Введение
Содержание
Заключение
Литература
Управление персоналом (кадровый менеджмент) является одним из важнейших направлений в стратегии современной организации, поскольку в условиях развития высоко технологичного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Переход на рыночные отношения, усложнение экономических связей, научно-технический прогресс, интенсивно развивая производительные силы, приводят к глубоким изменениям методов труда, что в свою очередь требует более четкой и отлаженной структуры управленческих органов, гибких методов, направленных на повышение эффективности использования кадрового потенциала.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах деятельности с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась само-стоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основ-ном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения теми, кто ступил на стезю менеджмента.
Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.
Целью данной курсовой работы является анализ американской, европейской и японской моделей управления персоналом, их особенностей и возможности применения в российских условиях. В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
проанализировать управление персоналом в системе современного менеджмента. концепция управления персоналом современного предприятия;
охарактеризовать американскую и европейскую модели менеджмента;
дать анализ особенности менеджмента персонала в Японии;
охарактеризовать основную проблематику российского управления персоналом;
дать сравнительный анализ японского и российского опыта управления персоналом.
При написании работы были использованы законодательные акты, монографии, научные и учебные издания по менеджменту, социальной психологии и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы данные социологических исследований, опубликованные в журналах «Управление персоналом», «Служба кадров» и «СОЦИС».
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента. Концепция управления персоналом современного предприятия 5
Глава 2. Зарубежный опыт управления персоналом 11
2.1 Американская и европейская модели менеджмента 11
2.2 Менеджмент персонала в Японии 16
Глава 3. Особенности российского управления персоналом 22
3.1 Основная проблематика российского управления персоналом 22
3.2 Сравнительный анализ японского и российского опыта управления персоналом 25
Заключение 31
Список литературы: 33
Приложение 35
1,200 руб.
В заключение работы по итогам проведенного исследования сделаем выводы.
Управление персоналом представляет собой особую область управления в силу специфики его объекта - человека. Люди наделены интеллектом, способностью к развитию, приходят в организацию для удовлетворения собственных потребностей и остаются в ней в течение длительного времени, их взаимодействие создает уникальную органи-зационную динамику. В самом общем виде управление персоналом состоит в обеспечении необходимых организации навыков и умений (способности) и желания использовать эти навыки (мотивации) у ее сотрудников. Организации решают эту задачу за счет создания спе-циальных систем подбора, развития, оценки и вознаграждения персонала.
В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности, американской, европейской и японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь в виду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
Изучение эффективных приемов в управлении персоналом дает российскому менеджменту широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.
Сила японской системы организации и управления заключается в творческом использовании чужого опыта, в нетривиальном подходе в области мотивации и активизации человеческого фактора. Это – широкая, целенаправленная деятельность по гуманизации живого труда, раскрытию, использованию и развитию не только физического, но и психологического и умственного потенциала работника, использование всех его творческих, организаторских качеств и возможностей.
Японская организационная и управленческая культура формирует такую фирменную среду и производственную атмосферу, которая раскрепощает трудовую и новаторскую инициативу и соучастие.
Япония не стремится широко афишировать и рекламировать свою систему управления, хотя, в то же время доброжелательно относится к экскурсиям иностранцев по компаниям и организациям с целью получения знаний об исключительности японского менеджмента.
С переходом к информационному обществу усиливается необходимость способствовать раскрепощению производственной предприимчивости работников. Именно конкуренция в этой области будет определять наиболее эффективные направления развития управления фирмами в обозримом будущем.
1,200 руб.
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М., 2002.
2. Виноградов Е.А., Маусов Н.К. Ламскова О.М. Персонал в фирмах индустриального развитых стран. — М.: Российская экономическая академия им. В.Г. Плеханова, 2001. — 280 с.
3. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. — М.: Дело ЛТД, 2002. — 370 с.
4. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: ЮНИТИ, 2004.
5. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учеб. пособие. - М.: ЭКМОС, 2002.
6. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. //Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №5.- С. 23.
7. Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 2001. — 368 c.
8. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов. /Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ПРИОР, 2002. — 511 с.
9. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. - М.: БЕК, 2004.
10. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент /Пер. с англ. под ред. О.Я. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Контуревского. - СПб.: Питер, 2004.
11. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Академический проект, 2004.
12. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. — 270 с.
13. Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ИЦ Академия, 2003. – 528 с.
14. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. – М., 2003.
15. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии.- М.,2000.
16. Современный менеджмент. Принципы и правила. (Под ред. В.И. Данилова-Даниляна). - Нижний Новгород: Дайджест, 2002.
17. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: ФИНПРЕСС, 2003.
18. Управление предприятием. Учебник. /Под ред А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2004.
19. Фостер Т. Быть лучшим … в работе с клиентами. – М.: Лори, 2004. – 208 с.
20. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации /Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
1,200 руб.