Тема, выбранная мной, показалась мне очень интересной и увлекательной. О вирусах, этих внутриклеточных паразитах, ученым известно сравнительно немного, не говоря уже о тех, кто не занимается их изучением. А ведь вирусы - это возбудители многих заболеваний, с которыми человек сталкивается на протяжении всей жизни, и знать об этих болезнях должен каждый. В наши дни проблема изучения вирусов еще более актуальна: из-за такого опасного вирусного заболевания, как СПИД - «чумы XX века», поиском борьбы с которой заняты многие ученые. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками и болезнями, которые они вызывают, необходимо детально изучить их свойства.
В 1892 году, ученый Д. И. Ивановский описал необычные свойства возбудителей болезни табака, который проходил через бактериальные фильтры.
Через несколько лет Ф. Леффлер и П. Фрош обнаружили возбудителя ящура. А в 1917 году Ф.д’Эррель открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. Так были открыты вирусы растений, животных и микроорганизмов. Эти три события положили начало новой науке - вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.
Вирусы хотя очень малы, и их невозможно увидеть, являются объектом изучения различных наук: медицины, биологии, экологии, паразитологии и т.д.
Вирусы играют большую роль в жизни человека, но в основном отрицательную. Они являются возбудителями ряда опасных заболеваний – оспы, гепатита, энцефалита, краснухи, кори, бешенства, гриппа и др. Среди вирусных болезней растений известна мозаичная болезнь табака, гороха и других культур; у больных растений вирусы разрушают хлоропласты, и пораженные участки становятся бесцветными.
Но вирусы могут быть и полезны. Таковыми оказались вирусы, поражающие позвоночных животных и насекомых. В 50-х годах 20 века в Австралии остро встала проблема с дикими кроликами, которые быстрей саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и приносили огромный экономический ущерб. Для борьбы с ними использовали вирус миксоматоза. С помощью вирусов были сделаны такие выдающиеся открытия, как расшифровка генетического кода и строение генетических нуклеиновых кислот, а также установлены закономерности синтеза белков.
Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные «индикаторы жизни». Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Подсчитано, что человек при средней жизни в 70 лет примерно 7 лет болеет различными вирусными инфекциями. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что «на совести» больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру – бактерий, то станет ясно, что борьба с вирусами – одна из первоочередных задач науки.
750 руб.
Введение 3
I Происхождение и природа вирусов 4
1) Гипотезы происхождения вирусов 4
2) История открытия 5
3) Современные представления о вирусах 6
II Как устроены вирусы 8
1) Кристаллизация 8
2) Составные части вирусов 9
III Взаимодействие вируса с клеткой 10
IV Болезни, вызываемые вирусами 11
1) Способы распространения вирусных инфекций 11
2) Типы вирусных инфекций 12
3) Список «черных дел» вирусов 13
а)Полиомиелит 13
б) Корь 13
в) Вирусный гепатит или болезнь Боткина 14
г) Вирусный герпес 15
д) Грипп 16
е)СПИД 17
ж) Натуральная оспа 18
з)Бешенство 19
и)Ящур 20
4)Вакцинация 21
5) Статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках по средней школе №9 г. Вилючинска 22
VI Опрос учащихся средней школы №9 по вирусным заболеваниям 23
Заключение 25
Термины 26
Список использованной литературы 29
Приложения
750 руб.
Тема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я постаралась передать основные понятия о вирусах, которые необходимы каждому, в том числе и мне. Выполняя эту работу, мы узнали не только о строении и свойствах вирусов, но и о том, как избежать встречи с ними, обезопасить себя. В современном мире такие знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.
В настоящее время биология заняла лидирующее положение в естествознании. Такие термины, как «век биологии», « биологическая революция» характеризуют новый этап научно- технической революции и всевозрастающую роль биологических исследований в жизни человеческого общества.
Биологическая революция отразилась на облике современной вирусологии, обогатив её рядом важнейших результатов и подняв на качественно новый уровень. Из науки описательной вирусология превратилась в точную биологическую дисциплину. Вирусы – это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности.
Есть две ветви вирусологии: классическая и молекулярная. Классическую интересует роль вирусов в патологии различных живых существ (человека, животных, растений и бактерий). Молекулярная - изучает физико-химические свойства вирусов и особенности их размножения.
В профилактике вирусных заболеваний и борьбе с ними наблюдается несколько направлений, имеющих одну и ту же цель:
вакцинация;
выделение или индукция клеточных факторов защиты против вирусных инфекций;
химиопрофилактика и химиотерапия.
По мере изучения экологии вирусов совершенствуются и методы борьбы за прекращение циркуляции вирусов среди естественных хозяев-людей, животных и растений. К этим методам относятся:
а) выведение пород и сортов, генетически устойчивых к вирусным заболеваниям;
б) раскрытие экологии и путей эволюции различных групп вирусов, которые вызывают заболевания человека и полезных для него животных и растений;
в) инженерия на генном уровне - введение нового гена в клетку, что позволяет таким образом восстановить функцию клетки.
Итак, перед вирусологией стоит задача – искоренение вирусных заболеваний и вирусов, паразитирующих в организме человека.
750 руб.
Список использованной литературы.
1 Бурдина К.С. и Пархоменко И.М. «От молекулы до человека», 1998 г.
2 Винчестер А. «Основы современной биологии», 1999 г.
3 Ершов Ф. И., Жданов В. М., Новохатский А. С. « Тайны третьего мира», 2002 г.
4 Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Общая биология», 2002 г.
5 Фельдшер общеобразовательных учреждений. Изд-во «Феникс», 2003 г
6 Петровский Б.В. «Популярная медицинская энциклопедия», 1997 г.
750 руб.