Введение
Содержание
Заключение
Литература
Подростковый период, пожалуй, один из самых важных и сложных периодов в жизни человека. Социально-психологическое и биологическое положение подросткового возраста является переходным от детства к взрослости. Связанные с этим изменения обусловливают ряд психологических трудностей, носящих характер как субъективно значимых для подростка, так и объективных, нередко способствующих возникновению трудностей в общении.
Образ «Я», будучи сложным личностным образованием, различными исследователями определяется неоднозначно. Но, в целом образ «Я» можно определить как совокупность представлений человека о себе, на основе которых он воспринимает себя и окружающих, ставит цели, избирает ту или иную деятельность и т.д. Образ «Я» является составляющим самосознания, проходит свои этапы развития в ходе онтогенеза.
Образ Я и самооценку как системообразующее и интегративное ядро индивидуальности и структурный компонент «Я-концепции» определяют ученые Р. Бернс, Т.В. Драгунова, А.И. Липкина, Л. Пепло, Л.А. Рыбак, М. Мицели, Д.И. Фельдштейн и др. Общим в этих исследованиях выступает признание самооценки и образа Я как важнейшего регулятора направленности личности, ее развития; самооценка и образ Я представлены как аспект самопознания, открытие «Я» через других в процессе общения. Работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. посвящены деятельностному подходу как принципу изучения психики, являющейся основой формирования самосознания; перспективные тенденции по изучению человеческого «Я» как принципа, организующего развитие человека, раскрыты в трудах В.П. Зинченко, М. Мамардашвили, Л.А. Когана.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать хорошо заученное название широко рекламируемого вида пиво, новые познания в области сексуальных поз или разновидности приемов борьбы. В наши дни для получения различного рода информации детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, заглянуть на веб-страничку или просто включить телевизор.
Средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. Масс-медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат. Но не всегда взрослые хотят, чтобы подобные познания получали их дети.
Любая информация, будь то рекламные объявления, киноленты, компьютерные игры или музыкальные видеопередачи, может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на ребенка. Средства массовой информации просто пестрят материалами о курении и спиртных напитках. Дети и подростки видят, как курят их любимые киногерои. Сигареты и алкогольные напитки являются неотъемлемой частью посещений концертов и спортивных мероприятий. Реклама и кино показывают сексуальных любимчиков публики с сигаретой в зубах, потягивающими виски, утверждая, что "все так делают". Реклама склоняет подростков к курению и употреблению спиртных напитков. Подростки, просматривающие тонны рекламы пива, вин, ликеров и сигарет, соглашаются с тем, что она побуждает у них желание подражать увиденному. Не случайно три наиболее широко рекламируемых марки сигарет являются наиболее популярными среди подростков.
То же можно сказать и о проблеме насилия – уже в раннем возрасте дети сталкиваются с насилием и жестокостью после просмотра очередного боевика или чтения книги или журнала сомнительного издательства. Таким образом, СМИ можно расценивать как подспорье в воспитании образа «Я» у подростка, так и негативным аспектом, отрицательно влияющий на развитие ребенка.
Проблема самосознания подростков изучена, на наш взгляд, недостаточно. Несмотря на то, что серьезные исследования этого вопроса представлены в трудах М. Кле, Ю. А. Клейберга, И. С. Кона, Д. Снайдера, В. В. Столина, Э. Эриксона и др., в большинстве источников при рассмотрении подросткового возраста акцент делается на психофизиологическом аспекте развития. Особенностей формирования самосознания подростков и использование данных особенностей на практике со стороны взрослых (педагогов, родителей, психологов и др.), на наш взгляд, будут весьма мощным способом профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, особенно если данную проблему рассматривать в аспекте влияния СМИ на формирование самосознания и образа «Я» у подрастающего поколения.
С учетом актуальности проблемы изучения влияния СМИ на развитие подростков в целом и на формирования образа «Я» и был сделан выбор темы исследования «Влияние на образ "Я" в подростковом возрасте СМИ, проблема исследования заключается в изучении особенностей влияния на образ «Я» подростков средств массовой информации.
Таким образом, проблематика нашей работы заключается в недостаточности теоретических и прикладных исследований и необходимости их применения в практике развития, обучения и воспитания подростков.
Объектом нашего исследования является процесс формирования самосознания подростка, предметом - особенности влияния на образ "Я" в подростковом возрасте СМИ.
Целью данной работы является изучение проблемы влияния на образ "Я" в подростковом возрасте СМИ.
Гипотеза исследования: для подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ, характерны нарушения представлений о себе во временном аспекте, неадекватная самооценка.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы должны быть решены следующие задачи:
1. Изучение структуры образа «Я»;
2. Изучение психологических особенностей подростков и формирования образа Я в подростковом возрасте;
3. Рассмотрение особенностей формирования образа «Я» у подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ;
4. Отбор методов изучения образа «Я» у подростков чрезмерно увлекающихся СМИ;
5. Экспериментальное изучение сформированности образа «Я» у увлекающихся СМИ подростков;
6. Подбор средств профилактики и коррекции нарушений в формировании образа Я у подростков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-Теоретические (анализ психологической, медицинской и педагогической литературы, формулирование гипотезы, прогнозирование и моделирование результатов исследования)
-Эмпирические (опросник В Стефансона «Q-сортировка», методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской, методика Р. Дембо - С. Я. Рубинштейн «Выявление особенностей самооценки с помощью модифицированных шкал», методика обследования самооценки личности по С. А. Будасси)
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 1362 и вечерней школы №136 г. Москвы. В эксперименте принимали участие 25 учащихся 6 класса, и 25 учащихся вечерней школы в возрасте от 12 до 16 лет.
Работа имеет определенную ценность для практики и теории. Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании сделана попытка обобщить исследования по проблеме формирования образа «Я» у подростков и выявить влияние СМИ на формирование образа «Я» подростков. Практическая значимость определяется тем, что в исследовании доказывается различие в особенностях представлений о себе между подростками, чрезмерно увлекающихся СМИ и их сверстниками без подобных увлечений. Также в работе приводятся рекомендации по формированию образа «Я» у подростков и некоторые теоретические материалы, которые могут быть использованы студентами, преподавателями, исследователями, педагогами и психологами-практиками.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния на образ "Я" в подростковом возрасте СМИ 7
1.1.Проблема образа «Я» в отечественных и зарубежных психологических исследованиях 7
1.2.Формирование образа «Я» в подростковом возрасте 17
1.3.Психолого-педагогические особенности развития подростков с учетом средств массовой информации 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния на образ "Я" в подростковом возрасте СМИ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Диагностика сформированности образа «Я» у подростков 32
2.3. Профилактика и коррекция нарушений в формировании образа «Я» у подростков 42
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 54
1,200 руб.
Целью нашего исследования было изучение проблемы влияния на образ "Я" в подростковом возрасте СМИ. Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
1. Изучение структуры образа «Я» и его формирования в подростковом возрасте. В ходе решения данной задачи было определено понятие «Образ Я»», «идентичность», «самооценка», «самосознание», «Я-концепция». Были рассмотрены различные аспекты представлений личности о себе.
Обычно мнение о себе и образ Я основывается на отношении к нам других людей. Можно выделить несколько источников формирования самооценки и образа Я, которые меняют степень значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я.
2. Были рассмотрены основные возрастно-психологические особенности в отрочестве. Также был раскрыт вопрос о формировании самосознания в подростковом возрасте и особенностях формирования различных видов идентичности в подростковом возрасте. В осмыслении полноты и сложности формирования образа Я как продукта самосознания личности значительную помощь оказали работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.В. Столина, Э. Эриксона. Основой развития самосознания личности является общение и опосредованная им деятельность, а также осознание собственного Я, которое возникает в результате переживания своей «самости», ведущей к познанию и отношению к своему собственному миру и социальной ситуации.
Образ Я как системообразующее и интегративное ядро личности является показателем внутреннего мира личности, роль образа Я и самооценки возрастает в подростковый период: она влияет на личностное и социальное самоопределение подростка.
Понять специфику формирования самооценки в контексте важнейших психологических механизмов позволили исследования, раскрывающие самореализацию личности в аспекте идеи удовлетворения потребностей (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.). В основе личности, определяющей ее направленность, лежат социальные и духовные потребности, которые представляют собой источники самодвижения. В.Ф. Сафин, Л.С. Сапожникова, Д.И. Фельдштейн отмечают, что главными потребностями подросткового периода являются потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению, чуткое реагирование на мнение сверстников. Значение фактора общения, базирующегося на модели субъект-субъектных связей педагога и ребенка, подчеркивается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева и др.
3. При рассмотрении особенностей влияния СМИ на развитие детей в целом и формирования образа «Я» у подростков были определены особенности влияния СМИ на становление ребенка в целом, на формирование его мышления и самосознания, эмоционально-волевой сферы, формирования чувства взрослости, социализацию детей в обществе.
Мы выяснили, что подростки чрезмерно увлекающиеся СМИ имеют нарушения в формировании самосознания, в том числе и образа Я, определили как положительные, так и отрицательные стороны влияния СМИ на подростков.
4. В результате решения задачи отбора методов изучения образа «Я» у подростков чрезмерно увлекающихся СМИ были рассмотрены методики Н. Л. Белопольской, Дембо-Рубинштейн, В. Стефасона и С. А. Будасси поскольку они позволяют выявить и оценить различные аспекты самосознания подростков.
5. Экспериментальное изучение сформированности образа «Я» у подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ, показало, что образ «Я» у них отличается от образа «Я» их сверстников - имеются достоверные различия:
- в самооценке (у подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ, отмечена тенденция к завышенной самооценке),
- в восприятии себя во времени (для девиантов характерно неадекватное восприятие своей временной персперктивы),
- в оценке своих коммуникативных особенностей (у подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ отмечена меньшая общительность),
- в стремлении к независимости и готовности принятия борьбы,
- в расхождении между Я-реальным и Я-идеальным.
6. На основании анализа результатов эмпирического исследования была выявлена необходимость создания специальных условий для подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ, по формированию адекватного образа Я.
Профилактическая и коррекционная работа должна быть комплексной, стоиться на общих принципах воздействия на личность подростка. Были подобраны некоторые рекомендации для педагогов и родителей.
Организация процесса формирования адекватного образа себя требует определения целевых, содержательных, методических основ, составления программы и ее апробации в ходе психолого-педагогического эксперимента. Проделанная нами работа недостаточно полна, а является скорее одним из первых этапов в системе мер по формированию самосознания у подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ.
Сделанные выводы являются обоснованными и подтверждают гипотезу исследования о том, что для подростков, чрезмерно увлекающихся СМИ, характерны нарушения представлений о себе во временном аспекте, неадекватная самооценка.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
1,200 руб.
1. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск: Наука, 1989.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. – СПб.: «Питер», 1990. – 367 с.
3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. – М., 1989.
4. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формулирующие половую идентификацию /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 777-790.
5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2.,Изд 2-е, испр. - М.: КогитоЦентр, 1998. - 24 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / Под ред. Пилиповского В.Я. - М., Прогресс, 1986. - 422 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1979. № 4. С. 24.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
9. Волков И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. Новый научный синтез. – СПб.: Изд. БПА, 2000.
10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
11. Еникеева Д. Д. Пограничные состояния детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
12. Ильенков Э. В. Что же такое личность?—В кн.: С чего начинается личность? М., 1979, с. 234-265.
13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – М., 2003.
14. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л., 1988.
15. Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - 1999.
16. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие: Пеp. с фp. - М., 1991.
17. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М., 1979. - 607 с.
18. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 763-776.
19. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. - 1981. - №2. - с 47-57.
20. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
21. Кон И.С. Психология сексуальности // Психосексология / под ред. проф. К. Сельченка. – М., 1997.
22. Кондратьев М. Ю. Типичные девиации психосоциального развития подростков.//Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А. – М.: «Академия», 1999.
23. Королев В. В. Психические отклонения у подростков. –М., 1992 – 206 с.
24. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999 – 512 с.
25. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 168с.
26. Личко А. Е. Эти трудные подростки. – Л., 1983. – 126 с.
27. Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2000.
28. Мир детства. Юность. - М., 1991.
29. Молодцова Т.Д. “Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков” Ростов – на – Дону, 1997г.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.
32. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.
33. Осухова Н.Г. В поисках идентичности: от зеркала до дневника.//Журнал «Школьный психолог», - 2001. - № 33
34. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.: Институт практической психологии, 1996.
35. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376 с.
36. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.
37. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.
38. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
40. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
41. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с 32-39.
42. Худиков В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. – Киев, 1993.
43. Циркин С. Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
44. Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол.наук. - М., 1991.
45. Эриксон Э. Идентичности: юность и кризис. - М., 1996.
1,200 руб.