1. Введение.
Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, на-сколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем во-просов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы про-цессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие соста-ва и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д.
Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуще-ствляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следо-ватели учреждены специально для осуществления данной функции.
Целью настоящей работы является исследование процессуального положения следователя в уголовном процессе, правовых основ его деятельности и взаимоотно-шений с другими субъектами в неразрывной связи с анализом сущности и принципов стадии предварительного расследова¬ния, механизма уголовно-процессуального регу-лирования, предшествую¬щего судебному разбирательству уголовных дел.
В рамках обозначенной цели представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:
определение места следователя в уголовном процессе и характер выполняемых им функций;
исследование проблемы процессуальной самостоятельности следователя;
рассмотрение видов поднадзорности и подконтрольности деятельности следова-теля.
Вышеуказанные задачи исследования определяют структуру работы.
При написании работы использовались тексты нормативных актов РФ, научные комментарии законодательства, учебная литература, монографии по исследуемой проблеме, материалы периодических изданий.
2. Следователь как представитель стороны обвинения в уголовном судопро-изводстве.
Что касается процессуальных функций, выполняемых в уголовном судопроиз-водстве следователем как самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности то, М.С. Строгович полагает, что следователь одновременно осуществ-ляет три функции: обвинения, защиты и разрешения дела, - и отмечает, что функции обвинения (уголовного преследования) и защиты у следователя возникают лишь по-сле появления в процессе обвиняемого. Вся же деятельность следователя до этого момента, есть следственная деятельность, предварительное следствие, в котором ещё не расчленены процессуальные функции, и эта деятельность представляет со-бой необходимую подготовку к уголовному преследованию, но не само уголовное пре-следование. Движение уголовного дела, развитие уголовного процесса обусловлено «борьбой» обвинения и защиты – двух диалектически противоположных по своей на-правленности видов уголовно-процессуальной деятельности.
Функцию обвинения можно определить как совокупность процессуальных дей-ствий, направленных на то, чтобы изобличить в совершении преступления лицо, при-влечённое в качестве обвиняемого, обеспечить применение к нему мер заслуженного наказания, либо как деятельность, направленную на изобличение и осуждение винов-ного в совершении преступления. Существует некий специальный институт, призван-ный материализовать вывод следователя о наличии достаточных доказательств для обвинения лица в совершении преступления. Применение этого института и образует функцию обвинения.
Одной из форм реализации следователем функции обвинения является офи-циально выраженное подозрение лица в совершении преступления. По действующе-му закону подозреваемым признаётся лицо, в отношении которого возбуждено уго-ловное дело, либо задержанное по подозрению в совершении преступления, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Юридическим выражением подозрения в совершении преступления являются: протокол задержания (ст. 92 УПК РФ), постановление об избрании меры пресечения, до предъявления обвинения (ст. 101 УПК РФ).
Реализация функции обвинения в форме подозрения предопределяется дос-тижением определённого этапа в познании истины по уголовному делу и поэтому имеет под собой материальную основу в виде такой совокупности доказательств, ко-торая позволяет предполагать виновность лица в совершении преступления и вместе с тем не является достаточной для привлечения его в качестве обвиняемого. Таким образом, в основе процессуального подозрения лежит фактическое подозрение лица в совершении преступления. Однако фактическое подозрение по действующему зако-нодательству далеко не всегда может быть выражено юридически (процессуально), поскольку официальным (юридически значимым) признаётся только подозрение, свя-занное с задержанием лица или применением к нему меры пресечения до предъяв-ления обвинения.
Второй и наиболее характерной формой реализации следователем функции обвинения является привлечение лица в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 47 УПК РФ). Для образования целостной системы привлечения лица в качестве обвиняемого, а также для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого на предваритель-ном следствии, процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого должен состоять из следующих действий:
1) принятие мер по обеспечению явки обвиняемого;
2) вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
3) разъяснения прав и обязанностей обвиняемого;
4) предъявление обвинения;
5) допрос обвиняемого;
6) изменение и дополнение обвинения.
Установив основания для привлечения в качестве обвиняемого, следователь обязан немедленно вынести соответствующее постановление, но в некоторых случа-ях допускается возможность отступления от этого правила по тактическим соображе-ниям. При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения, когда отсрочка привлечения лица в качестве обвиняемого не вызывается необходимостью, следователь должен безотлагательно вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого
Окончание предварительного расследования с составлением обвинительного заключения означает, что следователь пришёл к выводу о наличии достаточных ос-нований для придания виновного суду.
Органы предварительного следствия в системе МВД России.
Уголовно-процессуальное законодательство различает две формы предвари-тельного расследования. Они различаются между собой по процессуальному порядку и по органам, которые их производят.
Основной формой предварительного расследования принято считать предва-рительное следствие, которое производится следователями различных ведомств. По делам о некоторых преступлениях предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым прокурор или суд. Независимо от ха-рактера совершенного преступления предварительное следствие обязательно по де-лам о преступлениях несовершеннолетними, а так же лиц, которые в силу своих фи-зических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на за-щиту. Предварительное следствие обязательно и по делам об общественно-опасных деяниях невменяемых, а так же о преступлениях лиц, заболевших душевной болез-нью после совершения преступления.
Второй формой предварительного расследования является дознание.
Без эффективного взаимодействия органов следствия и дознания невозможно полное, объективное и всестороннее доказывание обстоятельств совершенного пре-ступления. Существуют две группы форм взаимодействия между органами предвари-тельного расследования:
Процессуальные формы взаимодействия:
- выполнение поручений следователя;
- содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовного де-ла;
- возбуждение уголовного дела, по которым обязательно предварительное след-ствие, производство по ним неотложных следственных действий и передача их следователю, который ведет дальнейшее расследование;
- использование следователем данных, полученных органам дознания с помощью оперативно розыскных мер;
- совместное согласованная деятельность в период производства органами доз-нания неотложных следственных действий по делу, по которому предваритель-ное следствие обязательно.
Организационные формы взаимодействия:
- совместная согласованная деятельность в составе следственно оперативных групп;
- немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении пре-ступлений, требующих производства предварительного следствия;
- организация следственно0оперативных групп (бригад), в которые включены сле-дователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях;
- согласование планирование следственных, оперативно-розыскных действий;
- выступление перед населением и проведение профилактики мероприятий;
- межведомственные оперативные совещание работников прокуратуры, следст-вия, дознания;
- совместное проведение занятий.
В стадии предварительного расследования следователи и дознаватели обяза-ны соблюдать конституцию Российской Федерации, которая гарантирует гражданам права и свободы и среди них неприкосновенность личности, свободу передвижения и определение места проживания, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, которые могут затрагиваться во время предварительного рассле-дования. Чтобы их не нарушить, органы, ведущие предварительное следствие или дознание, должны безукоризненно соблюдать уголовно-процессуальные нормы, регу-лирующие производство каждого из следственных и розыскных действий в отдельно-сти и всех их в совокупности.
Встречающиеся в следственной практике попытки процессуального упрощенст-ва под предлогом \\\\\\\"усиления\\\\\\\" борьбы с преступностью совершенно недопустимы. Только строгое соблюдение предписаний уголовно-процессуального закона обеспечи-вает органам расследования наиболее благоприятные условие собирания и исследо-вания доказательств в целях истины. И наоборот, несоблюдение установленных тре-бований неминуемо ведет к ослаблению борьбы с преступностью, так как доказатель-ства теряют доброкачественность, а подчас и вызывают сомнения в том. что к уголов-ной ответственности привлекается именно то лицо, которое совершило преступление. Разумеется, должны соблюдаться все законы и иные нормативные акты, которые действуют на территории Российской Федерации и подлежат применению в ходе доз-нания и предварительного следствия. Речь идет об уголовно-процессуальном законе, прежде всего потому, что именно его нормы определяют содержание и порядок след-ственных действий.
3. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность.
Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК России - должностное лицо, уполномо-ченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обя¬занности и обладающим определён-ными правами, которые чётко опреде¬лены законом.
Следователь занимает специфичное положение в уголовном процес¬се. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголов¬ного дела, предва-рительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характер¬ная осо-бенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. Незави-симо от ведомственной принадлежности каж¬дый следователь обязан руководство-ваться предписаниями закона о со¬держании и направлении его деятельности. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совер¬шивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невинов-ный не был привлечён к уголовной ответственности и осуж¬ден.
Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнару-жения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, ви¬новных в совершении преступ-ления (ч. 2 ст. 21 УПК России).
С этой целью следователь вправе по находящимся в его производст¬ве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качест¬ве эксперта, произ-водить осмотры, обыски и другие, предусмотренные за¬коном следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, ор¬ганизаций, должностных лиц и граждан представления предметов и доку¬ментов, могущих по делу установить фактические данные; требовать про¬изводства ревизий и документальных проверок (ст. 86 УПК России); на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потер¬певшим, гражданским истцом или ответчиком (ст. ст. 42, 44, 54 УПК Рос¬сии); задержи-вать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК России); привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК Рос¬сии); применять к ним меры пресечения (ст. 97 УПК России); приостано¬вить производство по делу (ст. 208 УПК России); на-править дело через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК России).
Следователь вправе прекратить уголовное преследование своим постановле-нием при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК России.
Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследо¬ваны следователем всесторонне, полно и объективно. В основном дела на¬правляются для производства дополнительного расследования из-за не¬полноты предварительного следствия, кото-рая в большинстве случаев в необходимости производства различного рода экспер-тиз, установления и допроса дополнительных свидетелей, приобщения ряда докумен-тов.
Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Согласно закону следователь обязан разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности, и обеспечить воз-можность осуществления ими своих прав (ст. 11 УПК России).
Следователь обязан обеспечить подозреваемому и обвиняемому воз¬можность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 16 УПК России). На следователя уголовно-процессуальным законом возложена обязанность обеспечить защитника на предвари-тельном следствии, в случаях, преду¬смотренных ч.З ст. 16 УПК России.
Следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. Так, существенным ущемлением прав потерпевшего является, по моему мнению, невнесение его в список лиц, подлежащих вызову в суд.
Следователь обязан рассматривать ходатайства, заявляемые участ¬никами процесса (ст. 159, 219 УПК России).
Из анализа действующего уголовно-процессуального закона и УПК России можно сделать вывод о том, что следователь обладает широким спектром полномо-чий при производстве предварительного следствия. Од¬нако они не систематизирова-ны и находятся в различных разделах и главах УПК. Поэтому, на наш взгляд, необхо-димо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более пол-ную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Как участник уголовного процесса следователь обладает широкой процессу-альной самостоятельностью. В соответствии с законом, при производстве предвари-тельного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следст-венных действий следователь принимает само¬стоятельно, за исключением случаев, когда предусмотрено законом согласие и получение санкции от прокурора или поста-новления суда, и несёт полную ответственность за их законное и своевременное вы-полнение, то есть за ход и результаты расследования.
Обладая процессуальной самостоятельностью и независимостью, следователь принимает по делу решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке материалов дела. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для ис¬полнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должно¬стными ли-цами и гражданами.
Значимость решений и действий, предпринимаемых следователем, позволила законодателю за незаконное осуществление некоторых из них ввести уголовную от-ветственность. Преступлением считается:
1,200 руб.