Введение
Содержание
Заключение
Литература
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуальный кодекс Рос-сийской Федерации (далее - УПК РФ) впервые закрепил классификацию участ-ников уголовного судопроизводства в соответствии с выполняемыми функциями уголовного преследования, защиты и разрешения уголовного дела, и внес множе-ство изменений регламентирующих их процессуальное положение. В результате произошедших изменений, институт обвинения (уголовного преследования), и регламентация в УПК РФ правового статуса участников уголовного процесса осуществляющих функцию обвинения, получили более четкое оформление.
Новый УПК РФ серьезно изменил процессуальное положение следователя, представив его со стороны обвинения, что повлекло за собой пересмотр его про-цессуальных задач и полномочий. Теперь процессуальный статус следователя оп-ределяется наделением его функцией обвинения (уголовного преследования). Из-менение процессуального положения следователя (дознавателя), расширение прав участников уголовного судопроизводства, с которыми следователь вступает в правовые отношения в ходе расследования по уголовному делу, привели к значи-тельному ограничению его процессуальной самостоятельности. Осуществление уголовного преследования, наряду с прокурором, начальником следственного от-дела, предусмотренный ч. 4 ст. 146 УПК РФ порядок возбуждения уголовных дел, при котором следователю, необходимо получить обязательное согласие прокурора на возбуждение уголовного дела, ставит под сомнение самостоятельность и неза-висимость данного участника процесса.
Новеллы УПК РФ во многом изменили традиционные формы и методы ра-боты следователя, характер взаимодействия с прокурором и судом. Эти изменения в современных правовых реалиях вызывают необходимость анализа и совершен-ствования правовых норм, их регулирующих.
Анализ юридической литературы, представленной в библиографии, показы-вает, что проблема правового положения участников уголовного процесса, в том числе и следователя, является предметом пристального внимания известных рос-сийских ученых. Однако анализ работ авторов, представленных в библиографии позволяет сделать вывод о том, что они не исчерпали всей проблематики темы исследования. Так, в частности, в отношении правильности законодательного ре-шения об отнесении следователя к стороне обвинения, о функциях которые дол-жен выполнять следователь в уголовном судопроизводстве среди исследователей данного вопроса, высказываются диаметрально противоположные подходы. В этой связи автором, рассматривается современное состояние проблем процессуально-го положения следователя.
Перечисленные обстоятельства определили актуальность работы, объект и предмет исследования, постановку соответствующей цели и задач.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, воз-никающие в сфере реализации полномочий участников уголовного процесса.
Предмет исследования образуют нормы действующего и утратившего закон-ную силу уголовного законодательства, положения ведомственных нормативных актов, научная, учебная и иная юридическая литература, относящаяся к анализи-руемой проблеме.
Основная цель исследования заключается в изучении теоретических и прак-тических проблем уголовно-процессуального статуса следователя как участника уголовного процесса со стороны обвинения.
Содержание указанной цели определило задачи исследования:
- изучить новеллы действующего законодательства, и проанализировать про-блемы, относящиеся к теме исследования;
- раскрыть понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судо-производстве;
- рассмотреть особенности органов предварительного следствия в системе МВД Росси;
- изучить полномочия следователя и проанализировать его проблемы про-цессуальной самостоятельности;
- изучить полномочия органов, осуществляющих контроль и надзор за про-цессуальной деятельностью следователя;
- обосновать предложения по совершенствованию действующего законода-тельства.
1,200 руб.
Введение 3
1. Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. Особенности органов предварительного следствия в системе МВД России 5
2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность 14
3. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
1,200 руб.
В настоящей работе был рассмотрен ряд вопросов, позволивших раскрыть процессуальное положение следователя, как участника уголовного процесса со стороны обвинения. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы и предложения.
1. Следователь - уполномоченное государством должностное лицо прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое призвано в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
2. В соответствии с УПК РФ следователь относится к участникам уголовного судопроизводства, входящим в сторону обвинения. Он выполняет процессуальную функцию обвинения (уголовного преследования). Вместе с тем, представляется, что отнесение следователя к стороне обвинения нецелесообразно и ведет далеко не к состязательному типу уголовного процесса. Следователь должен быть как судья: не относится ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты, а всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, т.е. выполнять одну основную функцию - функцию расследования, которая заключается в деятельности следова-теля по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств де-ла. Поэтому, представляется необходимым вернуть на законодательном уровне ст. 20 УПК РСФСР.
В связи, с чем предлагаем п. 41 ст. 5 УПК изложить в следующей редакции:
«41) следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предва-рительное следствие по уголовному делу путем объективного, всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, а также обладающее иными полномо-чиями, предусмотренными настоящим Кодексом».
3. Действующий УПК РФ предоставляет следователю широкие полномочия по избранию направления хода расследования уголовного дела и тактики уголовно-процессуального доказывания. Закон наделяет следователя процессуальными пол-номочиями по производству следственных действий, по применению мер уголов-но-процессуального принуждения и по принятию различных процессуальных ре-шений.
4. Как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, сле-дователь в соответствии с УПК РФ обладает процессуальной независимостью и са-мостоятельностью, позволяющей ему принимать решения, определяющие начало, ход и завершение производства по конкретному уголовному делу. Процессуальная самостоятельность следователя относится как к сфере принятия им решений, так и в целом ко всей его процессуальной деятельности: планирование расследова-ния, выбору наиболее эффективных и основанных на законе тактических прие-мов и методов расследования, направленных к быстрому и полному раскрытию преступлений.
5. По сравнению с УПК РСФСР полномочия по осуществлению следст-венных действий существенно ограничены. На сегодняшний день процессуальное положение следователя таково, что при принятии основополагающих решений сле-дователь целиком и полностью зависит от прокурора. Так следователь и дознава-тель не вправе без согласия прокурора возбудить уголовное дело, обратиться в суд с ходатайством на применение меры пресечения в виде домашнего ареста и заклю-чения под стражу и для проведения определённых следственных действий без со-гласования с прокурором.
6. В целях упрочнения процессуального положения следователя, закрепления за ним достаточного уровня процессуальной самостоятельности необходимо закре-пить его статус в соответствующем федеральном законе. Остро необходим закон «О статусе следователя», принятие которого неоправданно затягивается.
Для усиления процессуальной самостоятельности следователя, предлагается изменить формулировку ч. 1 ст. 107 и ч. 1 ст. 108 УПК РФ, убрав оттуда положение о необходимости согласования с прокурором ходатайства в суд о применении этих мер пресечения, обязав следователя уведомлять прокурора о принятии данного процессуального решения, что обеспечит оптимальный уровень процессуальной самостоятельности следователя.
1,200 руб.
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание зако-нодательства РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921 (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 3181-1 «Об оперативно-розыскной деятельности »// Собрание законодательства РФ..- 1995.- N 33.- ст. 3349.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Россий-ской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федера-ции и Верховного Совета Российской Федерации.- 1992.- N 8. -Ст. 366
4. Указ Президента РФ “О мерах по совершенствованию организации предва-рительного следствия в системе МВД Российской Федерации” от 23 ноября 1998 г.// Российская газета. 1998. 26 ноября (с последующими изменениями и допол-нениями).
Научная и учебная литература
5. Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и независи-мость следователя: история и современность // Проблемы формирования социа-листического правового государства: Труды Академии. - М.; Изд-во Акад. МВД СССР, 1991.
6. Деришев Ю.В. Проблемы организации досудебного производства по УПК РФ: Монография. – Омск: Омский юридический институт. 2003
7. Картохина О.А. Начало и прекращение уголовного преследования следова-телями органов внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.
8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 2-е изд., пере-раб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2006.
9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общей ред. В.И.Радченко) 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юс-тицинформ, 2004.
10. Правовое положение участников уголовного судопроизводства. коммен-тарий законодательства: основные положения, проблемы и новации. (постатей-ный)/ Б.Д. Завидов, А.А. Орлова, И.А. Попов, Н.Е. Сурыгина, С.Ф. Шумилин - Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2004.
11. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1.- М. Наука. 1968.
12. Уголовный процесс: учебник для вузов (издание второе, переработанное и дополненное)/ Под ред. В.И. Радченко.- М:Юридический Дом "Юстицинформ", 2006
13. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факуль-тетов (под ред. К.Ф. Гуценко). - М.: Издательство "Зерцало", 2005. - (Серия "Классический университетский учебник").
14. Фатальникова Н.Ф. Профессиональная этика сотрудника МВД. -Краснодар 1998
15. Ташибаева А.К. Ведомственный процессуальный контроль за отказом в возбуждении уголовного дела. ∕Проблемы приведения нового уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве: Материалы науч-но-практической конференции. Часть 2. – Барнаул, 2002.- С. 136-137.
16. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. – М: "Юстицинформ", 2006. С. 154
Материалы периодической печати
17. Головко Л.В. Новый УПК Российской Федерации в контексте сравнитель-ного уголовно-процессуального права ∕∕ Государство и право. -2002.- №5.- С. 55 - 56.
18. Глушков А.И., Алонцева Е.Ю. Некоторые аспекты реализации полномочий следователя по производству следственных действий, выполняемых с разрешения суда.//Российский следователь.- 2006. - № 9.
19. Дармаева В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя // Следо-ватель: Федеральное издание. - 2002. - № 10. – С. 43-46.
20. Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя.//Законность. - 2000 - № 4. - С. 28-29
21. Громов Н.А. О принципе процессуальной самостоятельности следователя // Следователь. - 1997. - № 6. - С. 19-21
22. Селезнев МА Ведомственный процессуальный контроль и прокурорский надзор на предварительном следствии // Законность.- 1999.- № 1.- С. 13-16.
1,200 руб.