Введение
Актуальность данной проблемы заключается в том, что у детей с нарушением интеллекта наблюдается ряд проблем в развитии эмоционально-волевой сферы: акцентуация характера, повышенная агрессивность. Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы. В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний: хронический неконтролируемый стресс, тревога, депрессия, алекситимия, подавленная агрессия. Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты. Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины). Бронхиальная астма и атопический дерматит являются одними из самых распространенных заболеваний детского возраста. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что от 5 до 10% детей страдают этими заболеваниями, и с каждым годом этот показатель увеличивается. На современном этапе существует острая практическая установить взаимосвязь между соматическими заболеваниями и появлением эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста. Этим и обусловлен выбор темы нашей курсовой работы: «Эмоционально-личностные особенности детей с хроническими заболеваниями (на примере бронхиальной астмы и атопического дерматита)».
Объект исследования – эмоционально-личностные особенности детей с хроническими заболеваниями
Предмет исследования – влияние бронхиальной астмы и атопического дерматита на специфику проявления эмоционально-личностных особенностей детей.
Цель исследования - изучить особенности влияния бронхиальной астмы и атопического дерматита на специфику проявления эмоционально-личностных особенностей детей.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1.Изучить основные подходы к формированию эмоционально-личностных особенностей у детей в трудах отечественных и зарубежных специалистов
2.Обосновать влияние психосоматических заболеваний на проявление эмоционально-личностных особенностей у ребенка
3.Охараткеризовтаь клиническую картину и причины появления бронхиальной астмы и атопического дерматита в детском возрасте.
4.Рассмотреть специфику эмоционально-личностных особенностей у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом.
Теоретико-методологическая база исследования. На разных этапах развития данной проблемой интересовалось немало отечественных и зарубежных психологов. Среди них В.М. Слуцкий, Филиппова Г.Г., Бреслав, Кошелева, Александер Ф., Кобец Т.В. и др., которые рассматривают вопрос о формировании эмоционального благополучия ребенка с разными видами психосоматических нарушений. Среди методов в исследовании активно использовался сопоставление и анализ психолого-педагогической и медицинской литературы.
Структура работы: курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения эмоционально-личностных особенностей у детей с хроническими заболеваниями
1.1.Основные подходы к формированию эмоционально-личностных особенностей у детей в трудах отечественных и зарубежных специалистов…..5
1.2.Влияние психосоматических заболеваний на проявление эмоционально-личностных особенностей у ребенка………………………………………………8
Глава 2. Анализ специфики проявления эмоционально-личностных особенностей у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом
2.1.Клиническая картина и причины появления бронхиальной астмы и атопического дерматита в детском возрасте……………………………………..14
2.2.Специфика эмоционально-личностных особенностей у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………………30
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Проблема эмоционального развития детей по праву признается одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях.
В основном, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций – когнитивного и мотивационного. Детский влозраст является сензитивным для формирования целостного образа Я, основным компонентом которого является эмоциональное благополучие.
Одной из сложных и актуальных проблем детской психиатрии является диагностика депрессивных состояний как одного из эмоционально-личнотсных расстройств у детей с хроническими заболеваниями. Многообразие клинических вариантов, отсутствие синдромальной психопатологической завершенности клинической картины, полиморфизм, атипичность и стертость симптоматики являются особенностью проявлений депрессивных состояний в детском возрасте и затрудняют распознавание и терапию этих расстройств. Это особенно свойственно депрессивным состояниям невротического и субпсихотического уровней. Все большую и большую распространенность приобретают психосоматические расстройства у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом.
Можно предположить, что патогенез «психосоматических расстройств» складывается из значительного числа факторов: 1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенности соматическими нарушениями и дефектами; 2. наследственной предрасположенности к психосоматическим расстройствам; 3. изменений в ЦНС, приводящих к нейродинамическим сдвигам; 4. личностных особенностей; 5. психического и физического состояния во время психотравмирующих событий; 6. фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов; 7. особенностей психотравмирующих событий. Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.
В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов. Она характеризуется периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции слизи и отека слизистой оболочки бронхов. На основании типичных приступов удушья врач определяет диагноз "бронхиальная астма". Иногда ставят такой диагноз даже в тех случаях, когда у ребенка отмечается длительный сухой приступообразный кашель, который усиливается по ночам или при пробуждении. Бронхиальная астма относится к болезням с наследственной предрасположенностью и, как правило, развивается у детей, в семейном анамнезе которых отмечаются больные с аллергическими заболеваниями. У некоторых детей с бронхиальной астмой при кажущемся отсутствии семейной предрасположенности, возможно, имеются родственники, у которых отмечались хрипы в легких, неправильно диагностированные как "хронический бронхит" или "эмфизема легких".
Атопический дерматит — один из самых частых дерматозов, развивающихся с раннего детства и сохраняющихся в той или иной степени выраженности в пубертатном и взрослом возрасте. Атопический дерматит является проявлением генетической предрасположенности (атопии) к аллергическим реакциям, обусловленной гиперреактивным статусом со склонностью сосудов к вазоконстрикции, особенностями иммунологической реактивности организма — гипериммуноглобулинемией е (е-атопия) со склонностью к иммунодефициту, наследственными нарушениями нейрогуморальной регуляции (снижение адренорецепции), генетически детерминированной энзимопатией.
В ходе исследования была выявлена клиническая картина проявления эмоционально-личностных расстройств у детей. Для детей, страдающих бронхиальной астмой специфичен конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения
У больных атопическим дерматитом наблюдаются выраженные в разной степени невротические расстройства: повышенная возбудимость или заторможенность, быстрая истощаемость, астения, эмоциональная лабильность, бессонница и т. д. Все это поддерживает мучительный и упорный зуд - доминирующий симптом заболевания.
причины возникновения эмоционально-личностных расстройств у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом главным образом с точки зрения функциональных нарушений в центральной нервной системе, а затем уже в вегетативной, эндокринной, роль аллергического состояния организма, а также нарушения обменных процессов в деятельности различных внутренних органов не противоречат, а дополняют друг друга.
1,200 руб.
Список литературы
1. Александер Ф. - Психосоматическая медицина – М., 2005.
2. Антипова О.С. // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. – Воронеж, 2004. – Вып. – 6. – С. 94–99.
3. Антипова О.С. Исследование механизмов психологической защиты детей, страдающих бронхиальной астмой / Антипова О.С., Куликова О.Н.// Актуальные проблемы охраны материнства и детства, сборник материалов международной российско-американской научно-практической конференции. – Тула, 2007 – С. 8–9.
4. Алешина М.А. Атопический дерматит (диффузный нейродермит): клиника и патология – М., 2008.
5. Афанасенко Л.К. Коррекция психоневрологических расстройств у детей с хроническими заболеваниями / Афанасенко Л.К., Фролова Л.В., Куликова О.Н. // II Всероссийская университетская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов по медицине: Сб. матер. – М, 2008. – С. 11–12.
6. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.
7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
8. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. — М., 1984. — Т. 4. -С. 90-318.
9. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1968. — № 2. — С. 149-152.
10. Гаврилова Г. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.
11. Гальперин П.Я. Физиологические особенности детей. — М., 1965.
12. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Психофизиология эмоций. — М., 1985.
13. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 1966.
14. Дмитриева С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997.
15. Елисеев Ю.Ю. "Психосоматические заболевания.
16. Запорожец А. В., Ветер Л. А., ЗинченкоВ.П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
17. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
18. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: В 2 т. — М., 1986.
19. Запорожец А. В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981.
20. Запорожец А. В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. - № 6
21. Изард К. Психология эмоций. — СПб., 2000.
22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001.
23. Конева О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1996.
24. Кошелева А. Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1983.
25. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
26. Кобец Т.В. Аллергические заболевания у детей – М., 2007.
27. Красноруцкая О.Н. Оценка структуры эмоционально-личностной сферы, механизмов психологической защиты детей, страдающих бронхиальной астмой /Красноруцкая О.Н., О.Ю. Ширяев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Медицина. – 2008. – №7. – С. 297–301.
28. Куликова О.Н. Изучение личностной и эмоциональной сферы, механизмов психологической защиты детей, страдающих бронхиальной астмой /Куликова О.Н.,
29. Куликова О.Н. Особенности психоэмоционального состояния и механизмы психологической защиты у детей, больных бронхиальной астмой / Куликова О.Н., Натаров А.А. // III Всероссийская университетская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов по медицине, сборник материалов. – М, 2008. – С. 130–131.
30. Психотерапия бронхиальной астмы // III Всероссийская университетская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов по медицине, сборник материалов. – М, 2008.
1,200 руб.