В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминания.
Следовательно, изучение памяти в данном возрасте является актуальным.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста уровень развития памяти развивается в процессе учебной деятельности.
Цель исследования: изучить развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме дипломной работы;
• Осуществить первичное эмпирическое исследование по диагностике памяти у детей младшего школьного возраста;
• Осуществить повторное эмпирическое исследование по диагностике памяти у детей младшего школьного возраста;
• Осуществить анализ полученных результатов.
Предмет исследования: развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: когнитивная сфера.
Методы и методики: метод теоретического анализа литературы, метод тестирования (методика «Пиктограмма», Методика «Заучивание 10 слов», тест «Измерения объема зрительной памяти»), метод математической статистики (критерий достоверности U Манна-Уитни).
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития памяти у младших школьников в процессе учебной деятельности 6
1.1 Общая характеристика понятия «память» 6
1.2 Виды памяти 8
1.3 Теории изучения памяти 16
1.4 Развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности 28
Глава 2 Эмпирическое исследование развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности 37
2.1 Описание методик и выборки исследования 37
2.2 Исследование уровня развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности 42
2.3 Анализ полученных результатов 47
2.4 Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 68
3,000 руб.
1. Антонова И.П. Особенности развития памяти у детей 6-7 лет в процессе обучения // Вопросы психологии 1985, №5.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т. 1.
4. Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А. Общая психология: Курс лекций. Мн., 2003.
5. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.
6. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4. Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984.
8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. Мн.: 1998. – 399 с.
9. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учеб. для вузов. М.,2002.
10. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб., - 2002.
11. Исследования памяти / Под ред. Н. Н. Корж. М., 1990.
12. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375 с.
13. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. - VI., 2002.
14. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 2. /В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2004. - 368 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб.: Питер. 2004. – 480 с.
16. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
17. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.
18. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
20. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Т. 1. 2004. – 688 с.
21. Норман Д. А. Память и научение. М., 1985.
22. Общая психология: Курс лекций/ составитель Рогов Е.И. –М., 1995.
23. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1998.
24. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 416 с.
25. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СПб. «Питер» М.: 2001.
27. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
28. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб., 2002.
29. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону. 1999 – 672 с.
30. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1979.
31. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - СПб., 1998.
32. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1995.
33. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти Часть 1, «Эйдос». М.: 2000.
3,000 руб.