Введение
В России со времен Петра I уделялось первостепенное внимание созданию флота и портов как залогу успеха торговли с иностранными государствами и источнику пополнения государственной казны. Когда морской транспорт оказывался в затруднительном положении, государство, понимая его важность и значение, всегда находило необходимые средства и методы для поддержки. Российская Федерация имеет крупные экономические и политические интересы в международном судоходстве. Её морская державность определяется не протяжённостью морского побережья, а мощностью потенциала морского торгового флота.
В нашей стране морской флот всегда был приоритетным. Он постоянно и интенсивно пополнялся и обновлялся. В 70-80-е гг. в состав флота ежегодно вступало 50-80 судов общим дедвейтом 0,8-1,0 млн. т. Это позволило в сжатые сроки резко повысить потенциал транспортного флота.
По общему тоннажу среди развитых судоходных стран морской национальный флот в начале 80-х гг. стремительно вышел вперед и занял ведущие позиции на мировом фрахтовом рынке, в том числе в наиболее сложном линейном судоходстве; располагая более чем 1,5 тысяч судов разных назначений и типов общим дедвейтом более 20 млн. т, он прочно закрепился на 5-м месте. Современная Россия «завидует» времени Петра 1.
Огромную роль в деятельности морского флота Российской Федерации, как и любого другого государства, играет правовое регулирование. Несовершенная законодательная база государства и говорит об актуальности рассмотрения правового статуса морского судна в Российской Федерации, выявлении недостатков, проблем, и пути преодоления неразвитости российского закона. Национальные нормы и требования должны основываться на применимых международных конвенциях и кодексах, должны быть известны и доступны судовладельцам, должны помогать, а не мешать работать.
Необходимо выработать и задействовать законодательные, экономические, финансовые, административные механизмы повышения удельного веса российского флота в транспортировке российских внешнеторговых грузов, используя для этого богатый опыт, накопленный различными государствами мира (включая США, Японию, Корею, Китай и др.).
Целью данной работы является всесторонне раскрыть правовой статус Морского судна Российской Федерации.
С учетом поставленной цели необходимо выполнить некоторые задачи, например, дать исчерпывающее понятие морского судна; раскрыть правовое регулирование деятельности морских судов, в том числе - право собственности на морские суда; порядок регистрации судов, прав на них, сделок с ними, а также определить значение регистрации, применяя сравнительную характеристику положений о регистрации в России и Германии. Немаловажным, среди поставленных задач является вопрос национальности судна, а также судовых документов. Также необходимо выделить первоочередные задачи законодательного обеспечения деятельности морского транспорта; Некоторые международно-правовые проблемы морской деятельности, а самое главное – рассмотреть проблемы законодательного обеспечения деятельности судоходных компаний в России.
Для выполнения вышеперечисленных задач мной было изучены и применены международные и национальные нормативные акты, среди которых Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, Конституция Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и многие другие источники.
3,000 руб.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие морского судна………………………………………….…..5
1.1. Определение и статус морского судна……………………………………5
1.2. Состав морских судов………………………………………………….….9
Глава 2. Правовые основы морских судов……………………….…………11
2.1. Право собственности на морские суда …………………………..………..11
2.2. Регистрации судов, прав на них, сделок с ними и значение
регистрации………………………………………………………………....26
2.2.1. Регистрация судов, прав на них, сделок с ними……………….....26
2.2.2. Значение государственной регистрации прав на морские
суда в России и Германии………………………………………....28
2.3. Флаг и национальность судна…………………………………………..….38
2.4. Судовые документы и их правовое значение. …………………………………45
2.5. Арест морских судов…………………………………………………..……56
2.5.1. Арест морских судов в международных договорах……………...56
2.5.2. Российское законодательство об аресте морских судов………...66
Глава 3. Проблемы и совершенствование законодательного
обеспечения морской деятельности………………………………..68
3.1. Первоочередные задачи законодательного обеспечения деятельности
морского транспорта ……………………………………………………….68
3.2. Некоторые международно-правовые проблемы морской деятельности..71
3.3. Проблемы законодательного обеспечения деятельности судоходных
компаний…………………………………………………………………....75
Заключение ……………………………………………………………………..91
Список использованных источников…………………………………….….93
3,000 руб.
Заключение
Международная практика подтверждает, что национальная судоходная отрасль эффективно развивается только во взаимодействии с государством, проводящим разумную протекционистскую политику в сфере морского транспорта. Современный профессиональный, социально ответственный менеджмент плюс поддержка отечественного бизнеса и занятости населения со стороны государства – такова наиболее эффективная формула возрождения и расцвета торгового флота России, сохранения создавшейся со времен Петра национальной морской индустрии.
Планируется реформирование Европейской конференции министров транспорта (где в течение года председательствовал Министр транспорта России), её превращение в своего рода «транспортные Давосы», где с участием капитанов бизнеса и науки будет обсуждаться стратегия развития транспортного рынка на континенте. Как часть Европы, мы должны «вписаться» в эту систему и эффективно работать в ней на основе общих принципов.
Морской национальный флот – важная составляющая мощи страны. Он оказывает огромное влияние на решение экономических и политических кризисных проблем (всем памятны карибский и другие кризисы). Такие проблемы не решаются вдруг сами собой. Для этого МФ должен быть заблаговременно и надлежаще подготовлен. В планово-регулируемой экономической системе действовал отработанный порядок подготовки судов. В новых условиях необходимы иные подходы, главные из которых связаны, прежде всего, с собственностью. При этом возникают, по крайней мере, две проблемы, требующие неотложного решения:
- создание правовых и экономических основ мобилизационной подготовки судов;
- в кризисных ситуациях мобилизации подлежат не все морские суда, а лишь определенные их группы;
- эти суда при постройке должны удовлетворять требованиям, как правило, превышающим коммерческие (по прочности, остойчивости, грузоподъёмным устройствам и т.д.);
- изыскание возможности незамедлительного (при необходимости) перевода морских судов из оффшорных зон под – национальный флаг, что существует в международной практике, но делается это только по соглашению с судовладельцами, как правило, заблаговременно подготовленными под определенные экономические условия
Морской флот – политически и экономически значимая для страны отрасль, которая не может быть брошена на произвол судьбы в стихийную рыночную круговерть. Развитие национального флота должно регулироваться и контролироваться государством посредством принятия полноценных нормативных актов и применение имеющихся.
Опосредованное регулирование предусматривает создание надлежащей базы, стимулирующей предприятия и организации к развитию инициативы и созданию предпосылок для решения проблем своими силами и за счёт собственных средств. Прямое регулирование опирается на госбюджетные средства (строительство судов государственного назначения: аварийно-спасательных, природоохранных, гидрографических, ледокольных, научно-исследовательских, учебных). Контроль во всех случаях осуществляется государством.
3,000 руб.
Список использованных источников
I. Нормативные акты
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997 г., N 48, ст. 5493.
2. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Бюллетень международных договоров, январь, 1993, № 8
3. Конвенция об открытом море 1958 г. // СЗ РФ. 1995, № 25, ст. 1525
4. Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974-1978гг. // СЗ РФ. 1998. № 63. Ст. 7555.
5. Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72) – М.: РосКонсульт, 200, 80 с.
6. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.
7. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием, 12 декабря 1993 года.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
9. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. // СЗ РФ. 2002. №44.ст.4295.
11. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999 г. № 18 ст. 2207
12. Актуальные вопросы морского права. М., 1990.
13. Аксютин Л.Р., Бондарь В.М., Ермолаев Г.Г. и др. Справочник капитана дальнего плавания. М.: Транспорт 1988 г. –248 с.
14. Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М., 2001. С.90-91.
15. Белоусов Л.Н., Корхов Я.Г. Технология морских перевозок грузов. Издательство Транспорт, 1967г. – 304 с.
16. Бойцов Ф.С., Иванов Г.Г., Маковский Л.М. Морское право. М.: «Транспорт», 1976. 271 с.
17. Бурмистров М.М. Фрахтование судов и внешнеторговые операции. М.: “Транспорт” 1975 г. – 248 с.
18. Верещетин В.С. Свобода судоходства в открытом море. М.,1958.
19. Гуцуляк В.Н. Морское право: Учебное пособие. – М.: РосКонсульт, 2000.- 368 с.
20. Забелин В.Г. Фрахтовые операции во внешней торговле: Учебное пособие. – М.: РосКонсульт, 2000.- 256 с.
21. Иванов Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. – М.: Спарк, 2000 – 734 с.
22. Иванов Г.г., Маковский А.Л. Международное частное морское право. Л.: Судостроение, 1984 г. – 287 с.
23. Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смешными морскими договорами). М.: «Транспорт», 1978. – 160 с.
24. Кокин А.С. Коносамент. Правовые аспекты. – М.: Транспорт, 1987. 149 с.
25. Кокин А.С. Юридический справочник по торговому мореплаванию. М.: Издательство «Спарк», 1998. – 560 с.
26. Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973.
27. Коломбос Д. Международное морское право. М.,1975.
28. Мешера В.Ф. и другие. Советское морское право. Учебник для вузов морского транспорта. М.: Транспорт, 1985. – 277 с.
29. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983.
30. Международное морское право: Справочник. М., 1985.
31. Мировой океан и международное право / Отв. ред. Мовчан А.П., Янков А.П. М., 1986.
32. Мовчан А.П. Международное морское право (Основные положения): Учеб. пособие. М., 1997.
33. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.
34. Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. 3-у изд., перераб. И доп. – С. Петербург: АНО НПО «Мир и Семья», 2001 г. 560 с.
35. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды. М., 1988.
36. Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю.Г. Барсегов. М., 1985.
37. Современное международное морское право. В 3 т. М., 1974-1984.
38. Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну. М.,1986.
39. Brown E. D. The Inte
ational Law of the Sea. Vol. 1-2/ Dartmouth, 1994.
III. Периодическая литература
40. Сборник документов о порядке плавания и ведения промысла. T.I/ Сост. Гуров В.Е. Л., 1971. С. 248.
41. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста, морских судов // Закон. 1999. N 12.С. 14-21.
42. Международная конвенция об аресте судов 1999 г. // Закон. 1999. N 11. С. 12
43. Паньков В. Национальная принадлежность корабля и его статус. Морской сборник. 1993 г. № 12 с.28
44. Фалилеев С. Ипотека морских судов. Журнал “Морской флот”, 1996 г., № 5.
3,000 руб.