Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время особую остроту приобретают вопросы применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ. Отмывание доходов, приобретенных преступным путем, способствует криминализации практически всей системы общественных отношений в современной России. Это социально-негативное явление приобрело международный характер и создает финансовую базу для существования преступности, в том числе, организованной и транснациональной. Накопление капитала преступными формированиями, внедрение его в гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяет получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создает неблагоприятный инвестиционный климат и негативно влияет на развитие национальной экономики. Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в число приоритетных задач кредитных организаций РФ, так как возрастающие масштабы этого явления стали не только подрывать стабильность репутации учреждений банковского сектора и кредитных организаций РФ и создали угрозу экономической и национальной безопасности РФ.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные положения, касающиеся проблем борьбы с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, содержатся в работах Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулиной, В.А. Зубковой, С.К. Осиповой, О.Ю. Якимовой, В.В. Лаврова и др. Вместе с тем, указанные проблемы с учетом развития и совершенствования преступной деятельности до настоящего времени не получили комплексного разрешения и нуждаются в дальнейших исследованиях, чем и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Применение ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ».
Объект исследования – практика применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ.
Предмет исследования – особенности функционирования системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма в кредитных организациях РФ.
Цель исследования – комплексная оценка применения и разработка рекомендации по эффективному применению ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ.
В соответствии с поставленной целью определен круг взаимосвязанных задач исследования:
1.Изучить основные подходы к проблеме противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в современном законодательстве РФ.
2.Охарактеризовать основные положения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в современном законодательстве РФ.
3.Обосновать актуальные проблемы практики применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию практики применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ.
Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области административного, финансового, гражданского права, и других отраслей наук гуманитарного профиля.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, Положения и рекомендации Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Методы исследования. В целях полного раскрытия содержания темы исследования автор использует сравнительный, нормативный, логический, прогностический, статистический, технико-юридический и сравнительно-правовой методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщена правоприменительная практика применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях, разработаны рекомендации по эффективному применению ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях и по усилению внутреннего "противолегализационного" контроля в кредитных организациях РФ. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике российских кредитных организаций в аспекте контроля и борьбы с преступлениями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и информационно-правовых источников.
3,000 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ
1.1.Основные подходы к проблеме противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в современном законодательстве РФ………………………………………………...7
1.2. Основные положения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в современном законодательстве РФ……………………………………………….16
1.3. Актуальные проблемы правоприменительной практики применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ………..23
Глава 2. Анализ современной практики применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ
2. 1. Организация работы по применению ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ……………………………………...39
2.2.Обзор практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма в кредитных организациях РФ……………………………………………………………………50
2.3.Анализ основных проблем в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма в кредитных организациях РФ……………………………………….60
Глава 3. Пути совершенствования применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях
3.1.Общие направления совершенствования применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» в кредитных организациях РФ………..64
3.2. Меры по усилению государственного финансового контроля в целях профилактики отмывания доходов, полученных преступным путём…………..67
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма в кредитных организациях РФ……………………………………………………………………………………74
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованной литературы……………………………………………...80
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и информационно-правовых источников и обобщения практики противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
В данном исследовании была предпринята попытка разобраться в сложившейся ситуации, с целью дальнейшей выработки решений, направленных на повышение эффективности противодействия отмывания преступных доходов. К сожалению, детально разобраться в данном вопросе по целому ряду причин, носящих как объективный, так и субъективный характер, не представилось возможным. Но полученные сведения в ходе проведения данного исследования лишний раз показывают всю сложность и широту данного вопроса. Так в ходе проведения опроса, была высказана такая мысль, что «эффективно решить проблему легализации преступных доходов, практически равнозначно искоренению преступности». Начиная разрабатывать данную проблему, с первого взгляда достаточно трудно рассмотреть какой «пласт проблем необходимо приподнять», чтобы их всесторонне изучить для дальнейшего их решения. В результате данного исследования была отчасти изучена ситуация сложившейся в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем на основе рассмотрения практики кредитных организаций РФ. Так, было лишний раз подтверждено, что недостаточно эффективная организация борьбы с легализацией преступных доходов сложилась в силу целого комплекса проблем. В их числе несовершенство уголовно-правовых норм, разное толкование норм права в рассматриваемой сфере, неэффективность административного механизма противодействия отмыванию преступных доходов (слабое взаимодействие органов, осуществляющих свою деятельность в данной области, в том числе на межрегиональном и международном уровне), временами некомпетентность правоприменителей, высокая латентность данного вида преступлений, недостаточно эффективная работа органов надзора, отсутствие жесткого механизма контроля за движением денежных средств и другие.
Проведенный анализ показал, что нормативно-правовая база и правоприменительная практика в области противодействия отмыванию преступных доходов в кредитных организациях РФ не в полной мере обеспечивает контроль над рисками легализации в российской экономике, и поэтому нуждается в совершенствовании.
Ключевыми проблемами в области отмывания денег в России являются:
1.Отсутствие у банков права отказывать в открытии счета, а также расторгать в одностороннем порядке договор банковского счета при наличии подозрений в отношении осуществляемых клиентом операций. В контексте данной проблемы неудивительно, что банки в своем подавляющем большинстве поддерживают законодательную инициативу установить для них право отказывать в открытии счета или приостановить на определенный период операции по счетам клиентов, подозреваемых в отмывании преступных доходов.
2.Неэффективность системы критериев сделок, подлежащих обязательному контролю. Широкий набор условий для операций, сведения по которым в обязательном порядке должны предоставляться в уполномоченный орган, служит причиной аккумуляции в базе данных в большом объеме сведений, не представляющих интереса с точки зрения выявления противоправной деятельности.
3.Неадекватность системы мер воздействия в отношении банков, нарушающих законодательство. В недостаточной степени проводится работа по профилактике сбоев в организации противодействия легализации преступных доходов на уровне отдельных коммерческих банков. Встречаются случаи проявления субъективизма надзорного органа при оценке уровня организации внутреннего контроля.
Таким образом, учитывая необходимость приведения российского законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в соответствие с международными стандартами, Ассоциация российских банков выражает чрезвычайную заинтересованность во встрече с экспертами миссии, состоящей из членов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) при участии экспертов Комитета Совета Европы «Манивэл» и Евразийской группы (далее – миссия ФАТФ).
Однако, необходимо отметить, что работа в данном направлении осуществляется. Кроме того, еще раз было подчеркнуто наличие связи между легализацией преступных доходов и преступлениями, связанными с организованной преступной и террористической деятельностью, торговлей оружием и наркотиками, коррупцией и другими преступлениями, а также криминализацией политических и экономических структур.
В ходе данного исследования поверхностно были затронуты ряд проблем возникающих в ходе осуществления противодействия легализации преступных доходов. А также были затронуты вопросы относительно выработки мер и рекомендаций, направленных на повышение эффективности борьбы с данным крайне опасным преступным явлением, как легализация имущества, добытого преступным путем. Особо важным представляется налаживание тесного и действительно эффективного взаимодействия между правоохранительными органами, а также органами Росфинмониоринга и иными финансово-кредитными организациями входящих в антилегализационную систему, как на местном, так и на межрегиональном и международном уровнях.
А также возможным введением более действенного механизма выявления фактов легализации преступных доходов и контроля передвижения финансовых потоков и положения, согласно которому, в случае, если лицо не способно указать законность происхождения своего имущества и права на него оно будет конфисковано. При этом необходимо, чтобы были учтены права и свободы законопослушных граждан.
В заключение, хотелось бы отметить, что указанные в данном исследовании проблемы, а также ряд других проблем очень тесно взаимосвязаны, образуют «клубок» неразрешённых проблем, где одна проблема вытекает из другой. В ряде случаев образуется «порочный круг». Это лишний раз подчеркивает, что противодействие легализации преступных доходов должно осуществляться комплексно и всесторонне.
3,000 руб.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ // Сборник нормативно-правовых актов РФ - М., 2007.
2. Уголовный кодекс РФ// Сборник нормативно-правовых актов РФ - М., 2007.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ// Сборник нормативно-правовых актов РФ - М., 2007.
4. Гражданский кодекс РФ// Сборник нормативно-правовых актов РФ - М., 2007.
5. Кодекс об административных правонарушениях// Сборник нормативно-правовых актов РФ - М., 2007.
6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” // Собрание законодательства РФ.-2008. -№33.
7. Федеральный закон от 8 декабря 2003г. №1162-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской федерации” // Собрание законодательства РФ.-2008. -№50
8. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. №425 “Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Комитету РФ по финансовому мониторингу органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ” // Собрание законодательства РФ. – 2008.-№25.
9. Постановление Правительства РФ от 7.04.2004 №186 “ Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу ” // Российская газета №76 13.04.2007
10. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. №425 “Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Комитету РФ по финансовому мониторингу органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ” // Собрание законодательства РФ. – 2008.-№25.
11. Письмо ЦБ РФ «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма» от 17.08.2004г. №100-Т.
12. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13.07.2005 №99-Т с приложениями.
13. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 20.12.2002г. за №207-П.
Положение ЦБ РФ от 19.08.2004 г. N 262-П.
14. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных от преступной деятельности (Страсбург, 08.11.1990).
15. Алиев В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: основные направления специального предупреждения // Организационно-правовые проблемы борьбы с преступностью в регионах России: Сборник статей / Отв. ред. А.В. Борбат. М., 2006.
16. Алиев В.М. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2007. №5.
17. Алиев В.М. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем // Российский следователь. 2006. №1.
18. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Теоретические основы изучения проблемы легализация (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. Домодедово, 2007.
19. Балабанов И.Т., Банки и банковское дело, СПб, Питер, 2005.
Благодатин А.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Финансовый словарь, М., Инфра-М, 2006.
20. Васильев А., О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма// «Банковское право», № 2, 2007.
21. Васильев А. Уголовная ответственность за отмывание грязных денег: проблемы правоприменения // Современное право. 2007. №11
22. Верин В.П. О некоторых вопросах судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // БВС №2. 2005.
23. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 2006.
24. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006.
25.Волженкин Б.В. Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за легализацию преступных доходов // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Лопашенко. – М, 2007
26. Горелов А. Легализация преступно приобретенного имущества: проблемы квалификации // Уголовное право. 2006. №4.
27. Деркач А.Г. Организация публичного противодействия легализации незаконно полученных доходов в развитых странах (на примере Германии и США) // Вестн. Моск. Ун.-та. Сер.6. Экономика. 2005. №4
28. Жалинский А.Э. Проблема «бегства капиталов из России» и совершенствование уголовного национального законодательства // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Лопашенко. – М, 2007
28. Журавлев М.П., Журавлева Е.М. Ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: закон и судебная практика // Журнал российского права. 2006. №3.
29. Зарубежный опыт противодействия организованной преступности: спецкурс / А.Н. Ежов, А.С. Самойлов, А.А. Спиваковский. Архангельск, 2006
30. Илько Ю.Д. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: криминологический и уголовно-правовой аспекты. Омск, 2007.
31. Истомин А. Ф. Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов // Журнал российского права. 2007. №3.
32. Кадовик Е.И., Арутюнов А.А. Организованная группа, преступное сообщество и легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем // Юридический мир. 2006. №4.
33. Камыкин И. Новое законодательство о борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Законность. 2007. №11.
34. Караваев В.Б. Механизм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем России // Правовые и организационные меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности: Сборник статей / Отв. ред. В.П. Игнатов. М., 2007. 35. Кирюхин А.Б. Некоторые проблемы квалификации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в соответствии с УК РФ // Правовые и организационные меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности: Сборник статей / Отв. ред. В.П. Игнатов. М., 2007.
36. Клепицкий И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. 2007. №8.
37. Колесников В.В. Условия и причины криминализации экономических отношений на этапе рыночных реформ: политико-экономическое исследование. СПб., 2005.
38. Корж В. Типичные способы легализации преступных доходов // Российская юстиция 2006. №4.
39. Коротков А., Завидов Ф., Попов И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Право и экономика. 2007. № 1.
40. Колотова Е.Г. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма//«Банковское право», № 2, 2007.
41. Лопашенко Н.А. Ответственность за легализацию преступных доходов // Законность. 2002. №1.
42. Михайленко А.П. Особенности борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных преступным путем, в условиях развития современных хозяйственных отношений в России // Правовые и организационные меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности: Сборник статей / Отв. ред. В.П. Игнатов. М., 2006.
43. Махмутова Э.Х., Система формализации финансового контроля в кредитной сфере: Банк России - правовой аспект // «Банковское право», №3, 2008.
44. Орехова О.Ю. Современное состояние борьбы с легализацией (отмыванием) имущества, приобретенного преступным путем, в Нижегородском регионе в свете последних изменений в уголовном законодательстве // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Лопашенко. – М., 2006.
45. Организованный терроризм и организованная преступность / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2007.
46. Отчет об итогах конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»// Сборник документов АРБ (Ассоциации Российских Банков) – М., 2008.
47. Отчет об итогах конференции Ассоциация региональных банков России совместно с Консалтинговой группой «Банки.Финансы.Инвестиции» (БФИ)// Сборник документов АРБ (Ассоциации Российских Банков) – М., 2008.
48. Садков Е.В. Международный аспект проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных незаконным путем // Правовые и организационные меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности: Сборник статей / Отв. ред. В.П. Игнатов. М., 2007.
49. Саркисян А. Финансовый терроризм и стабильность мировой экономики // Вопросы экономики. 2007. №11.
50. Соловьев А.В. Борьба с легализацией преступных доходов в России: фарс или реальность? // Следователь. 2007. №5.
51. Соловьев А.В. К вопросу о недостатках уголовного законодательства о легализации преступных // Следователь. 2007. №5.
52.Соловьев А.В. Связь легализации преступных доходов с другими преступлениями // Следователь. 2007. №7.
53.Трапезников В. Борьба с «отмыванием» доходов, полученных противоправным путем // Российская юстиция. 2008. №4.
54.Третьяков И.Л. О законодательном регулировании вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Законодательство и экономика. 2008. №4.
55. Тумаков И.С. Тенденция легализации теневой экономики в Российской Федерации // Теневая экономика: проблемы диагностики и нейтрализации: Материалы секционных докладов / Ред. О.Л. Сафьянов. Екатеринбург. 2004
56. Цепелев В. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности // Российская юстиция. 2007. №11.
57. Шебунов А.А. Борьба с легализацией незаконно полученных доходов по уголовному праву ФРГ // Государство и право. 2008. №6.
58. Якимов О.Ю. Легализация имущества, приобретенного заведомо преступным путем: региональное состояние, возможности и пути противодействия на местном уровне // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Лопашенко. – М, 2007
59. Яни П.С. Уголовно-правовые средства борьбы с легализацией преступных доходов // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Лопашенко. – М, 2007.
60. Аналитический информационный новостной портал, "Клерк", подраздел "Банкиру", http://www.klerk.ru/bank/.
61. Материалы с сайта АРБ (Ассоциации Российских Банков), http://www.arb.ru.
62. Материалы с сайта АРБР (Ассоциации Региональных Банков России), http://www.asros.ru.
63. Интернет-проект FW "Экономика и финансы", http://www.FWeb.narod.ru.
3,000 руб.