Б. Профессия медицинской сестры сегодня, Ростов на Дону, 2001.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. 1991.
16. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.№ 2. С. 147-157.
17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
18. Дж.Мид. Современная буржуазная философия. М. 1987. - с.63
19. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 1999. – № 3.
20. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991.
21. Журнал "Человек" № 6, 1991,- с.23
22. Ильин Г.Л. Некоторые проблемы психологии общения. // Вопросы психологии. 1986. № 5.
23. Карвасарский Б. Д. (общая редакция): Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком,1998. - 593-594.
24. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник для вузов. 3-е изд. пер. Питер., 2007. - 960 с.
25. Климова Л.П. Изучение мнений среднего медицинского персонала о профессиональной деятельности // Социология в медицине. Теоретические и научно-практические аспекты: Тез. докл. Междун. научной конф. Кобулети, 4 апреля 1990 г. - М 1990. - Вып. 3. - С. 100-103.
26. Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981
27. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения». - «Психологический вестник» - Ростов-на-Дону, 1997 - с. 24-40
28. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл. 1999. - с.365.
29. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986.
30. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
31. Льюис Девид Тренинг эффективного общения. – М.: Академический проект, 2002.
32. Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88
33. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
34. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории.-СПб.: ИГУП, 1999.- 592 с. С.195-202
35. Педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. редакторы И.А.Каиров и Ф.П.Петров. – М., 1968
36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально – психологический тренинг. – М.: Издательство МГУ, 1989.
37. Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика. 198
38. Ражина Н. Ю. Коммуникативная компетентность как фактор, обусловливающий успешность профессиональной деятельности врача. М.., 2004г.
39. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.
40. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер. 1999.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.
42. Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.
43. Рыданова И. И.Основы педагогики общения. Изд-во: Минск, 1998
44. Савиньон С. «Коммуникативная компетенция: теория и практика обучения», М.1983
45. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности.- М.,1998.
46. Средние медицинские работники в социальной структуре трансформирующегося общества // Сборник материалов: «Студенчество. Интеллект. Будущее», межвузовская молодёж. конф. (2005; Наб. Челны) [посвящ. 25-летию КамПИ], 2005. - С.22-24.
47. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.
48. Социально-профессиональная группа средних медицинских работников как предмет социологического исследования. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука - России», 30 марта-1 апреля, В 3 ч. Часть 3. Набережные Челны, 2005.-С. 150-152.
49. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.
50. Стернин И.А.. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S.279-282.
51. Хисамутдинова З.А. Социально-демографическая характеристика средних медицинских кадров Республики Татарстан и потребность в их специализации и усовершенствовании. Дис. ... канд. мед. наук. -М., 1996.
52. Шиянов Е.Н, Котова И.Б.. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов -н/Д: РИО АО "Цветная печать", 1995
53. Шрейдер Ю.А. Этика. – М.:1998. – 271с.
54. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
55. Ярцев В.В. Профессия медицинской сестры. Л.: 1987.
56. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций. М., 2005 г. - 304 c.
57. Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2-10.
3,000 руб.