Введение
Человек всегда понимал, что живые существа бывают различные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и являлись отражением его мировоззрения. Но во все времена он воспринимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют свидетельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда ещё не было письменности, уже существовали люди – первобытные художники, знахари и вожди, - которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни находилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий между людьми.
Интерес к индивидуальности человека был свойственен уже первым психологическим работам. Один из учеников Аристотеля – Теофраст набросал живые и меткие описания различных типов людей в трактате «Этические характеры». В работах Гиппократа и Галена делалась попытка создать первую типологию темперамента на основе преобладания тех или иных соков в организме. Наблюдения за различием в характерах и моральных установках людей можно найти в работах Локка, Монтеля, Дидро.
В отличие от широко распространённых ранее представлений об индивидуальных различиях, сформировавшихся в процессе приспосабливания к повседневной жизни, систематическое изучение таких различий появилось в психологии сравнительно недавно. Вивес, Уарте, Гельвеций заложили основы научного подхода к проблеме индивидуальности. Однако объективное изучение различий между людьми могло происходить только на основе их экспериментального исследования. Хотя у самого Вундта не было работ, направленных на выявление вариативности, но у его первых учеников – Крепелина, Кеттелла и других – появилась установка на переориентацию эксперимента в этом направлении. Так зародилась новая область психологической науки – дифференциальная психология. Её развитию способствовали также запросы практики: педагогической, медицинской и индустриальной.
Поэтому цель нашей работы – изучить специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать литературу по данной теме;
• дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её предмет;
• изучить и выделить основные особенности формирования психологии индивидуальных различий;
• рассмотреть условия, которые способствовали возникновению современной дифференциальной психологии;
• выяснить дальнейшие перспективы развития психологии индивидуальных различий;
• сделать выводы.
Объект исследования- система психологического знания в области изучения индивидуальных особенностей личности в историческом аспекте.
Предмет исследования- историческая перспектива психологии индивидуальных различий.
1,200 руб.
1. Введение………………………………………………………………………… 3-4
2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий… 5-29
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического
знания………………………………………………………………………. 5-7
2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе
отраслей психологии………………………………………………….. 5-6
2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии………….. 6-8
2.2. Формирование дифференциальной психологии………………………... 8-29
2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях….. 8-12
2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии…………….. 12-13
2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии…………………. 13-14
2.2.4. Влияние биологии…………………………………………………… 14-17
2.2.5. Развитие статистического метода…………………………………… 17-18
2.2.6. Тестирование в психологии…………………………………………. 18-24
2.2.7. Появление дифференциальной психологии………………………... 25-29
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных
различий.……………………………………………………………………… 30-32
3. Заключение……………………………………………………………………. 33-34
4. Библиография…………………………………………………………………. 35
5. Приложение
1,200 руб.
4. Библиография
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М., 2001. – 752с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. – М.,1982. – 318с.
3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997. – 328с.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. – 510с.
5. Купер К. Индивидуальные различия. – М., 2000. – 527с.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 1999. – 532с.
7. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – 544с.
8. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии: Учебное пособие. – СПб., 1998. – 136с.
9. Никольская А.А. А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 90-97.
10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1. – Ростов-на- Дону, 1996. – 415с.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.2. – Ростов-на- Дону, 1996. – 413с.
12. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000. – 776с.
13. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. – М., 1989. – 272с.
14. Сонин В.А. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. – М., 1997. – 160с.
15. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. – М., 1960. С.20.
16. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы. – М., 1998. – 336с.
17. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985. – 575с.
18. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996. – 409с.
5. Приложение
Список дополнительной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М., 2001.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. – М., 1984.
4. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. – М., 1998.
5. Белицкая Г.Э. Типология проблемности социального мышления личности: Автореф. канд. дис. – М.,1991.
6. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №1. С. 47-53.
7. Белоус В.В. Темперамент как инвариант. – Пятигорск, 1997.
8. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. – Пятигорск, 1996.
9. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т.12. №6. С. 3-11.
10. Брушлинский А.В. Психологическая наука и проблема субъекта // Тр. Ин-та психологии РАН / Под ред. А.В. Брушлинского и др. М., 1995. Т.1. Кн.1. С. 6-20.
11. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М., 1964.
12. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. Т.16. №1. С. 64-74.
13. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.
14. Купер К. Индивидуальные различия. – М., 2000.
15. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. – СПб., 1912.
16. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М., 1995.
17. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.
18. Лейтес Н.С. Одарённые дети // Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977. С. 54-63.
19. Леонгард К. Акцентуирование личности. – Киев, 1981.
20. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 1999.
21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1977.
22. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003.
23. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии: Учебное пособие. – СПб., 1998.
24. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
25. Мерлин В.С. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977.
26. Мироненко И.А. Дифференциальная психология: конспект лекций. – СПб., 2000.
27. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.
28. Никольская А.А. А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 90-97.
29. Орлинкова Н.В. Самостиль и типология интегральной индивидуальности // Тезисы докладов II Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998. С. 49-51.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов, 1996.
31. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: Коллект. моногр. / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
32. Психология и психоанализ характера / Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 1997.
33. Психология индивидуальности в трудах В.С. Мерлина и её развитие в современном человекознании: коллект. моногр. / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
34. Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000.
35. Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – М., 1982.
36. Равич-Щербо И.В. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977.
37. Россолимо Г.И. Психологические профили. – СПб., 1910.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. Т.2. – М., 1989.
39. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
40. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. – М., 1989.
41. Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты / Под ред. Б.А. Вяткина. – Пермь , 1988. С. 5-10.
42. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие. М., 1997.
43. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. Т.12. №5. С. 3-17.
44. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. –СПб., 2001.
45. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. – М., 1991.
46. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. – М., 1960.
47. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. – М., 1988.
48. Филипченко Ю.А. Гальтон и Мендель. – М., 1924.
49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
50. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы. – М., 1998.
51. Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста. – СПб., 1997.
52. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб. – М., 1995.
53. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.
54. Anastasi A. Differential Psychology. – N.Y., 1958a.
55. Binet A., Henri V. La psychologie individuelle. – Annee psychologique, 1895, 2.
56. Cattel R.B. Handbook of multivariable experiment psychology. – Chicago, 1966.
57. Eysenk H.J. The structure of human personality. – L., 1971.
58. Galton F. Psychometric experiments. – Brain, 1879, 2.
59. Galton F. Inquiries into Human Faculty and its Development. – L., 1883.
1,200 руб.